Письмо Правительства РФ от 21 ноября 2018 г. N 9475п-П44
"Официальный отзыв на проект федерального закона N 514138-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях",
внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, Д.Ф. Вяткиным, А.Ю. Брыксиным и другими
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается определить специальный правовой статус паломника и паломнической деятельности в целях защиты прав верующих.
Предлагаемое законопроектом определение понятия паломник содержит избыточное указание на период совершения паломничества (от 24 часов до 6 месяцев подряд или не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания) как один из основных признаков, поскольку главным признаком понятия паломник является цель совершения поездки - посещение мест религиозного почитания, объектов религиозного назначения и участие в религиозных обрядах и церемониях. При этом время посещения мест религиозного почитания (паломничества), объектов религиозного назначения, находящихся вне места жительства паломника, связанного с участием в религиозных обрядах и церемониях, может быть менее 24 часов или более 6 месяцев подряд, а также не предполагать ночевку в стране (месте) временного пребывания.
Исключительное право религиозных организаций осуществлять деятельность по организации паломнических поездок, предлагаемое законопроектом, может привести к неоднозначному толкованию норм в части привлечения религиозными организациями иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в этой сфере. Указанная в законопроекте деятельность по размещению и транспортному обслуживанию паломников является туроператорской деятельностью, которую вправе осуществлять только юридические лица, соответствующие требованиям статьи 4.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Кроме этого, отсутствие в законопроекте указания на возможность осуществления паломничества гражданином индивидуально (без участия религиозных организаций) может повлечь необоснованное ограничение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания при самостоятельной организации гражданами поездок в места религиозного почитания (паломничества) или туристических поездках, предполагающих посещение мест религиозного почитания (паломничества).
Одновременно следует отметить, что статья 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" относит временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в религиозных целях к туризму. При этом положений, исключающих паломнические поездки из сферы действия указанного Федерального закона, законопроект не содержит.
Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя Правительства |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 21 ноября 2018 г. N 9475п-П44 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 514138-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, Д.Ф. Вяткиным, А.Ю. Брыксиным и другими"
Текст письма официально опубликован не был