Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2018 г. N 48-АПГ18-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ждановой Е.Ю. о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 января 2017 г. N 1/3 (в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 декабря 2017 г. N 70/4) в части утверждения тарифа на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ПрофТерминал-Энерго" населению Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района по апелляционной жалобе Ждановой Е.Ю. на решение Челябинского областного суда от 15 июня 2018 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Ковалевой Р.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Жданова Е.Ю., являясь собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение - квартира ... в доме ... по улице ... в селе ... муниципального района ... области, обратилась в Челябинской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 января 2017 г. N 1/3 (в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 декабря 2017 г. N 70/4) в части утверждения тарифа на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ПрофТерминал-Энерго" населению Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района.
Решением Челябинского областного суда от 15 июня 2018 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Жданова Е.Ю. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы Министерство тарифного регулирования в энергетики Челябинской области и прокуратура Челябинской области представили возражения.
В судебное заседание Жданова Е.Ю., представители общества с ограниченной ответственностью "ПрофТерминал-Энерго" (далее - ООО "ПрофТерминал-Энерго") и прокуратуры Челябинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно пунктам 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, пункту 4 части 1 статьи 8 названного Закона, подпунктам 1 и 2 пункта 7, подпункту 35 пункта 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2044 г. N 300, названное Министерство осуществляет нормативное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на подключение (техническое присоединение) к системе теплоснабжения.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - МТРиЭ Челябинской области) от 18 января 2017 г. N 1/3 "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, поставляемые теплоснабжающими организациями населению Челябинской области" (далее - постановление от 18 января 2017 г. N 1/3) установлены соответствующие тарифы на период с 01 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г.
Согласно приложению 210 к указанному постановлению тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО "ПрофТерминал-Энего" потребителям Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района, установлен в размере 1 900,32 руб./Гкал.
Постановлением органа регулирования от 26 декабря 2017 г. N 70/4 в указанный выше нормативный правовой акт внесены изменения, согласно которым срок действия льготного тарифа продлен до 30 июня 2018 г.
В обоснование заявления административный истец указала, что постановление от 18 января 2017 г. N 1/3 (в редакции постановления от 26 декабря 2017 г. N 70/4) в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу, поскольку вынуждает ее, как собственника жилого помещения, оплачивать услугу по теплоснабжению в повышенном размере.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Статьей 2 Закона Челябинской области от 27 июня 2013 г. N 505-ЗО "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" предусмотрено, что право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), установленных на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. N 2464-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2017 год, распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2014 г. N 2222-р утверждены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов до 2018 года.
Для Челябинской области на 2017 год указанный выше индекс роста установлен в размере 3,9 с возможным отклонением 2,3%.
Для Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района утвержден предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 01 июля 2017 г. на уровне 3,9%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - Основы формирования индексов), которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Российской Федерации следует читать как "от 30 апреля 2014 г."
Согласно пояснениям органа регулирования, размер льготного тарифа на тепловую энергию для населения, с учетом пунктов 2, 10 Основ формирования индексов, рассчитывается, исходя из суммы платежа за все коммунальные услуги, установленные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), и определяется в размере, при котором отношение размера платы граждан за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года не превышает установленный предельный индекс.
Таким образом, размер льготного тарифа на тепловую энергию рассчитывается не на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, как определено пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, а определяется в размере, при котором отношение размера платы граждан за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года не превышает установленный предельный индекс.
Установленный оспариваемым постановлением льготный тариф на тепловую энергию, поставляемую населению Хомутининского сельского поселения на период с 01 июля 2017 по 30 июня 2018 годов в размере 1 900,32 руб./Гкал, меньше чем экономически обоснованный тариф, установленный в размере 1 934, 24 руб./Гкал, согласно постановлению МТРиЭ Челябинской области от 26 ноября 2015 г. N 56/136.
Кроме того, согласно представленному органом регулирования в материалы дела расчету рост платы граждан за коммунальные услуги на 01 июля 2017 г. относительно 31 декабря 2016 г в денежном выражении составляет 116,68 руб., а в процентном - 3,9%, то есть в пределах показателя, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. N 2464-р.
Таким образом, постановление МТРиЭ от 18 января 2017 г. N 1/3 (в редакции постановления от 26 декабря 2017 г. N 70/4), в том числе приложение 210 в части утверждения льготных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "ПрофТерминал-Энерго" населению Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района, принято в соответствии с требованиями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 15 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ждановой Елены Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2018 г. N 48-АПГ18-22
Текст определения официально опубликован не был