Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. N 75-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о признании недействующими постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 г. N 222 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2018 год" в части, постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 г. N 221 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2018 год" в части, постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2018 г. N 16 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 01 апреля 2018 г. по 31 декабря 2018 г." в части по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам на решение Верховного Суда Республики Карелия от 30 мая 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Давыдовой М.Н., Козлова С.И., председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Суржко Л.А., представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" - "Карелэнерго" Сополевой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с заявлением о признании недействующими:
- постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 г. N 222 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2018 год" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия филиалом публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" - "Карелэнерго" (далее - ПАО "МРСК "Северо-Запада" - "Карелэнерго") и филиалом ПАО "ФСК ЕЭС" - Карельское ПМЭС;
- постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 г. N 221 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2018 год" в части установления необходимой валовой выручки филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Карельское ПМЭС в размере 30 772,03 тыс. руб.;
- постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2018 г. N 16 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 01 апреля 2018 г. по 31 декабря 2018 г." в части установления необходимой валовой выручки филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Карельское ПМЭС в размере 30 772,03 тыс. руб.;
- об обязании административного ответчика принять новые нормативные правовые акты, устанавливающие экономически обоснованные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО "МРСК "Северо-Запада" - "Карелэнерго") и филиалом ПАО "ФСК ЕЭС" - Карельское ПМЭС.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 30 мая 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно жалобы ПАО "ФСК ЕЭС", ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго", прокуратурой Республики Карелия представили возражения и отзыв.
В судебное заседание представители прокуратуры Республики Карелия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражениях и отзыве на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2010 г. N 232-П.
Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет по тарифам) 29 декабря 2017 г. принято постановление N 222 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2018 год" (далее - постановление от 29 декабря 2017 г. N 222).
Приложением к данному постановлению (в первоначальной редакции) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия, в том числе филиалом ПАО "МРСК "Северо-Запада" - "Карелэнерго") и филиалом ПАО "ФСК ЕЭС" - Карельское ПМЭС с календарной разбивкой по полугодиям 2018 года.
Также 29 декабря 2017 г. Госкомитетом по тарифам принято постановление N 221 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2018 год" (далее - постановление от 29 декабря 2017 г. N 221), согласно которому необходимая валовая выручка филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Карельское ПМЭС утверждена в размере 30 772,03 тыс. руб.
С 01 апреля 2018 г. постановление N 221 утратило силу в связи с принятием Госкомитетом по тарифам 06 марта 2018 г. постановления N 16 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 01 апреля 2018 г. по 31 декабря 2018 г.", согласно которому необходимая валовая выручка филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Карельское ПМЭС на период с 01 апреля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. утверждена в ранее установленном размере.
В обоснование заявленных требований общество указало, что названные нормативные правовые акты в оспариваемых частях не соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике, поскольку органом регулирования необоснованно из состава необходимой валовой выручки исключены расходы на амортизацию.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).
В силу пункта 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничного рынков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год, в том числе единые (котловые) тарифы и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче такой энергии.
Необходимая валовая выручка филиала Карельское ПМЭС на 2018 год определена органом регулирования методом экономически обоснованных затрат.
В соответствии с пунктами 15 и 17 Основ ценообразования при использовании данного метода регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.
Согласно подпункту 7 пункта 18 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, отнесены к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования для расчета регулируемых цен (тарифов) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учета. Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
В соответствии с протоколом заседания Правления Госкомитета по тарифам от 17 ноября 2017 г. N 79 и экспертному заключению в составе необходимой валовой выручки филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Карельское ПМЭС на 2018 год органом регулирования не учтены расходы на амортизацию основных средств в размере 325 611,44 тыс. руб.
Исключая указанные расходы из состава необходимой валовой выручки, Госкомитет по тарифам руководствовался выводами, содержащимися в не вступившем в законную силу решении Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2017 г. по делу N 3а-46/2017 по административному исковому заявлению ПАО "ФСК ЕЭС" об оспаривании постановлений Госкомитета по тарифам об установлении индивидуальных тарифов на 2017 год. Названным решением в удовлетворении исковых требований ПАО "ФСК ЕЭС" было отказано со ссылкой на то, что включение амортизационных отчислений в необходимую валовую выручку возможно лишь в случае наличия доказательств их последующего направления в основную деятельность посредством капитальных вложений, само же по себе накопление амортизационных отчислений, полученных в составе выручки, в условиях отсутствия какого-либо плана их дальнейшего инвестирования, необходимыми расходами признаны быть не могут.
Однако апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. указанное решение Верховного Суда Республики Карелия отменено и административное исковое заявление общества удовлетворено.
Отменяя решение суда, Судебная коллегия пришла к выводу, что правило, установленное абзацем третьим пункта 27 Основ ценообразования, об учете в составе необходимой валовой выручки расходов на амортизацию, если такие расходы являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации, на которую сослался суд первой инстанции, является специальной нормой и регулирует отношения по начислению амортизации в целях установления тарифа в случае, когда организация произвела переоценку основных средств и нематериальных активов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела сделал правильный вывод о необоснованном исключении органом регулирования из состава необходимой валовой выручки общества на 2018 год амортизационных отчислений в полном объеме.
С учетом представленного органом регулирования в материалы дела расчета амортизационных отчислений, скорректированного в связи с выявлением неправильного определения обществом амортизационных групп КВ Л 35 кВ Ляскеля-Валаам N 1 и КВ Л 35 кВ Ляскеля-Валаам N 2, а также исключения результатов переоценки основных средств и расчета амортизации исходя из максимальных сроков использования активов, суд первой инстанции признал экономически обоснованными и подлежащими включению в необходимую валовую выручку общества на 2018 год амортизационные отчисления в размере 153 377,38 тыс. руб.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 30 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. N 75-АПГ18-7
Текст определения официально опубликован не был