Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 587183-7 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", Комитет сообщает следующее.
Законопроектом предлагается освободить от уплаты вывозных таможенных пошлин "топливо, моторные масла и смазочные материалы, вывозимые из Российской Федерации для обеспечения деятельности судов, используемых в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также судов обеспечения и поисково-спасательных судов, используемых для указанных работ, при условии представления при таможенном декларировании письменного обязательства о целевом использовании вывозимых товаров и последующего подтверждения целевого использования товаров в течение 30 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с декларацией на товары в количестве, не превышающем:
1000 тонн - для одного судна валовой вместимостью до 4000;
2000 тонн - для одного судна валовой вместимостью от 4000 до 7000;
4000 тонн - для одного судна валовой вместимостью от 7000 до 10000; 5000 тонн - для одного судна валовой вместимостью от 10000".
Кроме того, законопроектом предусмотрены полномочия Правительства РФ по установлению порядка представления обязательства о целевом использовании товаров, а также порядка подтверждения целевого использования товаров.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, направленную на увеличение добычи углеводородного сырья на шельфе и стимулирующую значительное увеличение планируемых там объемов работ, начиная уже с 2019 года (бурение разведочных скважин в Карском и Баренцевом море, увеличение количества работающих добычных платформ), обращаем внимание на следующее.
1. Законопроектом предусмотрено освобождение перечня товаров - топлива, моторных масел и смазочных материалов.
При этом далее по тексту используется термин "товары".
Одновременно, законопроектом предполагается применение ограничителя использования общего (суммарного) объема потребления одним судном в отношении всего перечня товаров.
Для однозначного понимания, что речь в законопроекте идет об освобождении от уплаты вывозных таможенных пошлин установленного объема потребления одновременно всех, указанных в перечне товаров, а не каждого в отдельности, полагаем целесообразным применить следующую формулировку "топливо, моторные масла и смазочные материалы (далее - товары)".
2. Исходя из текста законопроекта, условиями предоставления предусмотренной законопроектом тарифной льготы являются:
- письменное обязательство при таможенном декларировании о целевом использовании вывозимых товаров;
- последующее подтверждение целевого использования товаров в течение 30 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с декларацией на товары в количестве, не превышающем установленный законопроектом объем товара для одного судна определенной валовой вместимости.
По первому критерию полагаем, что подаваемое при таможенном декларировании письменное обязательство о целевом использовании вывозимых товаров должно содержать количественные ограничения общего объема потребления топлива, моторных масел и смазочных материалов одним судном в течение определенного периода времени (например, тридцати календарных дней).
Второй критерий также нуждается в доработке по следующим причинам.
Анализ практики таможенного оформления бункерного топлива показал, что при помещении данного товара под таможенную процедуру экспорта применяется временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары.
После фактического вывоза товаров из Российской Федерации, в течение 6 месяцев со дня регистрации временной декларации подается полная декларация на товары, которая должна содержать точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости вывезенных товаров, а также о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, подтверждение целевого использования установленного законопроектом общего объема потребления одним судном топлива, моторных масел и смазочных материалов может осуществляться в течение сроков подачи полной декларации, в течение 6 месяцев. Предлагаемое законопроектом сокращение сроков подтверждения целевого использования товаров до 30 дней противоречит законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании.
3. В законопроекте используется показатель валовой вместимости судов. При этом не указана единица валовой вместимости.
Полагаем целесообразным либо указать конкретную единицу измерения (например, в тоннах), либо использовать терминологию, применяемую в Налоговом кодексе Российской Федерации, где показатель валовой вместимости указывается не просто в цифрах (4000), а указывается "4000 единиц валовой вместимости".
4. Учитывая, что подходы к осуществлению подтверждения целевого использования товаров должны быть предсказуемы и прозрачны для законодателей и правоприменителей, полагаем необходимым основные направления порядка представления обязательства о целевом использовании товаров, а также порядка подтверждения целевого использования товаров изложить в законопроекте.
Также к тексту законопроекта имеются ряд юридико-технических и лингвистических замечаний.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" не влечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и не повлечет значительных выпадающих доходов федерального бюджета.
В 2019 году лицензионными обязательствами и планами недропользователей предусмотрено бурение разведочных скважин на 10 лицензионных участках в Карском и в Баренцевом морях.
С учетом выполнения 100% запланированных работ объем потребляемого судового топлива, облагаемого экспортной пошлиной, в 2019 году для указанных проектов может составить 150 тыс. т. Экспортная пошлина для такого объема топлива оценивается в 394,9 млн. руб.
В случае увеличения количества работающих добычных платформ до 3 шт. (Приразломное месторождение и Долгинское месторождение) объем требуемого судового топлива может возрасти до 66 тыс. т в год. При этом экспортная пошлина для такого объема в ценах 2018 г. составит 173,7 млн. руб.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и нормам иных международных договоров Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации сообщила об отсутствии замечаний и предложений к законопроекту
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 587183-7 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.