Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ФАС России
от 27.11.2018 N 1646/18
Положение
об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)
I. Общие положения
1. Положение об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности ФАС России требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности ФАС России.
2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в ФАС России;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - подразделения ФАС России, осуществляющие внедрение и контроль за исполнением в ФАС России антимонопольного комплаенса.
3. Задачи антимонопольного комплаенса ФАС России:
а) выявление комплаенс-рисков;
б) управление комплаенс-рисками;
в) контроль за соответствием деятельности ФАС России требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования ФАС России антимонопольного комплаенса.
4. При организации антимонопольного комплаенса ФАС России руководствуется следующими принципами:
а) заинтересованность руководства ФАС России в эффективности антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки комплаенс-рисков;
в) информационная открытость функционирования в ФАС России антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
5. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется руководителем ФАС России, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение служащими ФАС России правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков ФАС России;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков ФАС России;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый Коллегиальным органом.
6. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между структурными подразделениями ФАС России: Правовым управлением ФАС России. Управлением государственной службы ФАС России, Контрольно-финансовым управлением ФАС России.
7. К компетенции Правового управления ФАС России относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) подготовка и представление руководителю ФАС России на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов ФАС России, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) консультирование служащих ФАС России по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями ФАС России по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и приказами ФАС России;
е) информирование руководителя ФАС России о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
ж) подготовка и внесение на утверждение руководителя ФАС России карты комплаенс-рисков ФАС России;
з) определение и внесение на утверждение руководителя ФАС России ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
и) подготовка и внесение на утверждение руководителя ФАС России плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФАС России;
к) подготовка для подписания руководителем ФАС России и утверждения Коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
л) организация совместно с Управлением государственной службы ФАС России систематического обучения работников ФАС России требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
8. К компетенции Управления государственной службы ФАС России относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений ФАС России, разработка предложений по их исключению;
б) проведение проверок в случаях, предусмотренных пунктом 28 Положения;
в) информирование руководителя ФАС России о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
г) ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением при поступлении на государственную службу в ФАС России;
д) организация совместно с Правовым управлением ФАС России систематического обучения работников ФАС России требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
9. К компетенции Контрольно-финансового управления ФАС России относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) координация взаимодействия с Коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы Коллегиального органа;
б) информирование руководителя ФАС России о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
10. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - Коллегиальный орган), возлагаются на Общественный совет при Федеральной антимонопольной службе.
11. К функциям Коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФАС России в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения ФАС России антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
12. Выявление и оценка комплаенс-рисков ФАС России: осуществляется Правовым управлением ФАС России.
13. В целях выявления комплаенс-рисков Правовым управлением ФАС России в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности ФАС России;
б) анализ нормативных правовых актов ФАС России, а также правовых актов, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства (публичные заявления, письма, консультации и т.д.);
в) анализ проектов нормативных правовых актов ФАС России;
г) мониторинг и анализ практики применения ФАС России антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров и обобщений ФАС России);
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
14. При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 13 Положения, Правовое управление ФАС России осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях и территориальных органах ФАС России.
15. В целях реализации положений, установленных настоящим разделом Положения, в территориальном органе ФАС России руководителем территориального органа назначается уполномоченное должностное лицо уровня не ниже заместителя руководителя (заместителя руководителя - начальника отдела).
16. Уполномоченное должностное лицо территориального органа ФАС России обеспечивает (в отношении соответствующего территориального органа) подготовку:
а) аналитической справки, содержащую результаты анализа информации по вопросам, указанным в пункте 13 Положения;
б) предложений в карту комплаенс-рисков ФАС России в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;
в) предложений в план мероприятий ("дорожную карту") ФАС России в соответствии с требованиями, установленными разделом V Положения.
17. Руководитель территориального органа ФАС России обеспечивает представление в Правовое управление ФАС России документов, указанных в пункте 16 Положения, в срок не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным.
18. Руководитель территориального органа ФАС России обеспечивает обсуждение документов, указанных в пункте 16 Положения, на общественном совете при территориальном органе ФАС России, не реже одного раза в год.
19. На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 13 Положения, и сведений, представленных руководителями территориальных органов ФАС России в соответствии с пунктами 16, 17 Положения, Правовое управление ФАС России" срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит:
а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;
б) проект карты комплаенс-рисков ФАС России, подготовленной в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;
в) проект ключевых показателей эффективности, антимонопольного комплаенса в ФАС России, разработанных в соответствии с требованиями, установленными разделом VI Положения;
г) проект доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными разделом VIII Положения.
20. При проведении (не реже одного раза в год) Правовым управлением ФАС России анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях ФАС России и территориальных органах ФАС России сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в ФАС России, который содержит классифицированные по сферам деятельности ФАС России сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию ФАС России, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных ФАС России на недопущение повторения нарушения.
21. При проведении Правовым управлением ФАС России анализа нормативных правовых актов ФАС России реализуются мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов ФАС России (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких, актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте ФАС России (в срок не позднее мая отчетного года);
б) размещение на официальном сайте ФАС России уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с мая по август отчетного года);
г) представление руководителю ФАС России сводного доклада с обоснованием целесообразности, (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты ФАС России (в срок не позднее сентября отчетного года).
22. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов Правовым управлением ФАС России реализуются мероприятия (в течение отчетного года):
а) размещение на официальном сайте ФАС России (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
23. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в ФАС России Правовым управлением ФАС России реализуются мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в ФАС России (в части соответствующих обзоров и обобщений ФАС России);
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в ФАС России.
24. В рамках проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 23 Положения, Правовым управлением ФАС России подготавливаются:
а) ежеквартальные и ежегодные обзоры рассмотрения жалоб на решения и предписания территориальных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
б) ежемесячные обзоры судебной практики по антимонопольным делам.
25. Выявленные комплаенс-риски отражаются Правовым управлением ФАС России в карте комплаенс-рисков ФАС России согласно разделу IV Положения.
26. Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляется Правовым управлением ФАС России по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы: идентификации комплаенс-риска, анализа комплаенс-риска и сравнительной оценки комплаенс-риска.
27. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р.
28. В случае если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков Правовым управлением ФАС России обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении .гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций, указанные материалы подлежат передаче в Управление государственной службы ФАС России. Обеспечение мер по минимизации коррупционных рисков в таких случаях осуществляется в порядке, установленном внутренними документами ФАС России,
29. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков ФАС России в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
30. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Карта комплаенс-рисков ФАС России
31. В карту комплаенс-рисков ФАС России включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
32. Карта комплаенс-рисков ФАС России утверждается руководителем ФАС России и размещается на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
V. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков ФАС России
33. В целях снижения комплаенс-рисков Правовым управлением ФАС России ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков ФАС России, План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков ФАС России подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков ФАС России.
34. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков ФАС России должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков ФАС России.) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков ФАС России в обязательном порядке должны быть указаны:
- общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков ФАС России);
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
- ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);
- срок исполнения мероприятия.
При необходимости в плане мероприятии ("дорожной жарте") по снижению комплаенс-рисков ФАС России могут быть указаны дополнительные сведения:
- необходимые ресурсы;
- календарный план (для многоэтапного мероприятия);
- показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
- требования к обмену информацией и мониторингу;
- прочие.
35. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков ФАС России утверждается руководителем ФАС России в срок не позднее 31 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия. Утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФАС России обеспечивает Правовое управление ФАС России.
36. Правовое управление ФАС России на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФАС России.
37. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФАС России подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
38. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
39. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для Правового управления ФАС России, Управления государственной службы ФАС России, Контрольно-финансового управления ФАС России, так и. для ФАС России в целом.
40. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления, комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях, (единицы, штуки), так. и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
41. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются Правовым управлением и утверждаются руководителем ФАС России на отчетный год ежегодно в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
42. Правовое управление ФАС России ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
43. Оценка эффективности организации и функционирования в ФАС России антимонопольного комплаенса осуществляется Коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
44. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту комплаенс-рисков ФАС России, утвержденную руководителем ФАС России на отчетный период;
б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные руководителем ФАС России на отчетный период;
в) план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков ФАС России, утвержденный руководителем ФАС России на отчетный период.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
45. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется Правовым управлением на подпись руководителю ФАС России, а подписанный руководителем ФАС России проект доклада представляется на утверждение Коллегиальному органу ежегодно в следующем порядке и сроки.
Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется Правовым управлением ФАС России на подпись руководителю ФАС России не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Правовое управление ФАС России обеспечивает подписание проекта доклада руководителем ФАС России в срок не позднее 01 марта года, следующего за отчетным.
Контрольно-финансовое управление ФАС России обеспечивает представление подписанного руководителем ФАС России доклада в Коллегиальный орган в течение недели с момента его подписания.
46. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.
47. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении .ключевых, показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
48. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца с момента его утверждения.
IX. Ознакомление служащих ФАС России с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
49. При поступлении на государственную службу в ФАС России Управление государственной службы ФАС России обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением.
50. Правовое управление ФАС России совместно с Управлением государственной службы ФАС России организует систематическое обучение работников ФАС России требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- иные обучающие мероприятия, предусмотренные внутренними документами ФАС России.
51. Вводный, (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и Положением проводятся при приеме работников на работу.
Вводный (первичный) инструктаж осуществляется в рамках ежеквартальных семинаров для вновь принятых сотрудников.
52. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, правового акта об антимонопольном комплаенсе, а также в случае реализации комплаенс-рисков в деятельности ФАС России.
Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до заинтересованных структурных управлений ФАС России информационных сообщений, селекторных совещаний с участием, территориальных органов ФАС России.
53. Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
X. Ответственность
54. Правовое управление ФАС России, Управление государственной службы ФАС России, Контрольно-финансовое управление ФАС России несут ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в ФАС России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
55. Служащие ФАС России несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов ФАС России, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2018 г. N 1646/18 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.