Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. N 58-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 4 июня 2018 года, которым удовлетворен административный иск первого заместителя прокурора Хабаровского края об оспаривании отдельных положений порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, утвержденных постановлением правительства Хабаровского края от 7 ноября 2016 года N 396-пр.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя правительства Хабаровского края Кана С.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
7 ноября 2016 года правительством Хабаровского края принято постановление N 396-пр, которым утверждены порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных.
Согласно подпункту 5 пункта 2.7 названного Порядка и условий основанием для отказа в предоставлении субсидии является отсутствие бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год на цели предоставления субсидии.
Абзацем первым пункта 2.6 названного Порядка и условий министерству предписано по результатам рассмотрения документов и информации, указанных в пункте 2.5 настоящего раздела, в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного абзацем первым пункта 2.5 настоящего раздела, совершить действия, предусмотренные подпунктами 1 или 2 пункта 2.6 названного Порядка и условий.
Согласно пункту 2.9 названного Порядка и условий заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения соглашения подписывает его со своей стороны и представляет в министерство.
Абзацем первым пункта 2.10 названного Порядка и условий министерству предписано в случае поступления в министерство в срок, установленный пунктом 2.9 настоящего раздела, соглашения, подписанного руководителем заявителя, в течение 10 рабочих дней со дня поступления соглашения совершить действия, предусмотренные абзацами вторым-четвертым пункта 2.10 названного Порядка и условий.
Согласно абзацу второму пункта 2.10 названного Порядка и условий в случае поступления в министерство в срок, установленный пунктом 2.9 настоящего раздела, соглашения, подписанного руководителем заявителя, министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления соглашения принимает решение о предоставлении заявителю субсидии.
Первый заместитель прокурора Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу следующих положений названного Порядка и условий: подпункта 5 пункта 2.7 и абзаца второго пункта 2.10, а также слов "в течение пяти рабочих дней" в абзаце первом пункта 2.6 и слов "в течение 10 рабочих дней" в пункте 2.9 и абзаце первом пункта 2.10.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что подпункт 5 пункта 2.7 оспариваемого Порядка и условий противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Хабаровского края от 26 июля 2005 года N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" и подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 года N 277-пр; абзац второй пункта 2.10 оспариваемого Порядка и условий противоречит абзацам второму и третьему пункта 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а остальные оспариваемые положения Порядка и условий противоречат абзацу второму пункта 9 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887.
Решением Хабаровского краевого суда от 4 июня 2018 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе правительство Хабаровского края просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Признавая не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 5 пункта 2.7 оспариваемого Порядка и условий, устанавливающий, что основанием для отказа в предоставлении субсидии является отсутствие бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год на цели предоставления субсидии, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 (в том числе приложения N 9 о правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса), Закона Хабаровского края "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае", подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" названной выше государственной программы Хабаровского края, а также положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, правомерно исходил из того, что, принимая на себя обязательства предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края субсидии из краевого бюджета на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства", правительство Хабаровского края обязано предусматривать бюджетные ассигнования для реализации своего постановления от 7 ноября 2016 года N 396-пр "О порядке и об условиях предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных", поэтому основание для отказа в предоставлении субсидии, установленное подпунктом 5 пункта 2.7 оспариваемого Порядка и условий, не может быть признано соответствующим положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку такое основания для отказа в предоставлении субсидии позволяет не предусматривать в бюджете на очередной финансовый год расходные обязательства для целей предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда в этой части согласилась.
Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для признания остальных оспариваемых положений Порядка и условий недействующими, противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имелось.
Положениями пунктов 2.5-2.11 оспариваемого Порядка и условий закреплено следующее.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока приема документов рассматривает представленные в министерство сельскохозяйственными товаропроизводителями документы для получения субсидии и в целях проверки соответствия заявителей отдельным требованиям, которым должен соответствовать сельскохозяйственный товаропроизводитель, получает соответствующую информацию посредством использования государственных автоматизированных информационных систем, а также межведомственного взаимодействия (пункт 2.5).
По результатам рассмотрения указанных документов и информации министерство в течение пяти рабочих дней со дня истечения названного выше срока либо направляет заявителю проект соглашения в двух экземплярах для подписания и размещает на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о направлении заявителю проекта соглашения для подписания в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии, установленных подпунктами 1-5 пункта 2.7 оспариваемого Порядка и условий, либо принимает решение об отказе в предоставлении субсидии и направляет заявителю письменное уведомление о принятом решении с обоснованием причины отказа в предоставлении субсидии в случае наличия оснований для отказа в предоставлении субсидии, установленных подпунктами 1-5 пункта 2.7 оспариваемого Порядка и условий (пункт 2.6).
Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения соглашения подписывает его со своей стороны и представляет в министерство (пункт 2.9).
В случае поступления в министерство в названный выше срок соглашения, подписанного руководителем заявителя, министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления соглашения принимает решение о предоставлении заявителю субсидии (абзац второй пункта 2.10), подписывает соглашение со своей стороны и направляет один экземпляр заявителю (абзац третий этого же пункта) и перечисляет субсидию на расчетный счет заявителя, указанный в заявлении на предоставление субсидии (абзац четвертый этого же пункта).
Не поступление в министерство в названный выше срок соглашения, подписанного руководителем заявителя, является основанием для отказа в предоставлении субсидии (подпункт 6 пункта 2.7), о чем министерство в таком случае в течение 10 рабочих дней со дня истечения названного выше срока принимает решение об отказе заявителю в предоставлении субсидии и письменно уведомляет заявителя о принятом решении с обоснованием причины отказа в предоставлении субсидии (пункт 2.11).
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что суммарная продолжительность сроков, установленных в оспариваемых положениях, выходит за пределы срока, установленного абзацем вторым пункта 9 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887, а абзац второй пункта 2.10 оспариваемого Порядка и условий позволяет министерству пересмотреть свое решение после поступления в министерство подписанного соглашения, что также противоречит названным общим требованиям.
Такой вывод суда является ошибочным.
Как следует из пункта 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей правила предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
На основании подпунктов 3 и 4 пункта 2.8 оспариваемых Порядка и условий обязательными положениями соглашения о предоставлении субсидий должны являться обязательство сельскохозяйственного товаропроизводителя края о представлении в министерство отчетности в соответствии с пунктом 4.1 раздела 4 настоящих Порядка и условий, обязательство сельскохозяйственного товаропроизводителя края о включении в договоры (соглашения), заключаемые в целях исполнения обязательств по соглашению, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям), на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения указанными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.1 Порядка и условий, одним из обязательных условий предоставления субсидий является согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя края на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения сельскохозяйственным товаропроизводителем края условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Таким образом, при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела судом первой инстанции не учтено, что предоставление заявителю субсидии осуществляется в несколько этапов, из которых условно представляется возможным выделить следующие.
Один из этапов заключается в рассмотрении представленных в министерство сельскохозяйственными товаропроизводителями документов для получения субсидии и проверке соответствия заявителей отдельным требованиям, которым должен соответствовать сельскохозяйственный товаропроизводитель. Данный этап завершается либо направлением заявителю проекта соглашения в двух экземплярах для подписания и размещением на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о направлении заявителю проекта соглашения для подписания, либо принятием решения об отказе в предоставлении субсидии и направлении заявителю письменного уведомления о принятом решении с обоснованием причины отказа в предоставлении субсидии.
Следующий этап заключается в подписании заявителем полученного соглашения со своей стороны и представлении заявителем подписанного соглашения в министерство.
Заключительный этап состоит либо в принятии министерством решения о предоставлении заявителю субсидии, подписании министерством соглашения со своей стороны и перечислении министерством субсидии на расчетный счет заявителя, либо в принятии решения об отказе заявителю в предоставлении субсидии в случае непоступления в министерство подписанного соглашения в установленный срок.
Исходя из абзаца второго пункта 9 названных выше общих требований, правовой акт должен содержать положения о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им документов в установленные сроки решения.
Указанным требованиям, вопреки суждениям суда первой инстанции, оспариваемые положения Порядка и условий соответствуют, поскольку данными положениями закреплено, что и принятие министерством решения о предоставлении заявителю субсидии, и подписание министерством соглашения со своей стороны, и перечисление субсидии на расчетный счет заявителя, составляющие в единстве заключительный этап в рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии, осуществляются министерством в течение 10 рабочих дней. Суд первой инстанции ошибочно полагал, что направление заявителю проекта соглашения для подписания свидетельствует о принятии таким образом министерством решения о предоставлении заявителю субсидии, в связи с чем названный выше десятидневный срок необходимо отсчитывать со дня направления заявителю указанного проекта соглашения, поскольку принятие такого решения предусмотрено не положениями пункта 2.6 оспариваемого Порядка и условий, а положениями пункта 2.10 этого же Порядка и условий, регламентирующих разные этапы разрешения вопроса о предоставлении субсидии, при этом положениями пункта 2.6 оспариваемого Порядка и условий предусмотрено направление заявителю только проекта соглашения, до согласования условий и подписания которого сторонами не имеющего юридической силы, а положениями пункта 2.10 этого же Порядка и условий предусмотрено принятие министерством решения о предоставлении заявителю субсидии по результатам подписанного соглашения.
Что же касается суждений суда первой инстанции о том, что абзац второй пункта 2.10 оспариваемого Порядка и условий позволяет министерству пересмотреть свое решение после поступления в министерство подписанного соглашения, то Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации нашла данные суждения суда не основанными на каких-либо определенных положениях нормативных правовых актов. Наоборот, из оспариваемого Порядка и условий однозначно следует, что после поступления в министерство подписанного соглашения министерство вправе принять решение об отказе заявителю в предоставлении субсидии исключительно в случае поступления в министерство подписанного соглашения с нарушением установленного срока.
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обжалуемое решение суда первой инстанции в части признания недействующими абзаца первого пункта 2.6 в части слов "в течение пяти рабочих дней", пункта 2.9 в части слов "в течение 10 рабочих дней", абзаца первого пункта 2.10 в части слов "в течение 10 рабочих дней", а также абзаца второго пункта 2.10 порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, утвержденных постановлением правительства Хабаровского края от 7 ноября 2016 года N 396-пр, подлежащим отмене с принятием по административному делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы правительства Хабаровского края об отмене решения суда в части признания недействующим подпункта 5 пункта 2.7 оспариваемого Порядка и условий Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отклоняет, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 4 июня 2018 года в части признания недействующими абзаца первого пункта 2.6 в части слов "в течение пяти рабочих дней", пункта 2.9 в части слов "в течение 10 рабочих дней", абзаца первого пункта 2.10 в части слов "в течение 10 рабочих дней", а также абзаца второго пункта 2.10 порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, утвержденных постановлением правительства Хабаровского края от 7 ноября 2016 года N 396-пр, отменить.
В указанной части принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении названных административных исковых требований первого заместителя прокурора Хабаровского края отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. N 58-АПГ18-13
Текст определения официально опубликован не был