Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 декабря 2018 г. N 03-07-07/88536
Вопрос: Представительство АО в РФ выражает свое уважение и просит выяснить следующие вопросы:
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2018 N 588 утвержден перечень услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению НДС:
1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов.
2. Обеспечение авиационной безопасности.
3. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом.
4. Хранение авиационного топлива.
5. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на маршрутах обслуживания воздушного движения.
6. Аэронавигационное обслуживание воздушных судов в районе аэродрома.
Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Правомерно ли аэропорт просит авиакомпании, в том числе иностранные авиакомпании, с 01 октября 2018 г. оплатить все остальные авиационные услуги и ставки аэропортовых сборов, и тарифы на авиационное топливо с НДС согласно вышеуказанному указу правительства?
Если согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2018 N 588, иностранные авиакомпании должны оплатить авиационные услуги с НДС, то имеет ли наша авиакомпания право на возмещение НДС из бюджета РФ?
Отметим, что до 01 октября 2018 за все авиационные услуги наша авиакомпания оплатила ООО без НДС.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов российских и иностранных организаций, включая аэронавигационное обслуживание, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС операции по реализации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2018 г. N 588 (далее - перечень Правительства Российской Федерации), вступившим в силу с 1 июля 2018 года, и включает следующие услуги:
- обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов;
- обеспечение авиационной безопасности;
- обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом;
- хранение авиационного топлива;
- аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на маршрутах обслуживания воздушного движения;
- аэронавигационное обслуживание воздушных судов в районе аэродрома.
Таким образом, освобождение от обложения НДС услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов российских и иностранных организаций, применяется в отношении услуг, поименованных в перечне Правительства Российской Федерации. При этом иные услуги по обслуживанию воздушных судов российских и иностранных организаций, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Что касается вычетов сумм НДС, то на основании пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации, в случае использования данных товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения этим налогом.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по воздушной перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранной организацией, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения НДС в Российской Федерации. В связи с этим оснований для принятия данной иностранной организацией, в том числе имеющей представительство в Российской Федерации, к вычету сумм НДС, предъявленных ей при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, не имеется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.