Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2018 г. N 5-АПГ18-101
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 19 июня 2018 года, которым удовлетворен административный иск закрытого акционерного общества Булочнокондитерский комбинат "Коломенский" о признании не действующими пунктов 14503, 14509, 14510, 14511, 14512 и 14564 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя правительства Москвы Снегиревой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя закрытого акционерного общества Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский" Батулина А.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы (http:www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года опубликованным в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы", N 67, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды".
Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
В указанный Перечень на 2018 год включены нежилые здания со следующими кадастровыми номерами:
77:05:0004003:1009, расположенное по адресу: г. Москва, район Нагатино-Садовники, Хлебозаводский проезд, д. 7, стр. 7 (пункт 14503);
77:05:0004003:1050, расположенное по адресу: г. Москва, район Нагатино-Садовники, Хлебозаводский проезд, д. 7 (пункт 14509);
77:05:0004003:1051, расположенное по адресу: г. Москва, район Нагатино-Садовники, Хлебозаводский проезд, д. 7, стр. 3 (пункт 14510);
77:05:0004003:1052, расположенное по адресу: г. Москва, район Нагатино-Садовники, Хлебозаводский проезд, д. 7, стр. 4 (пункт 14511);
77:05:0004003:1053, расположенное по адресу: г. Москва, район Нагатино-Садовники, Хлебозаводский проезд, д. 7, стр. 6 (пункт 14512);
77:05:0004003:1215, расположенное по адресу: г. Москва, район Нагатино-Садовники, Хлебозаводский проезд, д. 7, стр. 2 (пункт 14564).
Закрытое акционерное общество Булочно-кондитерский комбинат "Коломенский" (далее - общество, ЗАО БКК "Коломенский") обратилось в суд с административным иском о признании не действующими с 1 января 2018 года пунктов 14503, 14509, 14510, 14511, 14512 и 14564 Перечня, ссылаясь на то, что является собственником указанных объектов недвижимости, в которых располагаются цеха по производству хлебобулочных и кондитерских изделий, и не обладающих признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечень нарушает права общества в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 19 июня 2018 года удовлетворен административный иск ЗАО БКК "Коломенский".
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данных статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом в целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилые здания включены в Перечень по виду разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0004003:77 и 77:05:0004003:9260, на которых они расположены.
Из материалов дела видно, что распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 28 ноября 2016 года N 35144 осуществлено перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0004003:77 и 77:05:0004003:96, в результате чего образовано четыре земельных участка, включая участок 77:05:0004003:ЗУ4, поставленный на кадастровый учет 26 июня 2017 года с присвоением кадастрового номера 77:05:0004003:9260.
Нежилые здания, собственником которых является административный истец, расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0004003:9260 и имеющем, в том числе вид разрешенного использования: бытовое обслуживание (3.3) земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).
Распоряжением департамента городского имущества г. Москвы от 24 ноября 2017 года N 39930 названному земельному участку с кадастровым номером 77:05:0004003:9260 установлен следующий вид разрешенного использования: производственная деятельность (6.0), о чем 16 февраля 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие сведения.
Граница названного земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004003:77, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости снят с государственного кадастрового учета 15 марта 2018 года, с присвоением статуса "архивный".
18 апреля 2018 года между Департаментом городского имущества г. Москвы и ЗАО БКК "Коломенский" заключен договор аренды, предметом которого является аренда обществом земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004003:9260, общей площадью 15 390 кв.м, для целей эксплуатации зданий под производственную деятельность в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка.
Удовлетворяя административный иск, суд правильно указал на то, что нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0004003:9260, сформированном в установленном законом порядке и на момент наступления налогового периода 2018 года имеющем вид разрешенного использования: производственная деятельность (6.0), который не предусматривает размещение на нем офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них.
При этом суд обосновано признал ошибочным довод правительства Москвы о том, что вид разрешенного использования земельного участка считается измененным с момента внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Как указал суд, распоряжение департамента городского имущества г. Москвы об изменении вида разрешенного использования земельного участка является правовым актом и вступает в силу с момента его издания. Следовательно, наличие или отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости до начала налогового периода сведений об измененном виде разрешенного использования земельного участка не влияет на факт изменения такого вида, установленного распоряжением органа исполнительной власти г. Москвы.
Судом также учтено, что земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004003:77 фактически перестал существовать с момента издания распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 28 ноября 2016 года, однако формально данные о нем содержались Едином государственном реестре недвижимости в актуальном статусе до марта 2018 года.
При таких обстоятельствах, решение суда о признании оспариваемых норм недействующими является законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 19 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2018 г. N 5-АПГ18-101
Текст определения официально опубликован не был