Определение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2018 г. N 305-КГ18-21575
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив кассационную жалобу от 26.10.2018 Министерства труда и социального развития Краснодарского края (далее также - министерство) на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2018 по делу N А40-182923/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.09.2018 по тому же делу
по заявлению Администрации Краснодарского края (далее - администрация) к Федеральному казначейству, Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительными решений и действий в связи с применением мер бюджетного принуждения,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Краснодарского края, Федеральной службы по труду и занятости, установила:
решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.09.2018, производство по требованию о признании недействительным уведомления Федерального казначейства от 16.06.2017 N 07-04-04/09-878 о применении мер бюджетного принуждения прекращено. В остальной части в удовлетворении требований администрации отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Краснодарского края ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, в отношении Министерства труда и социального развития Краснодарского края была проведена плановая выездная проверка соблюдения порядка использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Краснодарского края в целях реализации мероприятий подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2014 N 298 (далее - Государственная программа).
Основанием для вынесения уведомления Федерального казначейства от 16.06.2017 N 07-04-04/09-878 о применении бюджетных мер принуждения явился установленный факт нецелевого использования министерством указанной субсидии, выразившийся в направлении ее средств на оборудование обычных рабочих мест, на которые впоследствии были трудоустроены инвалиды.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.07.2017 N 536 Федеральным казначейством исполнена бюджетная мера принуждения в отношении Администрации Краснодарского края в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Краснодарского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Краснодарского края, в сумме 580 740 руб., взысканные средства перечислены в федеральный бюджет.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края обжаловало указанные действия и решения по применению мер бюджетной ответственности.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 306.1, 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, положениями Государственной программы, Правилами предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2014 N 1432, суды пришли к выводу о наличии в действиях министерства вмененного ему бюджетного правонарушения, соблюдении Федеральным казначейством и Министерством финансов Российской Федерации процедуры привлечения к бюджетной ответственности.
Суды установили, что целевым назначением субсидии из федерального бюджета являлось создание специальных рабочих мест для инвалидов, адаптированных к их потребностям и к ограничению их возможностей; трудоустройство инвалидов на такие места.
Фактически субсидия направлялась на создание получившими ее юридическими лицами обычных рабочих мест и закупку обычного производственного оборудования, не имеющих специальных приспособлений для восполнения функций инвалидов.
В кассационной жалобе министерство заявляет о том, что Федеральным казначейством не соблюден регламент проведения контрольного мероприятия, в частности, не произведены необходимые действия по возражениям на акт проверки. Данный довод изучен и отклонен судами нижестоящих инстанций со ссылкой на отсутствие в материалах проверки возражений, на которые ссылается министерство. Факт направления таких возражений в адрес казначейства также не подтвержден.
Довод жалобы относительно целевого назначения субсидии исследован судами, в том числе, исходя из положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок ее предоставления. Факт отсутствия у инвалидов, трудоустроенных в Краснодарском крае в 2015 г. на рабочие места, оборудованные с использованием средств субсидии, потребности в специальных средствах организации труда, на что ссылается заявитель, не свидетельствует о праве министерства использовать средства целевого финансирования по собственному усмотрению.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Министерству труда и социального развития Краснодарского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регион получил субсидию из федерального бюджета. При проверке выявили, что средства использовались нецелевым образом, и Казначейство взыскало деньги обратно. Суды трех инстанций признали такую меру правомерной, а судья Верховного Суда не нашел оснований для пересмотра дела.
Субсидию выделяли, чтобы создать специальные рабочие места для инвалидов, адаптированные к их потребностям и к ограничению их возможностей, трудоустроить инвалидов на такие места. Однако фактически средства потрачены на создание обычных рабочих мест и закупку обычного производственного оборудования без специальных приспособлений для восполнения функций инвалидов. Доводы о том, что инвалидам не требуются специальные средства организации труда, несостоятельны. Региональные власти все равно не вправе использовать целевое финансирование по своему усмотрению.
Определение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2018 г. N 305-КГ18-21575 по делу N А40-182923/2017
Текст определения официально опубликован не был