Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 509831-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации",
внесенный Правительством РФ
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект вносит в Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменения, касающиеся порядка принятия решений о ликвидации и об изменении границ игорных зон, а также определяющие основания и порядок компенсации убытков, понесенных в связи с принятием таких решений организаторами азартных игр и иными лицами, которым переданы в собственность или аренду земельные участки и (или) расположенные на них объекты в игорной зоне.
Предлагаемое положение части 7.2 статьи 9 Федерального закона говорит о последствиях ликвидации игорной зоны или изменения границ игорной зоны до истечения десяти лет со дня ее создания на основании федерального закона. Данное положение не соответствует положениям частей 4-4.2 и 7 указанной статьи, согласно которым решения о ликвидации и об изменении границ игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации; границы игорных зон определяются на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вносимых в Правительство Российской Федерации; границы игорной зоны на территории Республики Крым определяются органами исполнительной власти Республики Крым. При этом решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством Российской Федерации до истечения десяти лет со дня ее создания.
Согласно предлагаемой части 4.1 статьи 13 Федерального закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне аннулируется органом управления игорной зоной со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации о ликвидации игорной зоны либо об изменении границ игорной зоны, если такое изменение повлекло невозможность осуществления организатором азартных игр деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, если иное не предусмотрено федеральным законом. Данное положение следует согласовать с предлагаемыми положениями части 7.1 статьи 9 Федерального закона, из содержания которых следует, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне должно аннулироваться со дня ликвидации игорной зоны, который предусматривается в решении Правительства Российской Федерации о ликвидации игорной зоны либо об изменении границ игорной зоны и не может быть менее чем 3 года со дня принятия указанного решения (см. также часть 3 статьи 13 Федерального закона).
Предлагаемая редакция первого предложения части 4 статьи 9 Федерального закона предусматривает, что решения об изменении границ игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что не учитывает положение части 4.1 данной статьи, согласно которой границы игорной зоны на территории Республики Крым определяются органами исполнительной власти Республики Крым.
В законопроекте предусматривается, что в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о ликвидации игорной зоны либо об изменении границ игорной зоны, если такое изменение повлекло невозможность осуществления организатором азартных игр деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, по истечении десяти лет со дня ее создания, убытки организаторов азартных игр либо иных лиц, которым переданы в собственность или аренду земельные участки и (или) расположенные на них объекты в такой игорной зоне, возмещению не подлежат. Данное положение нуждается в дополнительном обсуждении с учетом предлагаемого положения абзаца первого части 7.1 статьи 9 Федерального закона, которое гарантирует организатору азартных игр или иному указанному лицу возможность осуществления на территории игорной зоны соответствующей деятельности не более 3 лет со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о ликвидации игорной зоны либо об изменении ее границ.
При этом в статье 3 проекта содержится оговорка о том, что указанное правило об отсутствии возмещения убытков применяется по истечении десяти лет со дня вступления в силу предлагаемого федерального закона в отношении всех игорных зон, созданных до дня его вступления в силу, за исключением одной игорной зоны, подлежащей ликвидации до 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (игорная зона "Азов-Сити"). Поскольку такой подход ставит лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории игорной зоны "Азов-Сити", в неравное положение с лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории иных игорных зон, он не согласуется с принципом равенства участников гражданских правоотношений (статьи 1 и 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обращаем внимание, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 указанного Кодекса). Кроме того, отмечаем, что указанный подход требует соответствующего обоснования, которое в пояснительной записке к законопроекту не представлено.
Из содержания законопроекта не ясно, может ли решение об изменении границ игорной зоны, если такое изменение повлечет невозможность осуществления организатором азартных игр деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, быть принято Правительством Российской Федерации либо органами исполнительной власти Республики Крым до истечения десяти лет со дня ее создания.
Наименование законопроекта необходимо изложить следующим образом:
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Статью 2 из законопроекта следует исключить, статью 3 считать статьей 2.
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.