Occupational safety standards system. Health management systems. Risk assessment methods to ensure the safety of work
МКС 13.100
Дата введения 1 июня 2019 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет", Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис"
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2018 г. N 111-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 сентября 2018 г. N 578-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.5-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2019 г.
5 Введен впервые
Введение
Реализация производственных процессов и трудовых операций, неразрывно связанная с опасными и вредными производственными факторами и иными опасностями, принципиально не может быть абсолютно безопасной для работающего, поскольку практически всегда существует случайная возможность возникновения ситуации, когда воздействие опасностей на организм работающего становится неотвратимым.
Такие случайные возможности неблагоприятных событий с учетом значимости их последствий называют рисками (англ. risk), а их оценка (англ. risk assessment) - выявление, анализ и оценивание - является обязательным и центральным моментом в рамках системы управления охраной труда, требования к которой изложены в ГОСТ 12.0.230-2007.
Огромное разнообразие рисков (политических, идеологических, стратегических, финансовых, экономических, экологических, технологических, технических и т.п.), методологических концепций теории риска и методических подходов к анализу и оцениванию рисков не позволили международному сообществу специалистов по безопасности труда прийти в настоящее время к единому понятийно-терминологическому аппарату и единообразно применяемой концепции оценки риска в сфере безопасности труда и безопасности производства, а также к единому практическому методу оценки риска, основанному на общих теоретических постулатах.
Существуют многочисленные примеры ситуаций, когда различные нормативные и методические документы по оценке риска не являются совместимыми либо носят сугубо частный характер. В таких ситуациях приходится использовать один из имеющихся методов либо создавать новый метод. Тем самым возникает устойчивая потребность в некоторой обобщенной, стандартизованной, унифицированной и универсальной методике, позволяющей организациям с учетом конкретной специфики производства разрабатывать и применять на практике собственные методы оценки риска, закрепленные на уровне локальных нормативных документов.
Настоящий стандарт направлен на установление общего методического инструментария по разработке и применению методов оценки риска. В силу принципиальной невозможности создать один единственный универсальный метод оценки рисков, пригодный для любых организаций любого вида экономической деятельности, настоящий стандарт содержит в себе лишь общие подходы и универсальные принципы, отдельные конкретные указания, приемы и методы, алгоритмы их сочетанного и последовательно-параллельного применения, позволяющие любой организации создавать применительно к конкретным особенностям своего производства действенные, ориентированные на практическое применение методы и методики оценки риска.
Настоящий стандарт направлен на установление практико-ориентированных подходов к разработке конкретных методик оценки риска для обеспечения безопасного выполнения работ, в ходе которого возможно воздействие опасных и/или вредных производственных факторов на организм работающего. Применение этих методик позволяет обеспечить профилактические мероприятия по управлению профессиональными рисками утраты трудоспособности в процессе трудовой деятельности.
Настоящий стандарт призван обеспечить единообразие процедур и получаемых оценкой рисков результатов и предназначен для межгосударственного и национального регулирования в странах, использующих русскоязычную терминологию и сложившийся в сфере безопасности и охраны труда понятийный аппарат.
Поскольку методы оценки рисков требуют исключительной точности и однозначности всей используемой терминологии и понятийного аппарата, настоящий стандарт приводит адаптированную для оценки риска выполнения работ терминологию, а в приложения дополнительные пояснения для применяющих данный стандарт организаций и лиц.
В основу настоящего стандарта положено общепризнанное мировым сообществом специалистов по безопасности труда и производства положение о том, что процедура оценки риска в общем случае представляет собой структурированный процесс исследования случайных процессов для определения как возможности реализации тех или иных ситуаций, заканчивающихся воздействием опасностей на организм работающего, так и значимости неблагоприятных последствий такой реализации. При этом для большей практической применимости и простоты внедряемых в организации методов оценки риска настоящий стандарт развивает и дополняет имеющиеся подходы, сохраняя преемственность и традиции действующих концепций и методик оценки риска.
В настоящем стандарте учтены практические потребности и современные требования системного управления охраной труда, связанные с унифицированной научной базой для разработки методик оценки риска. В основу настоящего стандарта положены успешно применяемые на практике методы оценки риска. Стандарт не содержит принципиально новых, не апробированных ранее приемов и методов.
Настоящий стандарт логично дополняет в системе управления охраной труда этап "Идентификация опасностей", описанный в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230.4-2018.
Использование положений настоящего стандарта позволяет обеспечить требуемое качество выполнения оценки риска, а также корректное представление результатов проведенной оценки риска для последующего выбора мер по управлению рисками и защите работающих от воздействия опасных и/или вредных производственных факторов.
Настоящий стандарт не содержит детального, единообразно определенного для любой организации метода оценки риска. Руководствуясь положениями настоящего стандарта, организации вправе самостоятельно выбирать методы оценки риска, в том числе и не приведенные в настоящем стандарте, с учетом их применимости в конкретных случаях и в зависимости от конкретной ситуации, а также требований национального законодательства.
Настоящий стандарт не содержит конкретных технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и иных нормативных правовых актов сферы технического регулирования.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на методы, методики и процедуры оценки риска в рамках системы управления охраной труда и устанавливает:
а) общие подходы, основные приемы, процедуры и особенности оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ;
б) принципы практического применения методов оценки риска на различных этапах выполнения работ.
1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения организациями любых организационно-правовых форм.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 12.0.003-2015 Система стандартов по безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования
ГОСТ 12.0.230.3-2016 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности
ГОСТ 12.0.230.4-2018 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.003, ГОСТ 12.0.230, ГОСТ 12.0.230.3, ГОСТ 12.0.230.4, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 делокализация: Самопроизвольное высвобождение и распространение опасности или ее источника из ограниченного пространства первоначальной локализации.
Примечание - Используемые в производстве источники опасности всегда локализованы (например, в опасной зоне). Там они находятся под контролем. Спонтанные высвобождения источников опасностей с дальнейшим бесконтрольным распространением в рабочей зоне представляют собой самые значительные риски.
3.2 оценивание риска: Определение степени риска, заключающееся в присвоении риску того или иного ранга шкалы порядка, балльного или вербального.
3.3 риск воздействия: Сочетание случайной возможности воздействия опасности на организм работающего и значимости (тяжести) последствий такого воздействия.
Примечание - Риск воздействия является самым простым для выявления и самым важным для обеспечения защиты работающего человека от опасностей.
3.4 ситуационный риск (риск инициирования): Сочетание случайной возможности возникновения и значимости (тяжести) последствий опасной ситуации, в которой не исключен риск воздействия и в которой могут появиться новые опасности с соответствующими рисками воздействия или инициирования.
3.5 компетентность: Знания лицом персонала правил безопасного выполнения работ, умения безопасно выполнять и/или руководить безопасным выполнением работ, автоматические навыки безопасного выполнения тех или иных рабочих операций и/или уверенного руководства безопасным выполнением работ.
Примечание - Определение дано для сферы безопасности труда в целях оценки человеческого фактора.
3.6 ранжирование: Процедура упорядочения объектов ранжирования в порядке убывания или возрастания какого-либо их качественного свойства при измерениях в шкале порядка.
Примечание - При ранжировании по шкале порядка можно говорить лишь о порядке расположения измеряемых объектов, например о том, что объект больше или меньше других, но невозможно дать количественную оценку - во сколько раз больше или меньше.
3.7 степень риска: Мера риска, балльная и/или вербальная, ранжирующая по шкале порядка место данного риска среди других рисков.
3.8 пренебрежимо малая степень риска: Степень такого риска, наличием которого можно пренебречь и, не предпринимая никаких специальных мер обеспечения безопасности, допустить персонал к выполнению работ, производимых в рамках общих мер безопасного поведения и безопасных приемов труда, практически без использования специально предусмотренных мер и средств обеспечения безопасности.
3.9 допустимая степень риска (допустимый риск): Степень такого риска, при котором организация может допустить работающих к выполнению работ, но только при строгом соблюдении установленных регламентов выполнения работ и использования регламентированных мер и средств безопасности.
Примечание - Допустимость степени риска определяется организацией с учетом установленных ею мер безопасности и требований национального законодательства.
3.10 недопустимая степень риска (недопустимый риск): Степень такого высокого социально значимого риска, при котором организация не может допустить персонал к выполнению работ при применяемых регламентах выполнения работ, регламентированных мер и средств безопасности из-за возможности серьезного происшествия.
3.11 вид работ: Совокупность или последовательность однотипных аналогичных рабочих операций, производимых работающим и отличающихся от других своими характеристиками.
Примечание - В безопасности труда выделяют: земляные работы, огневые работы, газоопасные работы, грузоподъемные работы и т.п.
3.12 эксперт по оценке риска: Лицо, уровень квалификации и компетенции которого позволяет качественно проводить оценку риска.
4 Место оценки риска в системе управления охраной труда
4.1 Организация в рамках системы управления охраной труда и риск-ориентированного подхода, являющегося основополагающим моментом обеспечения безопасности труда, должна обеспечить выполнение процесса, состоящего из неразрывно связанной последовательности процедур: "идентификация опасностей" - "оценка риска: определение степени риска и допустимости риска" - "разработка мер по управлению рисками" (см. ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.230.4).
4.2 Организация должна начать создание системы управления охраной труда, базирующейся на риск-ориентированном подходе и требованиях национального законодательства, с исходного анализа условий своего функционирования, включая анализ своей производственной деятельности, применяемых ею производственных и трудовых процессов, порождающих опасности и риски.
После проведения исходного анализа условий функционирования организация осуществляет идентификацию опасностей.
Документированные результаты идентификации опасностей используются в качестве сходных данных для оценки риска и выработки мер по управлению рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда и совершенствования системы управления охраной труда организации.
Требования к процедурам проведения исходного анализа условий функционирования организации, к основным приемам, методам и процедурам идентификации опасностей приведены в ГОСТ 12.0.230.4.
4.3 В результате осуществления оценки риска организация должна получить:
а) максимально объективную информацию о состоянии условий труда, имеющихся опасностях и рисках их воздействия на работающих;
б) упорядоченные перечни рисков, ранжированные по степени риска, позволяющие выявить наиболее уязвимые моменты обеспечения безопасности труда, выработать меры по управлению рисками и надежному обеспечению безопасности труда работающих;
в) максимально подробную информацию для принятия обоснованных решений по управлению рисками и позволяющую разработать и внедрить предупредительные и регулирующие меры по защите работающих от рисков в порядке приоритетности, установленном п. 4.10.1.1 ГОСТ 12.0.230.
4.4 Содержание последовательных процедур идентификации опасностей и оценки риска должно обеспечить:
а) выявление возможных опасных ситуаций и событий, при которых существует риск воздействия опасностей на работающего, и определение их причин;
б) оценивание возможности (вероятности) возникновения опасных ситуаций и воздействия опасностей на организм работающего;
в) оценивание значимости (тяжести) последствий этих возможных опасных ситуаций, если они произойдут, а также воздействия опасностей на организм работающего;
г) определение того, является ли оцененная степень риска пренебрежимо малой или допустимой для организации, при которой принятие каких-либо дополнительных мер обеспечения безопасности, кроме уже применяемых, не требуется, или недопустимой, когда обязательно необходимы дополнительные меры по управлению данным недопустимым риском.
4.5 Оценка риска производится организацией для каждой идентифицированной согласно ГОСТ 12.0.230.4 опасности.
При этом организация должна определить, какие идентифицированные опасности требуют углубленного анализа и детальной оценки риска, а какие представляют меньший интерес с позиции надежного обеспечения безопасности труда.
4.6 Организация использует результаты оценки риска для принятия решений по определению и внедрению мер по управлению рисками, направленных на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, на улучшение условий труда и совершенствование своей системы управления охраной труда.
Для этого организация самостоятельно выбирает и применяет в зависимости от степени риска и условий функционирования меры по управлению рисками организационного, организационно-технического и/или технического характера в порядке приоритетности, установленном п. 4.10.1.1 ГОСТ 12.0.230, а также принимает меры по повышению и поддержанию компетентности персонала в области охраны труда.
4.7 При выборе мер по управлению рисками организация должна учитывать общую результативность и эффективность системы управления охраной труда (см. ГОСТ 12.0.230.3).
5 Общие подходы, основные приемы, процедуры и особенности оценки риска
5.1 Оценка риска должна проводиться организацией:
а) в случаях, если ранее такая оценка не проводилась;
б) при любых изменениях (пункт 4.10.2 ГОСТ 12.0.230).
Оценка риска может также проводиться организацией во всех случаях, когда организация считает это целесообразным и/или необходимым.
Оценка риска может проводиться организацией в плановом или внеплановом порядке.
5.2 Оценке риска в обязательном порядке должны подвергаться ситуационные риски и риски воздействия, возможно присущие:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
а) реальному состоянию и эксплуатации территории, подъездных транспортных путей, зданий и сооружений, производственных и офисных помещений, включая санитарно-бытовые помещения (туалеты, раздевалки, души, сауны и т.п.), инженерных коммуникаций;
б) особенностям поддержания регламентированных производственных процессов и осуществления производственных операций;
в) доставке, монтажу, наладке режима устойчивой заданной работы стационарного и самодвижущегося оборудования;
г) эксплуатации (штатному режиму функционирования) производства, оборудования и самодвижущегося транспорта;
д) приобретаемым товарам, сырью, материалам, используемым веществам, промежуточным продуктам, их агрегатам, товарной продукции;
е) хранению необходимых для производства сырья, материалов, запасных частей и другого, а также отходов и их логистике по территории и на объектах, контролируемых организацией;
ж) техническому обслуживанию (разных степеней и периодичности), техническому диагностированию и наладке, ремонту и модернизации, консервации и демонтажу производственного оборудования, включая обновление средств механизации и инструмента;
и) выполняемым на территории и на производственных объектах организации услугам (работа подрядчиков, командированных, работающих по договорам гражданско-правового характера и т.п.);
к) характеру выполняемых работ и рабочих операций с учетом их тяжести и напряженности труда;
л) организационно-управленческим условиям осуществления трудовых процессов, косвенно предопределяющим ситуационные риски возникновения риска воздействия опасностей на организм работающего человека;
м) психическим и физиологическим свойствам и поведенческим особенностям человеческого организма, осуществляющего трудовые процессы;
н) особенностям и возможным ошибкам занятого осуществлением трудового процесса работающего человека;
п) особенностям трудового распорядка, установленного в организации;
р) и другим.
5.3 Реализуемый в организации процесс оценки рисков должен состоять из следующих этапов:
а) предварительного, состоящего из планирования проведения оценки риска;
б) основного, включающего в себя:
1) определение степени риска;
2) определение допустимости степени риска;
в) заключительного, состоящего в формировании реестра результатов оценки рисков.
5.4 На предварительном этапе работ по оценке риска организация должна:
а) определить цели и задачи проводимой оценки риска, вытекающие из причин, вызвавших необходимость проведения оценки риска;
б) определить рабочие места и/или виды работ, для которых проводится оценка риска, создать их перечень и дать их формализованное описание;
в) подобрать для оценки риска персонал и/или экспертов, компетентных в вопросах оценки риска;
г) установить источники информации о безопасности/опасности рабочих мест и видов работ, подвергаемых оценке риска;
д) уяснить исходные данные и ограничения, обуславливающие особенности проведения оценки риска для рабочих мест и видов работ организации;
е) обоснованно выбрать методы оценки риска, которые организация планирует использовать в дальнейшем, и на их основе разработать и утвердить "Методику проведения оценки риска" (см. раздел 6 настоящего стандарта).
5.5 На основном этапе работ по оценке риска для каждого рабочего места и каждого вида выполняемых работ организация сначала должна выявить все ситуационные риски. Анализу подвергаются штатные, нештатные, опасные и аварийные ситуации, в том числе потенциально возможные.
Затем организация выявляет риски воздействия идентифицированных опасностей на организм работающего при всех возможных вышеназванных ситуациях, а также на различных этапах выполнения рабочих операций.
5.6 В процессе оценки риска организация по выбору использует следующие основные приемы:
а) визуальный, когда на местах выполнения работ проводится визуальный осмотр всех идентифицированных опасностей, выявляются их ситуационные риски и риски воздействия, а также проводится субъективная интуитивная оценка степени риска;
б) ситуационный, когда анализируются возможные сценарии развития нештатных и опасных ситуаций на местах выполнения работ, возможного воздействия опасностей на организм работающего на различных этапах выполнения работ;
в) документально-аналитический, когда изучается зафиксированная информация о степени возможности (вероятности) возникновения опасной ситуации и степени значимости (тяжести) последствий возникновения опасной ситуации для работающего, включая риск воздействия опасностей на его организм.
Организация, проводящая оценку риска, может использовать и иные приемы, необходимые и применимые в тех или иных случаях.
5.7 При выборе методов оценки риска организация должна учитывать цели, задачи оценки риска, специфику рассматриваемых рабочих мест и рабочих операций, объектов производственной деятельности, наличие необходимых для оценки риска исходных данных.
Организации при выборе методов оценки риска следует учесть, для каких объектов и как оценка риска проводится:
а) впервые:
1) в целом по организации или в ее подразделении(ях);
2) для новых и/или модернизируемых рабочих мест;
3) для новых производственных процессов, производственных операций и видов работ;
б) повторно - с целью уточнения ранее оцененных рисков (при любых изменениях, при фактах несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний, при каждом последующем цикле совершенствования системы управления охраной труда и другом).
5.8 В случаях, когда оценка риска проводится впервые, организация должна выбрать такие методы оценки, которые позволили бы ей:
а) оценить риск воздействия опасностей на работающий персонал;
б) использовать результаты оценки риска для выбора вариантов обустройства рабочих мест, применяемых мероприятий по обеспечению безопасности и улучшению условий труда, а также для оценки результативности таких мероприятий;
в) обеспечить соответствующий персонал информацией, необходимой для совершенствования системы управления охраной труда, разработки инструкций по охране труда, программ обучения и инструктирования, выбора средств индивидуальной защиты, планов действий в аварийных ситуациях и т.п.
5.9 В случаях повторной оценки риска организация должна выбрать такие методы оценки, которые позволили бы ей:
а) уточнить информацию об основных опасностях и рисках, полученных на предыдущих этапах, а, возможно, и выявить новые опасности с последующей оценкой возможности (вероятности) возникновения опасностей и оценкой значимости (тяжести) последствий их возможного воздействия на организм работающего;
б) оценить соответствие условий труда установленным требованиям национального законодательства;
в) уточнить и переработать инструкции по охране труда и по безопасному выполнению работ, скорректировать иные организационные мероприятия системы управления охраной труда;
г) оценить результативность и эффективность совершенствования организационных структур, приемов практической работы и технического обслуживания, а также других элементов системы управления охраной труда.
Объем повторной оценки риска организация определяет исходя из конкретных условий.
Примечание - Описание широко распространенных методов оценки риска и рекомендации по выбору методов оценки риска и определению степени допустимости риска приведены в приложениях А и Б.
5.10 При сборе информации для определения степени возможности (вероятности) реализации опасностей и степени значимости (тяжести) последствий и последующего определения степени самого риска организации следует критически изучить всю доступную информацию, а именно:
а) нормативную документацию национального законодательства, а при необходимости - аналогичную документацию иных государств и международных организаций;
б) документацию на здания и сооружения, производственные участки, рабочие места, используемые оборудование и инструменты, материалы и изделия и т.п.;
в) статистические данные и результаты анализа причин инцидентов, опасных происшествий, несчастных случаев и случаев профессиональной (и производственно-обусловленной) заболеваемости;
г) учебные пособия и научные монографии, журнальные статьи и методические рекомендации;
д) инструкции по охране труда и по безопасному ведению работ и тому подобные документы;
е) иные источники информации в любой форме.
5.11 При проведении оценки риска организации следует иметь в виду возможное возникновение неопределенности результатов такой оценки, связанной с неопределенностями исходных параметров и предположений, а именно, с информацией по надежности оборудования и человеческим ошибкам, а также с допущениями применяемых моделей развития нештатных, опасных и аварийных ситуаций.
Организации следует критически оценивать достоверность и практическую пригодность полученных результатов оценки рисков.
5.12 Для каждого выявленного риска организация должна оценить его степень.
5.13 Для каждого оцененного риска организация принимает решение о допустимости степени данного риска. Решение о допустимости степени риска может быть принято путем сравнения степени риска с критериями его допустимости, установленными:
а) национальным законодательством;
б) организацией самостоятельно.
Основными требованиями к выбору или определению критерия допустимости риска являются его обоснованность и определенность.
5.14 На заключительном этапе работ по оценке рисков организация уточняет полноту и правильность проведения самой оценки риска и правильность решений относительно допустимости риска, в том числе с учетом требований национального законодательства.
6 Практическая реализация процедур оценки риска
6.1 Оценка риска проводится организацией собственными силами или с привлечением сторонних специалистов и/или организаций.
Организация должна поддерживать высокий уровень квалификации лиц, проводящих оценку риска, поскольку от него зависит качество оценки риска, а следовательно, и качество всех последующих мероприятий по управлению рисками.
6.2 Организация проводит оценку риска силами специальной комиссии, включающей в себя как минимум специалиста по оборудованию, специалиста по производственным процессам, специалиста по энергетике, специалиста по нормированию труда и специалиста по охране труда и/или промышленной безопасности.
Возглавляет комиссию один из членов высшего руководства организацией, например технический руководитель (главный инженер).
На малых предприятиях, где физически невозможно организовать такую комиссию, работу по оценке риска может выполнять отдельный работник, например специалист по охране труда или работник, выполняющий по внутреннему совместительству его функции.
Комиссия или отдельный специалист привлекают к оценке риска руководителей подразделений, представителей работников по охране труда, если таковые имеются, любых иных лиц, привлечение которых необходимо, в том числе согласно требованиям национального законодательства.
В организациях, где имеются профессиональные объединения, следует привлекать их членов к оценке риска.
Комиссия по оценке риска может быть объединена с комиссией по идентификации опасностей, создание которой предусмотрено ГОСТ 12.0.230.4, либо с иной действующей комиссией по усмотрению организации.
6.3 Перед началом процесса оценки риска проводящая ее организация должна провести целевое специальное обучение привлекаемого для оценки риска персонала приемам и методам проведения такой оценки.
Лица, проводящие оценку риска, должны знать:
а) область и специфику деятельности, а также цели организации;
б) требуемые и доступные ресурсы для выполнения оценки риска;
в) способы включения процедур оценки риска в процессы управления организацией;
г) методы оценки риска и способы их применения;
д) способы регистрации и анализа результатов оценки риска;
е) критерии установления допустимого риска, связанные с требованиями национального законодательства или установленные организацией самостоятельно (см. приложение Б);
ж) методы и способы управления рисками.
6.4 При необходимости организация привлекает сторонних квалифицированных специалистов (экспертов) и/или экспертные компетентные организации для обучения, консультирования, планирования, проведения и/или независимой экспертизы всей работы по оценке риска или ее отдельных элементов и/или этапов.
6.5 Порядок проведения оценки риска устанавливается локальным нормативным актом организации "Методика проведения оценки риска" в рамках действующей в ней системы управления охраной труда в соответствии с нормативно-правовыми требованиями национального законодательства.
Разработка такого документа в организации должна быть основана на коллективной форме работы, на многократных и многосторонних консультациях, при необходимости с привлечением независимых сторонних специалистов (экспертов).
Примечания
1 "Методика проведения оценки риска" в рамках требований национального законодательства может носить иное наименование.
2 "Методика проведения оценки риска" служит руководящим документом для проводящего оценку риска персонала, что упрощает процесс оценки и уменьшает возможные ошибки.
3 Качественное создание локального нормативного документа по оценке рисков объективно может потребовать от организации значительного времени и значительных трудозатрат готовящего его персонала.
6.6 "Методика проведения оценки риска" закрепляет выбранные организацией методы оценки риска применительно к специфике и особенностям своей производственной деятельности и трудовой деятельности персонала и является неотъемлемым элементом документации действующей в организации системы управления охраной труда.
6.7 Процедура оценки соответствия используемых организацией мер по управлению рисками требованиям национального законодательства и локальных нормативных актов организации, в том числе в форме оперативного производственного контроля, может быть включена организацией в свою "Методику проведения оценки риска" как специальная форма оценки риска.
6.8 По решению организации локальный нормативный документ, закрепляющий методы оценки риска, может быть объединен с локальным нормативным документом, регламентирующим процедуры идентификации опасностей.
При этом если опыт выполнения идентификации опасностей и/или оценки риска потребует внесения корректирующих изменений в методы идентификации опасностей и/или оценки риска, то организация должна провести эти изменения одновременно во всех соответствующих документах.
6.9 В результате проведения этапов оценки рисков, детально описанных в разделе 5 настоящего стандарта, организация создает "Реестр оцененных рисков", который является конечным локальным документом организации, обобщающим результаты проведения оценки рисков.
Примечание - "Реестр оцененных рисков" в рамках требований национального законодательства может носить иное наименование.
6.10 "Реестр оцененных рисков" должен охватывать всю их совокупность:
а) для всего работающего в организации персонала, включая случаи и/или постоянную практику привлечения персонала подрядчиков и субподрядчиков;
б) на всех рабочих местах;
в) на всех этапах выполнения работ;
г) во всех ситуациях, включая все возможные нештатные, опасные и аварийные ситуации.
Конкретную структуру и порядок ведения "Реестра оцененных рисков" организация определяет самостоятельно в своих локальных нормативных актах, исходя из специфики (особенностей) своего производства.
Примечание - Преимущественно целесообразной структурой "Реестра оцененных рисков" является классическая традиционная структура, увязанная с системой организации производства: рабочие места, подразделения, структурные подразделения, организация в целом.
6.11 Организация должна стремиться сформировать "Реестр оцененных рисков" по принципу "открытой системы", когда включение тех или иных новых элементов не потребует глобального изменения в нем, а также автоматизировать его ведение в электронной форме.
Примечание - Использование организацией автоматизированных систем ведения "Реестра оцененных рисков" существенно повышает качество проведения и последующего использования результатов оценки рисков.
6.12 Организация использует "Реестр оцененных рисков" для разработки мер по управлению рисками и профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в рамках системы управления охраной труда для обеспечения безопасного выполнения работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.5-2018 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 сентября 2018 г. N 578-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2018 г.
Дата введения - 1 июня 2019 г.