Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 декабря 2018 г. N 03-07-08/88888
Вопрос: Публичное акционерное общество на основании статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) просит дать разъяснения о порядке исчисления налога на добавленную стоимость и применении статьи 174.2 НК РФ.
В соответствии с договором о подписке на электронные информационные продукты, заключенным между российской организацией (Подписчик) и иностранной компанией (Исполнитель), последний предоставляет Подписчику неисключительную, непередаваемую, ограниченную лицензию, согласно которой Подписчик получает право доступа к информации о ценовых котировках на сырьевые товары для использования в коммерческой деятельности.
Договор о подписке не является лицензионным договором, поименованным в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Доступ к информации Исполнителя осуществляется путем предоставления идентификационных номеров/паролей на определенные Подписчиком электронные адреса.
Подписка на информационные продукты Исполнителя осуществляется российской организацией (Подписчиком) во исполнение агентских договоров, согласно которым Подписчик в качестве агента от своего имени, но за счет принципалов (российских и зарубежных организаций) приобретает услуги иностранной компании (Исполнителя).
Статья 174.2 НК РФ регламентирует особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.
Учитывая изложенное, просим предоставить разъяснения по следующим вопросам:
1. Является ли предоставление информации иностранной компанией - Исполнителем на основании вышеописанных условий договора о подписке оказанием услуг в электронной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 174.2 НК РФ? Если нет, то в качестве какого вида услуг следует квалифицировать предоставление информации?
2. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
В целях определения места реализации в отношении услуг иностранной компании - Исполнителя, кого следует признавать по агентским договорам в качестве покупателя информации Исполнителя:
- российскую организацию - агента, приобретающую услуги Исполнителя от своего имени, но за счет и по поручению российских и зарубежных организаций - принципалов;
- либо принципалов - российских и зарубежных организаций?
3. Пунктами 9 и 10 статьи 174.2 НК РФ определены случаи, при которых НДС подлежит исчислению налоговыми агентами.
В случае, если налоговым агентом признается российская организация - агент, правомерно ли суммы НДС, уплаченные таким налоговым агентом в бюджет, принять к вычету российской организацией - принципалом при выполнении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ?
4. С 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем - физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
В связи с изложенным, правильно ли мы понимаем, что в случае признания услуг Исполнителя в качестве услуг, поименованных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, российские организации, приобретающие электронные услуги у такой иностранной компании, с 1 января 2019 года не будут признаваться налоговыми агентами по НДС вне зависимости от постановки на учет иностранной компании - Исполнителя в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией российской организации услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 174.2 Кодекса при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах, исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 174 Кодекса в случае реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Учитывая изложенное, в случае заключения российской организацией, являющейся агентом по агентскому договору с российским принципалом договора с иностранной организацией на оказание услуг в электронной форме, обязанности налогового агента по уплате налога на добавленную стоимость возлагаются на агента, перечисляющего оплату за услуги иностранной организации.
Что касается вычета налога на добавленную стоимость по вышеуказанным услугам, то на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, подлежат вычету у покупателей в случае использования товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.
В связи с тем, что при приобретении услуг на основании агентского договора, предусматривающего приобретение услуг агентом за счет и по поручению принципала, фактическим покупателем услуг является принципал, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные агентом при исполнении им обязанностей налогового агента, принимаются к вычету у принципала в случае использования им этих услуг для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, на основании документов, подтверждающих уплату налоговым агентом в бюджет сумм налога.
Что касается применения налога на добавленную стоимость иностранной организацией, оказывающей с 1 января 2019 года российской организации услуги в электронной форме, то с учетом положений пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" начиная с 1 января 2019 года при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем услуг - российское физическое лицо или российская организация (индивидуальный предприниматель). В связи с этим и на основании пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, российским организациям (индивидуальным предпринимателям), подлежит постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года российскими организациями (индивидуальными предпринимателями) у иностранных организаций услуг в электронной форме обязанности налогового агента у этих российских лиц не возникает.
Одновременно сообщается, настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.