Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ФТС России
от 18 июля 2018 г. N 1129
Положение
по организации технической поддержки информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях:
1) развития Единой системы технической поддержки информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) при использовании в таможенных органах:
государственных информационных систем (далее - ГИС);
Единой автоматизированной информационной системы (далее - ЕАИС ТО) и иных автоматизированных систем таможенных органов;
других систем информационного обмена и взаимодействия, доступ к которым предоставлен должностным лицам и работникам таможенных органов на правах пользователя;
2) обеспечения своевременного принятия мер к устранению нештатных ситуаций, возникающих при нарушении функционирования средств ИКТ и приводящих к задержке или невозможности проведения автоматизированных процедур, обеспечивающих реализацию функций, возложенных на таможенные органы в сфере таможенного дела, по оказанию государственных услуг, а также функций, обеспечивающих деятельность таможенных органов (далее - НШС).
1.2. Настоящее положение определяет:
1) состав средств ИКТ таможенных органов;
2) требования по организации технической поддержки средств ИКТ в таможенных органах в части:
а) деятельности подразделения круглосуточной технической поддержки ИКТ (далее - подразделение КТП) Центрального информационно-технического таможенного управления и подразделений КТП, входящих в состав информационно-технической службы (далее - ИТС) региональных таможенных управлений (далее - РТУ) и таможен, включая электронные таможни (далее - ЭТ), по реализации возложенных на них задач и функций в целях технической поддержки средств ИКТ;
б) взаимодействия подразделений КТП Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов, а также должностных лиц и работников, ответственных за эксплуатацию и (или) организацию сопровождения средств ИКТ (далее - специалисты средств ИКТ) в таможенных органах, в которых отсутствуют подразделения КТП;
в) информирования об НШС организаций, выполняющих работы, оказывающих услуги для нужд таможенного органа в сфере ИКТ в соответствии с условиями государственных контрактов или гарантийными обязательствами (далее - Исполнители);
г) информирования таможенных органов государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), оператора ГИС, доступ к которой предоставлен таможенному органу, иных организаций (далее - сторонние организации) об НШС в функционировании средств ИКТ таможенного органа, эксплуатируемых в рамках информационного обмена и/или взаимодействия;
3) последовательность действий должностных лиц и работников таможенного органа при возникновении НШС, доведение информации о возникновении НШС до специалистов средств ИКТ таможенного органа, отвечающих за своевременное принятие мер по устранению НШС, руководства таможенного органа;
4) причины и категории НШС, а также состав сведений об НШС на уровне информационно-вычислительного комплекса (в том числе узла связи, узла транспортной технологической подсистемы, центра управления систем (подсистем) (далее - ИВК) таможенного органа и их представление в вышестоящий таможенный орган, Центральное информационно-техническое таможенное управление и Главное управление информационных технологий ФТС России.
1.3. Техническая поддержка ИКТ (деятельность подразделений КТП) включает в себя выполнение комплекса мероприятий и работ, направленных на обеспечение непрерывного функционирования информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения, а также на своевременное принятие мер по устранению НШС и восстановлению функционирования средств ИКТ в штатном режиме.
2. Средства ИКТ таможенных органов. Причины и категории НШС
2.1. К средствам ИКТ таможенных органов относятся:
1) технические средства ИВК таможенного органа, включая:
а) средства вычислительной техники (далее - СВТ);
б) телекоммуникационное оборудование и аппаратура связи (далее - ТЛК);
в) сетевое оборудование локальных вычислительных сетей (далее - ЛВС);
г) источники бесперебойного питания;
2) программные и информационно-программные средства, применяемые должностными лицами и работниками таможенного органа, к которым относятся:
а) системные, общесистемные и другие программные средства, на которые ФТС России имеет неисключительное право (лицензионные ПС);
б) специализированные информационно-программные средства (далее - ИПС), созданные по заказу ФТС России для обеспечения реализации функций, возложенных на таможенные органы, включенные в фонд алгоритмов и программ ФТС России и на которые ФТС России имеет исключительное право (далее - ИПС ЕАИС);
в) ИПС, предоставленные таможенному органу оператором ГИС для информационного обмена и взаимодействия с органами государственной власти (далее - ИПС ГИС);
3) технические, программно-технические, аппаратно-программные и программные средства защиты информации, в том числе криптографические средства защиты информации (далее - СЗИ);
4) структурированная кабельная система ЛВС ИВК таможенного органа;
5) узлы и компоненты транспортной технологической подсистемы (далее - ТТП) ЕАИС ТО;
6) каналы и линии связи, предоставляемые операторами электросвязи для передачи данных и/или информации между таможенными органами (далее - КПД);
7) каналы и линии связи, принадлежащие таможенному органу на праве оперативного управления.
2.2. На каждом уровне таможенных органов (ФТС России (Центрального информационно-технического таможенного управления), РТУ, таможни, непосредственно подчиненной ФТС России (далее - ТНП ФТС России), таможни, подчиненной РТУ, таможенного поста, пункта пропуска) средства ИКТ эксплуатируются:
1) в составе ЕАИС ТО и ИВК таможенного органа, обеспечивающего деятельность структурных подразделений таможенного органа, подчиненных таможенных органов, информационный обмен и информационное взаимодействие с вышестоящим таможенным органом, иными государственными органами, сторонними организациями;
2) в составе автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) должностных лиц (работников) таможенного органа, использующих ИКТ в служебной деятельности в соответствии с должностной инструкцией или должностным регламентом (далее - пользователи средств ИКТ), не входящих в ЕАИС ТО.
2.3. Назначение и функции средств ИКТ, входящих в ЕАИС ТО или в ГИС, определяются функциональными возможностями ИПС ЕАИС ТО или ИПС ГИС соответственно.
2.4. В зависимости от состава реализуемых процедур и предъявляемых к ним требований различают:
1) ИПС, обеспечивающие реализацию процедур, выполнение которых регламентировано актами, составляющими право ЕАЭС, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, правовыми актами ФТС России (далее - ИС регламентированных процедур) (приложение N 1 к настоящему положению);
2) ИПС, обеспечивающие реализацию процедур, выполнение которых не регламентировано актами, составляющими право ЕАЭС, законодательством Российской Федерации, правовыми актами ФТС России (далее - ИС стандартных процедур).
3. Организация технической поддержки ИКТ и средств их обеспечения
3.1. Заместители начальника Главного управления информационных технологий ФТС России осуществляют общую организацию технической поддержки средств ИКТ в таможенных органах в соответствии с должностными обязанностями, определенными должностными инструкциями.
3.2. Заместители начальника Центрального информационно-технического таможенного управления осуществляют организацию технической поддержки средств ИКТ в Центральном информационно-техническом таможенном управлении в соответствии с должностными обязанностями, определенными должностными инструкциями.
3.3. Начальник таможенного органа обеспечивает создание подразделения технической поддержки (далее - ИТП) в таможенном органе. Непосредственным организатором функционирования технической поддержки является начальник ИТС (ИТП) таможенного органа.
3.4. К основным мероприятиям и работам по технической поддержке ИКТ (деятельности подразделений КТП) относятся:
1) прием, регистрация, анализ информации (сообщений об НШС, заявок, обращений) и доведение ее до соответствующих должностных лиц и работников таможенного органа в соответствии с порядком, установленным в таможенном органе;
2) техническое обслуживание, настройка, восстановление работоспособности технических средств ИКТ;
3) работы и услуги по сопровождению ИПС, эксплуатируемых в составе ИВК таможенного органа или АРМ пользователя средств ИКТ;
4) администрирование информационных систем различного назначения, обеспечивающих реализацию технологии выполнения установленных функций, входящих в состав ЕАИС ТО или используемых автономно, а также компонентов ИКТ.
3.5. Перечень и содержание работ по обеспечению функционирования средств ИКТ определены в эксплуатационных документах на технические средства ИКТ и СЗИ, в программной, организационно-распорядительной, рабочей и методической документации на ИПС, а также в приказах ФТС России:
1) от 13 марта 2015 г. N 423 "Об утверждении Положения по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах";
2) от 1 августа 2013 г. N 1425 "Об утверждении Руководства по организации технического обеспечения связи Федеральной таможенной службы";
3) от 28 августа 2013 г. N 1618 "Об утверждении Руководства по организации эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий в Федеральной таможенной службе".
3.6. Организация технической поддержки ИКТ включает:
1) создание и укомплектование подразделения КТП в таможенном органе;
2) установление круглосуточного дежурства должностных лиц и работников подразделения КТП (далее - дежурная смена КТП);
3) назначение из числа специалистов средств ИКТ таможенного органа:
а) ответственного за прием информации по вопросам, относящимся к компетенции ИТС (далее - ответственный за прием информации) (в таможенном органе, в котором отсутствует подразделение КТП);
б) ответственных за эксплуатацию и (или) организацию сопровождения средств ИКТ, перечисленных в пункте 2.1 настоящего положения;
4) установление в таможенном органе дежурства в каждой смене специалиста(ов) средств ИКТ (далее - дежурный специалист средств ИКТ);
5) подготовку и издание правовых актов таможенных органов в соответствии с установленной компетенцией в части, касающейся технической поддержки ИКТ;
6) создание резерва средств ИКТ, материальных запасов на случай возникновения НШС;
7) обеспечение подразделений КТП и ИТС:
а) правовыми актами ФТС России, правовыми актами таможенного органа, устанавливающими требования по организации и осуществлению технической поддержки ИКТ;
б) справочной и методической документацией, необходимой для деятельности по технической поддержке ИКТ;
в) средствами (системами) мониторинга функционирования ИКТ (в том числе средствами (системами) автоматизированного оповещения с применением информационных SMS-рассылок (М2М и Веб-интерфейс оператора связи);
г) программными средствами Автоматизированной системы управления нештатными ситуациями в работе информационных систем таможенных органов, обеспечивающей прием, регистрацию, хранение информации о НШС, управление и взаимодействие специалистов средств ИКТ при устранении НШС, ведение статистики НШС в таможенном органе (далее - ПС АСУ НШС);
д) мобильными средствами связи;
е) транспортным средством для доставки специалистов средств ИКТ и средств ИКТ из резерва на объект, на котором возникла НШС (далее - объект НШС);
ж) пропусками на объект НШС и на ввоз-вывоз средств ИКТ;
з) оперативной информацией от информационно-технических подразделений таможенных органов о ходе устранения НШС.
3.7. Техническая поддержка ИКТ осуществляется специалистами средств ИКТ таможенных органов, охватывает все уровни таможенных органов и представляет собой Единую систему технической поддержки ИКТ таможенных органов (далее - ЕСТП ИКТ ТО).
3.8. Элементами ЕСТП ИКТ ТО являются:
1) подразделения КТП:
а) подразделение КТП Центрального информационно-технического таможенного управления, выполняющее возложенные на него задачи и функции на уровне ФТС России и Центрального информационно-технического таможенного управления;
б) подразделение круглосуточной технической поддержки информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения ИТС РТУ (далее - отдел КТП ИТС РТУ);
в) подразделение круглосуточной технической поддержки информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения ИТС ТНП ФТС России (далее - отдел КТП ИТС (ИТП) ТНП ФТС России);
2) подразделения ИТС (ИТП) таможенных органов и специалисты средств ИКТ таможенных органов, ответственные за эксплуатацию и (или) организацию сопровождения средств ИКТ, ответственные за прием информации;
3) средства (системы) мониторинга функционирования ИКТ;
4) ПС АСУ НШС;
5) средства связи, каналы и линии связи, используемые для решения задач, возложенных на таможенный орган, в том числе и для информационного обмена, взаимодействия между пользователями средств ИКТ, подразделениями КТП, специалистами средств ИКТ.
3.9. Деятельность подразделений КТП направлена:
1) на обеспечение своевременного принятия мер к устранению НШС, возникшей в процессе функционирования средств ИКТ, и устранение НШС в максимально короткие сроки;
2) на оказание технической помощи пользователям ИКТ в части, касающейся функционирования и использования средств ИКТ, по схеме "24 часа х 7 дней";
3) на оказание консультационной помощи пользователям ИКТ по существу поступившего обращения.
3.10. Подразделение КТП осуществляет:
1) мониторинг функционирования средств ИКТ центрального ИВК (далее - ЦВК) или регионального ИВК (далее - РВК), ИПС ЕАИС ТО, ЛВС, ВИТС ФТС России, ТТП ЕАИС ТО с использованием системных и специальных ПС мониторинга и контроля;
2) прием и регистрацию в ПС АСУ НШС информации о возникновении НШС на уровне ЦВК, РВК, ИВК таможенных органов (открытие НШС в ПС АСУ НШС), заявок, обращений пользователей средств ИКТ структурных подразделений ФТС России, таможенных органов;
3) анализ принятой информации, выявление совместно со специалистами ИТП таможенных органов причины НШС;
4) принятие мер по устранению НШС (осуществляется при наличии соответствующих полномочий и технической возможности);
5) доведение информации о возникновении НШС на уровне ЦВК (РВК) (функционирование каких ИС (ИПС) нарушено, причина, краткое описание, время возникновения НШС) с использованием ПС АСУ НШС:
а) до заместителя начальника Центрального информационно-технического таможенного управления, курирующего деятельность подразделения КТП (начальника ИТС РТУ, ТНП ФТС России);
б) до ответственного за эксплуатацию и (или) организацию сопровождения средств ИКТ, в работе которых возникла неисправность (произошел сбой);
в) до подразделений КТП Центрального информационно-технического таможенного управления, подразделения КТП ИТС РТУ, ИТС (ИТП) ТНП ФТС России, если НШС влияет на деятельность таможенных органов РТУ, ТНП ФТС России;
г) до Исполнителя, осуществляющего выполнение работ, оказание услуг по обеспечению функционирования средств ИКТ в соответствии с условиями контракта;
6) своевременное информирование о проведении плановых и внеплановых работ со средствами ИКТ (далее - работы со средствами ИКТ) на уровне ЦВК (РВК), влияющих на проведение автоматизированных процедур в таможенных органах, с использованием ПС АСУ НШС:
а) подразделением КТП Центрального информационно-технического таможенного управления - дежурной смены отдела КТП РТУ, ИТС (ИТП) ТНП ФТС России;
б) отделом КТП ИТС РТУ - дежурной смены КТП Центрального информационно-технического таможенного управления, ИТС (ИТП) таможен, подчиненных РТУ;
7) информирование таможенных органов об устранении НШС и восстановлении функционирования средств ИКТ в штатном режиме (закрытие НШС в ПС АСУ НШС).
3.11. Из состава должностных лиц (работников) подразделения КТП организуется дежурная смена. Начальником подразделения КТП в обязательном порядке определяется старший для каждой дежурной смены. Полномочия старшего дежурной смены закрепляются в должностной инструкции (должностном регламенте).
3.12. Круглосуточный режим функционирования дежурной смены подразделений КТП ИТС РТУ, ТНП ФТС России должен обеспечивать:
1) техническую поддержку ИКТ в таможенных органах, подчиненных РТУ, ТНП ФТС России;
2) своевременный прием сведений о возникновении и устранении НШС, проведении работ со средствами ИКТ ИВК (ЦВК):
а) от таможенных органов, подчиненных РТУ, ТНП ФТС России;
б) от дежурной смены подразделения КТП Центрального информационно-технического таможенного управления;
3) своевременную передачу сведений о возникновении и устранении НШС, проведении работ со средствами ИКТ с использованием ПС АСУ НШС:
а) на уровне ЦВК, РВК - в таможенные органы, подчиненные РТУ, ТНП ФТС России;
б) на уровне РВК и таможенных органов, подчиненных РТУ, ТНП ФТС России, - дежурной смене подразделения КТП Центрального информационно-технического таможенного управления.
3.13. Состав дежурной смены подразделения КТП отражается в графике дежурства, который разрабатывается и утверждается в соответствии с порядком, установленным в таможенном органе.
3.14. В ИТС (ИТП) ТНП ФТС России, таможни, подчиненной РТУ, включая ЭТ, ИТП таможенного поста, включая таможенные посты (центры электронного декларирования) (далее - ЦЭД), организуются прием и передача информации в части, касающейся технической поддержки ИКТ и средств их обеспечения, которые осуществляются в целях:
1) своевременного принятия мер по предупреждению и устранению НШС;
2) оказания технической и консультационной помощи пользователям средств ИКТ по существу поступившей заявки или обращения;
3) своевременного представления с использованием ПС АСУ НШС в вышестоящий (подчиненный) таможенный орган сведений о возникновении и устранении НШС (открытии и закрытии НШС в ПС АСУ НШС), проведении работ со средствами ИКТ ИВК таможенного органа.
3.15. Приказом (распоряжением) таможенного органа назначаются ответственные за эксплуатацию и (или) организацию сопровождения средств ИКТ, а также ответственные за эксплуатацию ПС АСУ НШС. Специалист средств ИКТ, ответственный за эксплуатацию и (или) организацию сопровождения средства ИКТ:
1) должен знать техническое состояние вверенных ему средств ИКТ и своевременно принимать меры, обеспечивающие их непрерывную работу;
2) поддерживает непосредственный контакт с Исполнителем, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг по обеспечению функционирования средств ИКТ в соответствии с условиями контракта, в части, касающейся своей деятельности;
3) представляет начальнику подразделения КТП сведения (после заключения контракта о выполнении работ, оказании услуг по сопровождению ИПС), необходимые для обеспечения деятельности подразделения КТП:
а) о составе ИПС, сопровождение которых осуществляет Исполнитель в соответствии с условиями контракта;
б) к компетенции какого структурного подразделения таможенного органа ИПС относятся;
в) об организации связи с Исполнителем (телефон, электронная почта "горячей линии", даты начала и окончания функционирования "горячей линии");
4) осуществляет взаимодействие с ответственным за эксплуатацию и (или) организацию сопровождения аналогичных средств ИКТ вышестоящего и подчиненного таможенного органа;
5) поддерживает постоянную связь с дежурной сменой подразделения КТП (ответственным за прием информации);
6) по запросу подразделения КТП Центрального информационно-технического таможенного управления совместно с подразделением КТП таможенного органа предоставляет соответствующую информацию об НШС в таможенном органе в сроки, определенные запросом;
7) обеспечивается мобильным средством связи (при необходимости).
3.16. Специалисты средств ИКТ таможенного органа принимают непосредственное участие в устранении НШС, выполняют работы по технической поддержке ИКТ, оказывают техническую и консультационную помощь пользователям средств ИКТ в части, относящейся к их компетенции, представляют информацию в подразделение КТП таможенного органа о ходе устранения НШС.
3.17. Обязанности, порядок действий, взаимодействие специалистов средств ИКТ (дежурной смены подразделения КТП, ответственного за прием информации, ответственных за эксплуатацию и (или) организацию сопровождения средств ИКТ, дежурного специалиста средств ИКТ) при возникновении и в процессе устранения НШС, а также при поступлении и исполнении заявок (обращений) пользователей средств ИКТ отражаются в правовых актах таможенного органа, разработанных в соответствии с установленной компетенцией.
3.18. При осуществлении своей деятельности подразделение КТП, специалисты средств ИКТ соблюдают требования правовых актов ФТС России, таможенного органа по вопросам обеспечения безопасности информации.
3.19. Подразделения КТП таможенных органов с привлечением ответственных за эксплуатацию и (или) организацию сопровождения средств ИКТ в таможенном органе на постоянной основе проводят анализ причин и статистики НШС. Результаты анализа используются:
1) для совершенствования организации технической поддержки;
2) для своевременного принятия мер по предупреждению НШС;
3) для определения и реализации (при наличии возможности) мероприятий, направленных на сокращение сроков устранения НШС;
4) для определения и обоснования состава резерва ТС ИКТ;
5) для подготовки методических материалов по технической поддержке ИКТ;
6) для подготовки и представления в Главное управление информационных технологий ФТС России и Центральное информационно-техническое таможенное управление предложений по обеспечению функционирования средств ИКТ и недопущения НШС впоследствии.
3.20. Центральное информационно-техническое таможенное управление обеспечивает функционирование средств ИКТ ЕАИС ТО на своем уровне и уровне ФТС России, а также осуществляет:
1) разработку и издание правовых актов Центрального информационно-технического таможенного управления по вопросам технической поддержки в соответствии с установленной компетенцией;
2) мероприятия по развитию и сопровождению ПС АСУ НШС в таможенных органах;
3) методическое руководство взаимодействием подразделений КТП таможенных органов, а также использованием специалистами средств ИКТ ПС АСУ НШС;
4) анализ причин и статистики НШС I категории на уровне Центрального информационно-технического таможенного управления, ФТС России и в таможенных органах (в том числе с использованием ПС АСУ НШС);
3.21. Центральное информационно-техническое таможенное управление в случае недостоверности и (или) несоответствия сведений, представленных таможенными органами с применением ПС АСУ НШС, об уровне, источнике, причинах, дате и времени возникновения НШС, важности нарушенных ИКТ уведомляет об этом таможенный орган, представивший сведения об НШС, и производит корректировку сведений, повышает или снижает категорию НШС.
ИТС РТУ, ТНП ФТС России по согласованию с Центральным информационно-техническим таможенным управлением в случае недостоверности и (или) несоответствия сведений, представленными таможенными органами с применением ПС АСУ НШС, об уровне, источнике, причинах, дате и времени возникновения НШС, важности нарушенных ИКТ уведомляет об этом таможенный орган, представивший сведения об НШС, и производит корректировку сведений, повышает или снижает категорию НШС.
3.22. Главное управление информационных технологий ФТС России осуществляет:
1) разработку правовых актов ФТС России по вопросам, относящимся к технической поддержке ИКТ, эксплуатации ИПС, ГИС, доступ к которым предоставлен таможенным органам;
2) координацию деятельности Центрального информационно-технического таможенного управления, ИТС и ИТП таможенных органов по технической поддержке ИКТ;
3) организацию закупки и поставки современных ТС ИКТ, относящихся к номенклатуре централизованных закупок, в таможенные органы;
4) анализ причин и статистики НШС I категории в таможенных органах;
5) методическое руководство по вопросам технической поддержки ИКТ.
3.23. Главное управление информационных технологий ФТС России совместно с Центральным информационно-техническим таможенным управлением осуществляет:
1) рассмотрение предложений таможенных органов по обеспечению функционирования средств ИКТ;
2) планирование и реализацию мероприятий, направленных на совершенствование технической поддержки средств ИКТ в таможенных органах и ее обеспечение.
3.24. Таможенные органы в соответствии с установленной компетенцией отражают в правовых актах таможенных органов вопросы круглосуточной технической поддержки, действия должностных лиц и работников таможенного органа.
4. Причины и категории НШС
4.1. Причины возникновения НШС подразделяются:
1) на внешние, к которым относятся:
а) отсутствие подачи электроэнергии на объекты таможенного органа от организации, оказывающей услуги по энергоснабжению;
б) неисправность канала или линии связи, предоставляемых таможенному органу оператором электросвязи;
в) нарушение функционирования средств ИКТ ГИС у оператора, оказывающего услуги для осуществления информационного обмена таможенного органа с органами государственной власти, сторонними организациями, с которыми таможенный орган осуществляет информационный обмен и взаимодействие;
г) стихийные бедствия в районе деятельности таможенного органа;
2) на внутренние, к которым относятся:
а) неисправности и (или) сбои в работе средств ИКТ таможенного органа;
б) неисправности и (или) сбои в работе инженерно-технических систем таможенного органа, обеспечивающих функционирование средств ИКТ, собственных каналов и линий связи;
в) ошибки пользователей средств ИКТ таможенного органа при выполнении процедур с использованием средств ИКТ и специалистов средств ИКТ таможенного органа при эксплуатации средств ИКТ ИВК;
г) происшествия в таможенном органе, повлиявшие на функционирование ИВК таможенного органа (пожар, авария системы теплоснабжения, системы водоснабжения или другие происшествия);
д) проведение плановых профилактических и других работ со средствами ИКТ ВК и систем, обеспечивающих функционирование средств ИКТ, при условии завершения работ в запланированный срок и штатного функционирования средств ИКТ после завершения работ.
4.2. Установление и детализация внутренних причин возникновения НШС осуществляются специалистами средств ИКТ таможенного органа в процессе устранения НШС.
4.3. НШС в зависимости от важности прерванных автоматизированных процедур подразделяются на категории (приложение N 2 к настоящему положению).
4.4. Для своевременного принятия мер по предупреждению и устранению НШС в каждом таможенном органе (на каждом уровне ЕАИС ТО) организуется техническая поддержка ИКТ, которую осуществляют должностные лица подразделений КТП таможенных органов и/или специалисты средств ИКТ таможенных органов, в том числе с привлечением специалистов Исполнителей.
5. Порядок действий должностных лиц и работников таможенного органа при возникновении НШС
5.1. Пользователь средств ИКТ при нарушении функционирования средств ИКТ на своем АРМ или нарушении функционирования ИС, используемой в процессе исполнения должностных обязанностей, обязан:
1) установить отсутствие или наличие подобной ситуации на АРМ пользователей средств ИКТ своего структурного подразделения (НШС локальная или НШС в функционировании средств ИКТ ИС);
2) сделать и сохранить снимок изображения экрана монитора (скриншот) в случаях прекращения работы ("зависания") ИС, появления на экране сообщения об ошибке или другого информационного сообщения;
3) оформить заявку на устранение НШС (далее - заявка) в подразделении КТП (ИТС или ИТП таможенного органа) по телефону, ведомственной электронной почте или с использованием ПС АСУ НШС, при оформлении которой указать:
а) фамилию, имя, отчество;
б) наименование структурного подразделения, номер кабинета, телефон, имя АРМ пользователя ИКТ, а также телефон и имя пользователя средств ИКТ, у которого аналогичные признаки НШС при работе с ИС (ИПС);
в) наименование ИС (ИПС), в функционировании которой (которого) возникла НШС, а также к какому виду ИС (ИПС) относится (регламентированных или стандартных процедур) (при необходимости);
г) при выполнении каких действий произошла НШС, ее описание;
4) при оформлении заявки по электронной почте дополнительно указать тему сообщения (заявка на устранение НШС) и прикрепить к сообщению файл (файлы) со скриншотами;
5) предоставить по запросу специалиста средств ИКТ дополнительную информацию об НШС, необходимую для ее устранения, а также информацию о восстановлении функционирования ИС в штатном режиме.
5.2. Должностное лицо подразделения КТП (ИТС) отказывает пользователю средств ИКТ в регистрации заявки при его отказе в предоставлении одного из сведений, указанных в подпункте 3 пункта 5.1 настоящего положения.
5.3. Пользователь средств ИКТ в случае нарушения функционирования ИС регламентированных процедур (кроме действий, указанных в пункте 5.1 настоящего положения) обязан:
1) оформить заявку в подразделении КТП (ИТС или ИТП таможенного органа) по телефону, электронной почте или с использованием ПС АСУ НШС не позднее 5 минут после возникновения НШС;
2) проинформировать о возникновении НШС и оформлении заявки начальника структурного подразделения не позднее 7 минут после возникновения НШС;
3) проинформировать подразделение КТП (ИТС и ИТП таможенного органа), принявшее заявку (в адрес которого направлена заявка) по телефону или электронной почте (в произвольной форме), о восстановлении функционирования ИС регламентированных процедур в штатном режиме не позднее 10 минут после восстановления функционирования ИС.
5.4. Специалисты средств ИКТ в случае возникновения НШС действуют в соответствии с порядком, установленным в таможенном органе и учитывающим местонахождение (территориальное размещение структурных подразделений), специфику деятельности и правила внутреннего (служебного) распорядка таможенного органа, подчиненных таможенных органов, а также фактическую численность специалистов средств ИКТ, наличие контрактов с Исполнителем на выполнение работ, оказание услуг в сфере ИКТ.
5.5. Типовой порядок действий специалистов средств ИКТ таможенных органов при возникновении НШС приведен в приложении N 3 к настоящему положению.
5.6. Привлечение специалистов Исполнителя для оказания содействия в устранении НШС, их вызов осуществляется в соответствии с условиями контракта или гарантийными обязательствами Исполнителя.
5.7. Должностные лица дежурной смены подразделения оперативно-дежурной службы (далее - ОДС) таможенного органа при получении информации о возникновении НШС I категории действуют в соответствии с порядком, установленным в таможенном органе.
5.8. После устранения НШС и восстановления функционирования средств ИКТ в штатном режиме решение о закрытии НШС в ПС АСУ НШС принимают:
1) в таможенном органе:
а) начальник ИТС (ИТП);
б) старший дежурной смены подразделения КТП ИТС РТУ, ТНП ФТС России (дежурный специалист средств ИКТ таможенного органа) - вне времени работы таможенного органа согласно инструкции о действиях при НШС, разработанной в таможенном органе в соответствии с пунктом 3.17 настоящего положения (далее - инструкция о действиях при НШС);
2) в Центральном информационно-техническом таможенном управлении:
а) заместитель начальника Центрального информационно-технического таможенного управления, осуществляющий координацию и контроль деятельности подразделения КТП;
б) старший дежурной смены подразделения КТП - вне времени работы таможенного органа в соответствии с инструкцией о действиях при НШС.
5.9. Решение о закрытии НШС принимается на основании данных:
о восстановлении функционирования средств ИКТ (ИС) в штатном режиме, представленных специалистом средств ИКТ, ответственным за эксплуатацию и (или) организацию сопровождения средства ИКТ и принимавшим участие в устранении НШС;
о проверке функционирования средства ИКТ (ИС), данных о функционировании средств ИКТ в штатном режиме, полученных от средств и систем мониторинга функционирования ИС, ВИТС ФТС России, ТТП ЕАИС ТО, и (или) сведений об устранении НШС пользователем средств ИКТ (структурным подразделением таможенного органа).
5.10. Временем закрытия НШС считается время окончания работ по восстановлению функционирования средств ИКТ (ИС) в штатном режиме.
5.11. В случае если факт восстановления функционирования средств ИКТ (ИС) в штатном режиме не подтверждается данными, полученными от средств и систем мониторинга функционирования ИС, ВИТС ФТС России, ТТП ЕАИС ТО и (или) пользователей средств ИКТ (структурных подразделений таможенного органа), время НШС продлевается.
5.12. В сведениях об НШС I категории (приложение N 4 к настоящему положению) на уровне ИВК таможенного органа (в структурном подразделении ФТС России, таможенного органа) отражаются:
1) при информировании о возникновении НШС:
а) наименование таможенного органа (структурного подразделения ФТС России), в котором возникла НШС;
б) ИС (ИПС), функционирование которых нарушено, краткое описание НШС (на проведение каких процедур повлияла), причины (если они известны), принятые меры (по информированию должностных лиц и работников таможенного органа, оформлению заявки Исполнителю, оператору услуг связи, обслуживающей организации на устранение НШС, устранению НШС);
в) категория НШС;
г) дата и время возникновения НШС (начало простоя по причине НШС указывается в ПС АСУ НШС);
2) при устранении НШС (закрытии НШС в ИС (ИПС) технической поддержки):
а) сведения, указанные в подпункте 1 настоящего пункта;
б) дата и время устранения НШС (окончание простоя по причине НШС указывается в ПС АСУ НШС);
в) продолжительность НШС (часов, минут);
г) причины НШС и (или) мероприятия, проведенные по восстановлению функционирования в штатном режиме ИС (ИПС).
5.13. Сведения об НШС I категории в таможенных органах представляются дежурной смене ОДС таможенного органа, руководству таможенного органа, в вышестоящий и подчиненные таможенные органы, Главное управление информационных технологий ФТС России, дежурной смене подразделения КТП Центрального информационно-технического таможенного управления.
5.14. Представление сведений о возникновении (устранении) НШС I категории в ИВК таможенных органов осуществляется в соответствии с приложением N 5 к настоящему положению.
5.15. Информация о должностных лицах Главного управления информационных технологий ФТС России, которым представляются сведения о НШС I категории, доводится до таможенных органов письмом ФТС России.
5.16. Структурное подразделение ФТС России, к компетенции которого относится ИС (ИПС) регламентированных процедур, представляет в Центральное информационно-техническое таможенное управление информацию о должностных лицах, которым необходимо представлять сведения о возникновении НШС I категории на уровне ЦВК, нарушившей функционирование ИС регламентированных процедур в таможенных органах (далее - сведения об НШС I категории). Центральное информационно-техническое таможенное управление направляет сведения об НШС I категории только должностным лицам структурных подразделений ФТС России, информация о которых была предоставлена.
5.17. Представление сведений осуществляется:
1) с использованием функциональных возможностей ПС АСУ НШС:
а) по форме, приведенной в приложении N 4 к настоящему положению, - о возникновении и устранении НШС, а также об НШС, возникших за сутки (продолжительность времени от начала до окончания несения службы дежурной сменой ОДС таможенного органа);
б) по форме ИТФ-31, включенной в сборник форм статистической отчетности таможенных органов перед ФТС России по информационно-техническим вопросам и методических рекомендаций о заполнении форм отчетности, утвержденный приказом ФТС России от 25 марта 2009 г. N 549, - об НШС за неделю.
При этом направление информации, указанной в настоящем пункте, производится автоматически по электронной почте с использованием функциональных возможностей ПС АСУ НШС;
2) по телефону (голосом, текстовыми сообщениями), электронной почте - при информировании должностных лиц и работников таможенного органа о возникновении и устранении НШС I категории (исключительно при отсутствии возможности информировать с использованием функциональных возможностей ПС АСУ НШС).
Перечень НШС I категории, возникших по внешней причине и (или) на уровне ЕАИС ТО вышестоящего таможенного органа и повлиявших на показатели эффективности деятельности таможенного органа, РТУ, ТНП ФТС России направляют по системе электронного документооборота в Главное управление информационных технологий ФТС России до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (за IV квартал - до 15 января очередного календарного года).
5.18. Информирование сторонней организации об НШС в таможенном органе и невозможности информационного обмена (взаимодействия) осуществляется в соответствии с соглашением (другим документом), устанавливающим технические требования и регламент информационного обмена (взаимодействия) между таможенным органом и сторонней организацией.
5.19. ИТС (ИТП) и дежурная смена ОДС таможенного органа осуществляют информационное взаимодействие по вопросам, относящимся к НШС:
1) уточнение даты, времени и причины (внутренняя или внешняя) возникновения НШС, важности прерванной ИКТ (категории НШС);
2) информирование руководства таможенного органа об НШС на объекте (объектах) таможенного органа;
3) оповещение структурных подразделений таможенного органа, подчиненных таможенных органов об НШС;
4) о планируемом отключении электроэнергии организацией, оказывающей услуги по энергоснабжению, а также каналов или линий связи, предоставляемых оператором электросвязи таможенному органу (дата, время, продолжительность планируемого отключения);
5) принимаемые (принятые) меры по устранению НШС;
6) доставка специалиста средств ИКТ, ТС ИКТ на объект вне времени работы таможенного органа (в том числе в выходные и праздничные дни);
7) дата и время устранения НШС;
8) информирование руководства таможенного органа, структурных подразделений таможенного органа, вышестоящего таможенного органа, подчиненных таможенных органов о восстановлении функционирования средств ИКТ в штатном режиме;
9) подготовка (уточнение) сведений об НШС для представления в вышестоящий таможенный орган по линии ОДС и ИТС.
5.20. Подразделение КТП Центрального информационно-технического таможенного управления осуществляет информационное взаимодействие с дежурной сменой ОДС ФТС России.
5.21. Начальник ИТС (ИТП) таможенного органа:
1) информирует руководство таможенного органа:
а) об НШС I категории на уровне ИВК (структурного подразделения) таможенного органа, причинах возникновения и мерах, принимаемых по устранению НШС:
во время работы таможенного органа - в течение 5 минут после установления категории НШС;
вне времени работы таможенного органа - в соответствии с порядком, установленным в таможенном органе;
б) об НШС I категории на уровне ИВК вышестоящего таможенного органа и на уровне ЦВК в соответствии с порядком, установленным в таможенном органе;
2) осуществляет координацию действий специалистов средств ИКТ по устранению НШС;
3) информирует руководство таможенного органа об устранении НШС I категории и восстановлении функционирования средств ИКТ в штатном режиме;
4) принимает меры по своевременному устранению НШС на уровне ИВК (структурного подразделения) таможенного органа.
5.22. Действия должностных лиц и работников таможенных органов в случаях превышения регламентного времени ожидания ответных сообщений от внешнего таможенного органа на внутренний таможенный орган при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места декларирования (технология удаленного выпуска), осуществляются согласно приведенному в приложении N 6 к настоящему положению порядку.
5.23. Начальники Главного управления информационных технологий ФТС России, Центрального информационно-техническое таможенного управления информируют заместителя руководителя ФТС России, осуществляющего координацию и контроль деятельности Главного управления информационных технологий ФТС России и Центрального информационно-технического таможенного управления, о возникновении НШС I категории длительностью более 5 часов на уровне ЦВК, структурного подразделения ФТС России, а также о причинах указанной НШС и принимаемых (принятых) мерах по ее устранению.
Начальник Главного управления |
Г.В. Песчанских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.