Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 ноября 2018 г. N 1652/18
"Об отмене Постановления Правительства Оренбургской области от 25 июня 2018 года N 370-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению"
В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены). Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам рассмотрения материалов, поступивших вместе с заявлением ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург" (далее - Заявитель) от 14.08.2018 N 132244/18 об отмене постановления Правительства Оренбургской области от 25 июня 2018 года N 370-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению" (далее - Приказ N 370-п) в части установления розничных цен на природный газ, реализуемый населению, ФАС России установлено следующее.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Пунктом 8 Основных положений предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "ж" пункта 10-11 Положения о Департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее - Департамент), утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 N 141-ук, Департамент разрабатывает предложения по установлению розничных цен на газ, реализуемый населению.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждённых приказом ФСТ России от 27.10.2011 N 252-э/2 (далее - Методические указания), государственное регулирование розничных цен на газ осуществляется путем установления их фиксированного уровня исходя из возмещения поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.
В настоящее время структура розничной цены не соответствует пунктам 15, 17, 23 Методических указаний в части полного учета ее оптовых составляющих.
В соответствии с абзацем 2 пункта 16 Методических указаний, при расчете розничных цен на газ оптовая цена на газ принимается на уровне установленной для рассматриваемой территории регулируемой оптовой цены на газ (средней, если оптовые цены установлены без дифференциации по группам потребителей, или установленной для населения, если такая дифференциация проводится), в случае поставки на нужды населения газа, который подлежит государственному регулированию.
На территории Оренбургской области с 01.07.2018 г. оптовая цена на газ утверждена Приказом ФАС России от 11.05.2018 N 609/18 и составляет 3 444,00 без НДС.
Тарифы на услуги ГРО были утверждены Приказом ФАС России от 07.11.2016 года N 1545/16 с 01.07.2017 г. утвержден тариф для населения в размере 536,30 без НДС.
Ставки были утверждены Приказом ФАС России от 28.04.2016 N 553/16 с 01.07.2017 для населения в размере 141,64 без НДС.
С учетом Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, оптовые цены на газ будут проиндексированы для всех категорий потребителей на уровне 3,4% в 2018 г., 3,1% в 2019 г. и 3,0% в 2020 г.
Исходя из данных следует:
(без учета индексации 3,4%)
(с учетом индексации 3,4%)
Таким образом, для Оренбургской области средняя розничная цена на газ будет рассчитываться следующим образом и составлять:
или
Органом регулирования был принят расчет с учетом индексации, и составил соответственно и .
Однако, на момент принятия органом регулирования приказа N 370-п, тарифы на услуги ГРО и ставки не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, Правительству Оренбургской области необходимо было принять в расчет цены, установленные ФАС России на момент принятия приказа N 370-п, в размере 536,30 и 141,64 соответственно.
Последующий учет выпадающих доходов, связанных с индексацией ФАС России тарифов на услуги ГРО и ставок , предусмотрено пунктом 28 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 5 Раздела II Методических указаний, органы исполнительной власти субъекта РФ наделены правом осуществлять дифференциацию розничных цен на газ в зависимости от направлений потребления газа.
Дифференцированные по различным направлениям (наборам направлений) использования газа розничные цены на газ для выбранной территории субъекта Российской Федерации рассчитываются по следующей формуле:
где:
- базовая региональная составляющая розничной цены на газ для выбранной территории субъекта Российской Федерации;
- коэффициент дифференциации розничной цены на газ для n-ного направления (набора направлений) использования газа.
Базовая региональная составляющая
на второе полугодие 2018 года составило:
Исходя из расчетов органа регулирования, с учетом средней розничной цены в размере 4 891,09 с НДС и планового объёма транспортировки (реализации) газа населению за период с 1 июля 2018 года по 30 декабря 2019 года, необходимая валовая выручка на реализацию населению должна составить 6 984 477,0 тыс. руб.
На основании материалов, представленных Правительством Оренбургской области, по расчету средней розничной цены на газ по направлениям его использования за указанный период, ее размер составит 4 631,03 с НДС, при этом необходимая валовая выручка на реализацию населению составит 6 613 118,0 тыс. руб.
Таким образом, установленные Правительством Оренбургской области розничные цены на природный газ населению Оренбургской области дифференцированные по направлениям потребления газа приводят к образованию за период с июля по ноябрь 2018 года недополученных доходов у Заявителя в общей сумме на 53 629,457 тыс. рублей.
Формирование ежегодных убытков противоречит подпункту "а" пункта 4 Методических указаний, в соответствии с которым при регулировании розничных цен на газ должно быть обеспечено возмещение поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.
ФАС России установлено, что при расчете тарифов в адрес Правительства Оренбургской области были представлены материалы Заявителя, обосновывающие образование убытков.
Несмотря на представленные материалы, органом регулирования не применялись меры по приведению розничных цен в соответствие в действующим законодательством и по компенсации выпадающих доходов Заявителя.
Так, Постановлениями Правительства Оренбургской области от 28.12.2015 N 996-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению", от 24.06.2016 N 450-п "О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 28.12.2015 N 996-п", от 29.06.2016 N 464-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению", от 20.06.2017 N 458-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению" были установлены розничные цены на природный газ" реализуемый населению, которые также не возмещали поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.
При осуществлении регулирования в области газоснабжения, Правительством Оренбургской области фактически применялся метод индексации, что подтверждается письмом от 27.08.2018 N 37/0-13/1462, и является одной из причин образования выпадающих доходов у Заявителя.
Согласно пункту 1 Правил отмены, решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области электроэнергетики возможна только в случае принятия такого решения с нарушением законодательства Российской Федерации.
Так как при принятии приказа от 25.06.2018 N 370-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению" Правительством Оренбургской области были нарушены подпункт "а" пункта 4, пункты 13, 15, 17, 23 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждённых приказом ФСТ России от 27.10.2011 N 252-э/2, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных, им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать Правительство Оренбургской области нарушившим подпункт "а" пункта 4, пункты 13, 15, 17, 23 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждённых приказом ФСТ России от 27.10.2011 N 252-э/2, при установлении розничных цен на природный газ приказом от 25.06.2018 N 370-п "Об установлении розничных цен на природный газ" реализуемый населению".
2. Удовлетворить требования ООО "Газпром Межрегионгаз Оренбург", указанные в заявлении (исх. N 02-143-4334 от 02.08.2018, вх. N 132244/18 от 14.08.2018) об отмене Постановления Правительства Оренбургской области от 25 июня 2018 года N 370-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению".
3. Отменить с 01.12.2018 Постановление Правительства Оренбургской области от 25 июня 2018 года N 370-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению".
4. Предписать Правительству Оренбургской области установить и ввести в действие в срок до 01.12.2018 года розничные цены на природный газ, реализуемый, населению, рассчитанные в соответствии с требованиями Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждённых приказом ФСТ России от 27.10.2011 N 252-э/2, с учетом компенсации недополученных доходов за время действия Постановления Правительства Оренбургской области от 25 июня 2018 года N 370-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению".
5. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 4 приказа проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения об установлении цен (тарифов) в сфере газоснабжения, принятие которого предписывается пунктом 4 настоящего решения;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения, на котором принималось вышеуказанное решение;
- экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 ноября 2018 г. N 1652/18 "Об отмене Постановления Правительства Оренбургской области от 25 июня 2018 года N 370-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 июля 2019 г. N 987/19
Изменения вступают в силу с 22 июля 2019 г.