Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 566321-7 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 566321-7 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", и отмечает.
Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 17.1 закона о защите конкуренции, устанавливающую обязательность заключения договоров в отношении государственного (муниципального) имущества по результатам конкурса или аукциона в целях эффективного использования данного ресурса и развития справедливой конкуренции. Исключения из этого правила сделаны для случаев, не связанных с предпринимательской деятельностью либо не искажающих конкурентную среду: при выполнении государственных и муниципальных функций, осуществлении государственных (муниципальных) преференций, в отношении некоммерческих организаций и др.
За период действия закона о защите конкуренции в эту статью многократно вносились изменения, расширяющие перечень случаев внеконкурсной аренды государственного (муниципального) имущества. В частности, отдельными структурными элементами данной статьи были введены особенности заключения договоров в отношении государственного (муниципального) имущества медицинских и образовательных организаций, научных учреждений. Кроме того, исходя из правоприменительной практики заключения подобных договоров, из-под обязательных конкурсных процедур было выведено имущество, представляющее собой технологически связанные между собой части инженерно-технических сетей, случаи предоставления помещений в целях реализацию контракта, заключенного по результатам конкурса или аукциона и др.
В результате многочисленных правок статьи возможность продления таких договоров для добросовестных арендаторов на новый срок распространилась не на все из перечисленных случаев. К тому же преимущественного права на перезаключение договора аренды на новый срок без проведения конкурса оказались лишены многолетние арендаторы, заключившие договоры в отношении государственного (муниципального) имущества еще до вступления в силу статьи 17.1 закона без проведения торгов.
По мнению разработчиков законопроекта, в отношении всех арендаторов государственного (муниципального) имущества, надлежащим образом исполнявших свои обязанности, должен действовать единый подход к регулированию порядка заключения на новый срок договоров аренды, вне зависимости от того, каким образом они были заключены.
Для этого ссылки на отдельные части статьи 17.1 закона, предусматривающие случаи, на которые распространяется право пролонгации договоров аренды, предлагается заменить общим термином "государственное (муниципальное) имущество".
В Комитет часто обращаются представители преимущественно малого бизнеса, указывая на негативную практику отказа собственников государственного (муниципального) имущества от пролонгации договоров аренды и выставлению такого имущества на торги, что приводит к фактической ликвидации бизнеса арендаторов.
Учитывая, что действующий закон о защите конкуренции не ущемляет права арендодателя при пролонгации договора, предусматривая, как возможность увеличения цены договора по соглашению сторон, так и расторжение договора по объективным причинам, Комитет считает, что в законопроекте соблюден баланс интересов сторон договора.
Таким образом, Комитет поддерживает концепцию законопроекта N 566321-7 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.