Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 53-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.,
при секретаре Сметаниной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сибиряк" о признании недействующим приложения 1 к Правилам застройки и землепользования городского округа город Красноярск, утвержденное решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г. N В-122, по апелляционной жалобе Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 10 апреля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В. Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственность "Управляющая строительная компания "Сибиряк" (далее по тексту - ООО "УСК "Сибиряк") обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г. N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200196:234 к четырем территориальным зонам: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), многофункциональной зоне (МФ), зоне территории автомобильного транспорта (ИТ) и зоне городской рекреации (Р-3).
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что отнесение данного земельного участка к четырем территориальным зонам, противоречит требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права общества, поскольку создает неопределенность в правовом режиме земельного участка.
Решением Красноярского краевого суда от 10 апреля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Красноярский городской Совет депутатов обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом ООО "УСК "Сибиряк" и прокуратурой Тверской Красноярского края представлены возражения.
В судебное заседание представители административного истца, административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов, заинтересованных лиц Администрации города Красноярск, Главы города Красноярск, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подготовка и утверждение планов землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г. N В-122 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск.
На дату рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции оспариваемый нормативный правовой акт действовал в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 08 июня 2018 г. N 18-223 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 17 июля 2015 г. N В-122 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов".
Оспариваемый акт принят уполномоченным органом местного самоуправления, в установленной форме, официально опубликован.
Согласно материалам дела ООО "УСК "Сибиряк" является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200196:234, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемого нежилыми зданиями и сооружениями. Участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 23 декабря 2007 г. В границах земельного участка расположены объекты капитального строительства.
Согласно карты градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (Приложение N 1 Правил землепользования и застройки г. Красноярск) в отношении земельного участка установлены следующие территориальные зоны: зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), многофункциональная зона (МФ), зона территории автомобильного транспорта (ИТ) и зона городской рекреации (Р-3).
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что отнесение земельного участка к четырем территориальным зонам противоречит требованиям градостроительного законодательства и создает препятствие истцу по использованию земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, чем ограничивает право на использование его по назначению.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым;
производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальные образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Принимая во внимание, что территориальное зонирование земельного участка, принадлежащего административному истцу требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне не отвечает, Правила землепользования и застройки в этой части приняты в нарушение действующего федерального законодательства.
Кроме того, нахождение земельного участка в четырех территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает административного истца в возможности использовать по назначению земельный участок, в соответствии с видом его разрешенного использования.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 10 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноярского городского Совета депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 53-АПГ18-13
Текст определения официально опубликован не был