Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства природных
ресурсов и экологии
Российской Федерации
от 14.11.2018 N 604
Положение
об осуществлении Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, порядок организации и осуществления в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурным подразделением Министерства, наделённым полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и не участвующим в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур (далее - субъект внутреннего финансового аудита) на основе функциональной независимости.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
3. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
а) не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
б) не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
в) не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры.
4. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий Министерством, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
5. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министр).
6. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надёжности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
7. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства.
8. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учётной политики и ведения бюджетного учёта методологии и стандартам бюджетного учёта, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
9. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании решения Министра. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром.
10. Аудиторская проверка проводится аудиторской группой, в состав которой включаются обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита Министерства (далее - аудиторская группа), под руководством назначенного руководителем субъекта внутреннего финансового аудита должностного лица из состава аудиторской группы (далее - руководитель аудиторской группы).
11. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в целях составления и рассмотрения проекта бюджета.
Подготовка заключений осуществляется в порядке, аналогичном порядку проведения аудиторских проверок, заключения направляются субъектом внутреннего финансового аудита Министру вместе с отчётом о результатах аудиторской проверки.
12. Аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
13. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
14. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности, сформированной с применением в соответствии с пунктом 47(1) Правил основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок.
15. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет Министр.
Министр при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
16. Аудиторская проверка назначается приказом Министра.
17. Программа аудиторской проверки утверждается руководителем субъекта внутреннего финансового аудита, на основании которой проводится аудиторская проверка.
18. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки её проведения.
Рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Положению
19. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением бюджетных операций и материальных активов;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения бюджетных операций;
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчёт, представляющий собой проверку точности арифметических расчётов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчёт работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от неё и неправильно отраженных в бюджетном учёте операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
20. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надёжные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
21. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая её программу;
б) сведения о характере, сроках, об объёме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учётной документации, документов бюджетного учёта и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.
22. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
23. Руководитель объекта аудита обязан обеспечить своевременность и полноту представления документов, материалов и информации запрошенных для проведения аудиторских проверок.
II. Составление, утверждение и ведение годового плана внутреннего финансового аудита
24. Субъект внутреннего финансового аудита до начала очередного финансового года составляет План внутреннего финансового аудита на год (далее - План), который утверждается Министром.
25. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. В Плане по каждой аудиторской проверке указывается тема аудиторской проверки, объекты внутреннего финансового аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители. Рекомендуемый образец Плана приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
26. При планировании аудиторских проверок необходимо учитывать:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчётность Министерства, в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объём выборки проверяемых операций для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
III. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления
27. Предельные сроки проведения каждой аудиторской проверки определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней для выездной проверки и 65 календарных дней для камеральной и комбинированной проверки.
Срок приостановления или продления аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления или продления аудиторской проверки, но не более чем на 60 календарных дней.
Датой начала аудиторской проверки считается дата предъявления руководителем аудиторской группы приказа (решения) Министра о проведении аудиторской проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу).
Датой окончания аудиторской проверки считается день подписания акта аудиторской проверки руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом).
В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) подписать акт аудиторской проверки руководителем аудиторской группы в конце акта производится запись об отказе от подписи и датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра акта аудиторской проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) либо дата получения объектом аудита акта аудиторской проверки по уведомлению о вручении к заказному почтовому отправлению.
28. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления срока проведения аудиторской проверки, руководитель субъекта внутреннего финансового аудита направляет служебную записку на имя Министра с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.
Основаниями для продления срока проведения аудиторской проверки являются:
а) временная нетрудоспособность одного или нескольких участников аудиторской группы;
б) принятие субъектом внутреннего финансового аудита мотивированного решения об увеличении объёмов выборки проверяемых документов (относительно запланированного объёма);
в) получение в ходе аудиторской проверки от правоохранительных органов, органов государственного финансового контроля либо иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита (его должностных лиц) нарушений и (или) злоупотреблений, требующей дополнительной проверки;
г) несвоевременное и неполное представление объектами аудита запрашиваемой информации.
IV. Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки объектом аудита
29. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 3 к настоящему Положению, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. В акте отражаются проверенные и документально обоснованные данные (факты). При их изложении соблюдаются объективность, ясность и точность описания со ссылкой по каждому факту (с указанием статей, частей, пунктов, подпунктов) на соответствующие нормативные правовые акты, которые нарушены, а также указываются должностные лица, их допустившие, и размер причиненного ущерба (при его наличии). Каждый член аудиторской группы готовит отдельную справку по проверенным им вопросам, которую представляет руководителю аудиторской группы. Справки информационного характера подписывают должностные лица объекта аудита, ответственные за соответствующее направление деятельности объекта аудита.
Объект аудита вправе представить в течение 3 рабочих дней со дня вручения акта письменные возражения по акту аудиторской проверки (включая ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации).
V. Составление и представление отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
30. По окончанию срока представления возражений объектом внутреннего финансового аудита на основании акта аудиторской проверки в течение 7 рабочих дней составляется отчёт о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о достоверности бюджетной отчётности, а также о соблюдении в Министерстве порядка формирования сводной бюджетной отчётности;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Положению.
31. Отчёт о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется Министру. По результатам рассмотрения указанного отчёта Министр принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
д) о проведении мероприятий направленных:
- на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
- на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
- на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;
- на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- на изменение внутренних стандартов и процедур;
- на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
- на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
32. При принятии Министром решения, о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
33. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения плана по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений, включающий следующие процедуры:
а) получение от объектов аудита информации о выполнении вышеуказанного плана и её анализ, включая анализ причин невыполнения указанного плана;
б) оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путём проведения дополнительных внеплановых аудиторских проверок;
в) подготовка и представление Министру доклада о результатах мониторинга плана по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений.
В случае несвоевременного или неполного выполнения плана по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам аудиторских проверок, субъект внутреннего финансового аудита осуществляет подготовку и представление Министру соответствующего доклада для принятия управленческих решений.
34. Годовая отчётность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита и представляется на рассмотрение Министру до 1 февраля года, следующего за отчетным годом. Рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Положению.
35. Годовая отчётность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.