Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2018 г. N 306-КГ18-16823
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2017 по делу N А55-12346/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2018 по тому же делу
по заявлению администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (г. Тольятти) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (г. Самара) об исключении сведений из ЕГРН,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара", общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата "Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, установил:
администрация муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о правах муниципального образования муниципального района Ставропольский Самарской области на земельные участки и исключении из реестра сведений о 323 земельных участках.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018, требования администрации удовлетворены. На Управление Росреестра возложена обязанность исключить из ЕГРН сведения о спорных земельных участках.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2018 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росреестра просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации от 02.06.2016 N 111 утвержден проект планировки территории и проекта межевания территории, расположенной в границах территории по адресу: Самарская, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, село Подстепки, в кадастровом квартале 63:32:1702007.
На основании указанного проекта в результате проведения кадастровых работ было сформировано 592 участка, осуществлен их государственный кадастровый учет и регистрация права муниципальной собственности.
Впоследствии, по результатам проведенных публичных слушаний, администрацией постановлением от 28.12.2016 N 335 утверждена новая документация по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории), расположенной в границах кадастрового квартала 63:32:1702007 села Подстепки, сельского поселения Подстепки, муниципального района Ставропольский Самарской области, а постановление администрации от 02.06.2016 N 111 признано утратившим силу.
Администрация, ссылаясь на признание утратившим силу постановления администрации от 02.06.2016, послужившего основанием для государственного кадастрового учета 592 земельных участков и отсутствие в связи с этим оснований для сохранения государственной регистрации права на земельные участки, измененные новым проектом планировки территории, а также на то, что заявительный порядок об аннулировании сведений об учтенных и зарегистрированных участках Федеральным законом от 03.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) не предусмотрен, обратилась в суд с настоящим иском.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 218-ФЗ следует читать как "от 13.07.2015"
Удовлетворяя требования администрации, суды руководствовались статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату постановки спорных земельных участков на кадастровый учет), частью 4 статьи 24, частями 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 1, 2, пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, правовой позицией, изложенной в пункте 25 "Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, разъяснениями, данными в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342.
Установив, что спорные земельные участки имеют статус "учтенный", в отношении всех земельных участков в ЕГРН содержатся записи о праве собственности муниципального образования муниципальный район Ставропольский Самарской области, суды сочли, что в силу вышеприведенных положений закона у органа кадастрового учета отсутствуют предусмотренные законом основания для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорных земельных участках и иных способов защиты нарушенного права, иначе чем путем обращения в суд с иском об исключении сведений об указанных земельных участках из государственного кадастра недвижимости, у администрации не имеется.
Таким образом, учитывая, что постановление администрации от 02.06.2016 N 111 утратило силу, суды не усмотрели оснований для сохранения государственной регистрации права на земельные участки, измененные новым проектом планировки территории, в связи с чем посчитали требования администрации об исключении сведений о 323 спорных земельных участках из государственного кадастра недвижимости обоснованными и удовлетворили иск.
В кассационной жалобе Управление Росреестра выражает несогласие с выводами судов об отсутствии у администрации иных способов защиты нарушенного права, иначе, чем с использованием механизмов судебной защиты.
При этом Управление Росреестра указывает, что, исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета подлежат: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может являться следствием признания незаконными действий органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости в связи с их образованием.
Управление Росреестра отмечает, что иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрено.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, Управление Росреестра полагает, что, поскольку в рассматриваемой ситуации процедура преобразования "учтенных" в ЕГРН земельных участков не осуществлялась, какие-либо решения или действия органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета земельных участков заявителем не оспаривались, у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований администрации.
По мнению Управления Росреестра, у администрации отсутствуют объективные препятствия к реализации прав собственника на преобразование земельных участков в установленном действующим законодательством порядке, поскольку положенное в основу иска заключение кадастрового инженера не содержит вывода о принципиальной невозможности осуществления соответствующих кадастровых работ по образованию земельных участков в соответствии с новой документацией по планировке территории, а лишь свидетельствует о необходимости изменения вида разрешенного использования части исходных земельных участков.
Между тем, как указывает Управление Росреестра, из 323 земельных участков только 7 земельных участков имеют вид разрешенного использования, отличный от вида разрешенного использования остальных земельных участков.
Управление Росреестра также отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, осуществляются одновременно, вместе с тем судами при разрешении спора вопрос о порядке погашения записей о праве собственности на земельные участки не разрешен, что создает для органа регистрации прав ситуацию, при которой исполнение решения суда возможно только при нарушении закона.
По мнению Управления Росреестра, снятие с кадастрового учета земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, приведет к поступлению соответствующей части земли в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, то есть обращение с таким иском в суд фактически направлено на отказ от права собственности на принадлежащее заявителю имущество, что недопустимо в силу статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также Управление Росреестра полагает, что в ситуации, когда со стороны органа кадастрового учета отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Принимая во внимание вышеизложенное, доводы кассационной жалобы Управления Росреестра о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 20 декабря 2018 года, 12 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2018 г. N 306-КГ18-16823 по делу N А55-12346/2017
Текст определения официально опубликован не был