Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 56-АПГ18-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Приморского края на решение Приморского краевого суда от 25 июня 2018 года, которым удовлетворен административный иск общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Приморье-Такси" о признании недействующими пункта 1.6, абзаца третьего пункта 1.7 Порядка привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года N 375-па.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 ноября 2010 года администрацией Приморского края принято постановление N 375-па "Об организации маршрутов регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования и привлечении перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края", которым утвержден Порядок привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края (далее также - Порядок). Названный нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке в официальном печатном издании "Приморская газета" от 30 ноября 2010 года N 98 (489).
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка предметом конкурса является право на заключение договора согласно утвержденному расписанию движения. Конкурс является открытым и проводится как в отношении одного договора согласно утвержденному расписанию движения, так и в отношении нескольких договоров согласно утвержденным расписаниям движения. При этом каждый из договоров составляет отдельный лот.
Согласно абзацу третьему пункта 1.7 Порядка конкурс проводится в том числе в случае установления дополнительного расписания движения.
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Приморье-Такси" (далее - Общество, ООО "Автотранспортное предприятие "Приморье-Такси") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с 11 января 2016 года Порядка привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года N 375-па, в части пункта 1.6 и абзаца третьего пункта 1.7.
В обоснование своих требований Общество указало, что на основании лицензии от 30 января 2003 года N АСС-25-203185 осуществляет деятельность с видом работ - "регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении"; истец выполняет перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении, в том числе по маршруту регулярных перевозок N 107 МП "Арсеньев-Новосысоевка-Арсеньев" (регистрационный номер маршрута 107/4) на основании договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении от 27 июля 2015 года N 148.
Порядок в оспариваемой части, по мнению заявителя, не соответствует положениям части 1 статьи 21, части 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), части 1 статьи 7(1) Закона Приморского края от 2 августа 2005 года N 278-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 2 августа 2005 года N 278-КЗ) и создает реальную угрозу нарушения исключительных прав ООО "Автотранспортное предприятие "ПриморьеТакси" на перевозки по маршруту регулярных перевозок N 107МП, так как позволяет проводить конкурс и предоставляет возможность выиграть право перевозок по маршруту N 107 МП "Арсеньев-Новосысоевка-Арсеньев" иному лицу.
Решением Приморского краевого суда от 25 июня 2018 года административный иск удовлетворен, пункт 1.6, абзац третий пункта 1.7 Порядка привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года N 375-па, признаны не действующими со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Приморского края просит решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по административному делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Автотранспортное предприятие "Приморье-Такси" на основании лицензии от 30 января 2003 года N АСС-25-203185, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, а именно - регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
Между департаментом промышленности и транспорта Приморского края (далее также - уполномоченный орган) и Обществом (далее также - перевозчик) 27 июля 2015 года заключен договор на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении N 148 сроком действия до 27 июля 2020 года, согласно которому уполномоченный орган предоставляет перевозчику право выполнять перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршруту регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении N 107 МП "Арсеньев-Новосысоевка-Арсеньев" по утвержденному расписанию движения по этому маршруту, которое является неотъемлемой частью договора.
25 октября 2017 года между департаментом промышленности и транспорта Приморского края и ООО "Автотранспортное предприятие "Приморье-Такси" заключено дополнительное соглашение к договору от 27 июля 2015 года N 148, которым в том числе внесены изменения в расписание движения.
Оспариваемыми Обществом нормами Порядка предусмотрено, что предметом конкурса является право на заключение договора согласно утвержденному расписанию движения. Конкурс является открытым и проводится как в отношении одного договора согласно утвержденному расписанию движения, так и в отношении нескольких договоров согласно утвержденным расписаниям движения. При этом каждый из договоров составляет отдельный лот (пункт 1.6). Конкурс проводится в случае установления дополнительного расписания движения (абзац третий пункта 1.7).
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество является надлежащим административным истцом по настоящему делу, поскольку существует реальная угроза нарушений прав перевозчика на указанном регулярном маршруте, обусловленная возможностью применения оспариваемых положений и предоставления иному лицу права перевозок по данному маршруту при установлении дополнительного расписания.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта, Устав) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные названным федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Согласно названному закону законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные указанными нормативными правовыми актами, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2).
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В Приморском крае организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении в целях выполнения перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по расписаниям является предметом регулирования Закона Приморского края от 2 августа 2005 года N 278-КЗ, в силу части 3 статьи 6 которого порядок организации маршрутов регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении автомобильным транспортом устанавливается администрацией Приморского края в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 2 Устава автомобильного транспорта определено, что маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9), а расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 15).
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18 части 1 статьи 3).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 указанного выше федерального закона, часть 4 статьи 7(1) Закона Приморского края от 2 августа 2005 года N 278-КЗ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 19, части 1 статьи 21 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса.
При этом в силу положений части 5 статьи 27 названного федерального закона расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. В случае изменения расписания переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не требуется.
Судебная коллегия при таком положении не находит оснований не согласиться с суждениями суда о том, что федеральным законодателем установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых проводится открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, расширительному толкованию он не подлежит. Такой конкурс может быть проведен только на новый маршрут регулярных перевозок, а в случае изменения расписания путем установления дополнительного расписания движения к имеющемуся расписанию существующего маршрута, для перевозок по которому в установленном порядке уже привлечен перевозчик, проведение конкурса не предусмотрено законом.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Поскольку оспоренные Обществом пункт 1.6, абзац третий пункта 1.7 Порядка привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года N 375-па, не соответствуют требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд правильно признал данные нормы недействующими.
При этом суд учел правовую позицию, содержащуюся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и правильно нормативный правовой акт признал не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
При таком положении обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 25 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 56-АПГ18-12
Текст определения официально опубликован не был