Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 декабря 2018 г. N 03-07-14/89018
Вопрос: Компания, созданная и действующая в соответствии с законодательством Федеративной Республики Германия, является арендатором пассажирских вагонов без подвижного состава по договору аренды, заключенному с Акционерным обществом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица, если иное не предусмотрено абзацами тринадцатым-семнадцатым настоящего подпункта. Положение настоящего подпункта применяется при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением сдачи в аренду авиационных двигателей и прочего авиационно-технического имущества, если в соответствии с законодательством иностранного государства местом реализации таких услуг признается территория такого иностранного государства, и сдачи в аренду наземных автотранспортных средств.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 148 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если:
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
2) работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание;
3) услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
4) покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение настоящего подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи;
5) услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах 4.1-4.3 пункта 1 настоящей статьи.
Письмом Минфина России от 21 февраля 2018 г. N 03-07-11/10994 разъяснено, что местом реализации услуг по сдаче в аренду подвижного железнодорожного состава, в том числе пассажирских вагонов, оказываемых российской организацией иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Компания просит Министерство финансов Российской Федерации предоставить разъяснения по вопросу законности (обоснованности) применения налога на добавленную стоимость при оказании российской организацией иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, услуг по предоставлению в аренду пассажирских вагонов.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании российской организацией иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, услуг по предоставлению в аренду пассажирских вагонов без подвижного состава Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
На основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, не признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.
Таким образом, местом реализации услуг по сдаче в аренду пассажирских вагонов без подвижного состава, оказываемых российской организацией иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.