Дата введения - 1 января 2019 г.
Аббревиатура рубрики |
Содержание |
ИСПРАВИТЬ | |
ИР |
После абзаца "Приложение Б (справочное)" включить абзац: "Приложение В (обязательное) КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ ......................" |
Аббревиатура рубрики |
|
ИСПРАВИТЬ | |
ИР |
Перед последним абзацем, начинающимся словами: "Разработку изменений к ОКОПФ и его ведение осуществляет Росстат в соответствии с Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005", включить информацию в следующей редакции: "Приложение В содержит классификацию институциональных секторов экономики (КИСЭ). Эта классификация обеспечивает единство содержания и границ институциональных секторов (подсекторов) экономики при формировании макроэкономических показателей в соответствии с методологией Системы национальных счетов 2008 года (СНС-2008) применительно к статистическим целям. Классификация институциональных секторов экономики обеспечивает качество исходной информации для нормирования макроэкономических показателей, представляемой субъектами статистического учета в порядке межведомственного обмена; является основой для объективной оценки состояния и развития российской экономики в разрезе институциональных секторов экономики в соответствии с методологией СНС-2008. Для идентификации классификационных группировок институциональных секторов экономики используется комбинированный метод классификации, состоящей из двух частей. Для первой (обязательной) части используется иерархический метод классификации с кодированием классификационных группировок четырехзначным цифровым кодом переменной длины от двух до четырех знаков. Для второй (факультативной) части используется фасетный метод классификации (расширяющий группировки первой части дополнительными независимыми признаками, необходимыми для решения задач отдельных федеральных министерств и ведомств) с кодированием каждого фасета трехзначным цифровым кодом постоянной длины. Первый знак - номер фасета, два последующих - позиции фасета. Классификационные группировки институциональных секторов экономики образуются путем комбинации позиций первой части (обязательного использования) и позиций второй части (факультативного использования). Коды классификационных группировок первой и второй частей разделяются точкой. Структура кода КИСЭ имеет следующий вид: Обязательная часть: X - раздел XX - сектор XXX - подсектор ХХХХ - субподсектор Факультативная часть (расширяющая группировки первой части по дополнительным независимым признакам), отражаемая после точки. ХХХХ.ХХХ Формула структуры кода КИСЭ следующая: Х+Х+Х+Х+ХХХ, где: X - символ, обозначающий разряды кода. Классификация институциональных секторов экономики содержит четыре обязательные ступени классификационного деления группировок и пятую ступень факультативного применения. Код каждой последующей группировки образуется добавлением одной значащей цифры на соответствующем разряде кода. |
Аббревиатура рубрики |
|||||
|
На первой ступени классификационного деления (X) представлены два раздела, в первом из которых классифицируются институциональные единицы - резиденты Российской Федерации, составляющие в целом российскую экономику, второй раздел обозначает нерезидентов Российской Федерации, вступающих в экономические отношения с единицами - резидентами Российской Федерации; на второй ступени (XX) - институциональные секторы; на третьей ступени (XXX) - подсекторы; на четвертой ступени (ХХХХ) - субподсекторы. Указанные выше четыре ступени классификационного деления обязательны к применению в идентификационном коде конкретного объекта классификации. Они разделяются точкой от пятой ступени классификационного деления, отражающей дополнительные признаки (факультативного применения), необходимые для решения задач отдельных федеральных министерств и ведомств. Форма и пример записи позиций: |
||||
|
Код |
Наименование |
|||
|
1245.255 |
Паевые инвестиционные фонды биржевые денежного рынка |
|||
|
Классификация группировок (секторов) в отдельных случаях завершена на второй или третьей ступенях классификационного деления". |
Аббревиатура рубрики |
Приложение В |
ИСПРАВИТЬ | |
ИР |
Дополнить Приложением В: |
|
"Приложение В |
Классификация
институциональных секторов экономики
1. Основные понятия и определения
В основу классификации институциональных секторов экономики положены общие принципы, критерии и понятия СНС-2008, адаптированные к условиям организации экономики Российской Федерации с учетом национального законодательства.
Понятия и определения, приведенные ниже, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определяются исключительно в целях статистики и применения настоящего Приложения.
Понятия и термины, используемые в настоящем Приложении, по которым не установлены определения, применяются в том значении, в каком они используются в гражданском, бюджетном и других отраслях законодательства Российской Федерации.
Критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.
Классификация институциональных секторов экономики (КИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.
Основанием для разработки КИСЭ являются:
а) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2242-р о разработке, принятии и введении в действие приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики;
Международные договоры, регламентирующие представление согласованных данных по СНС-2008:
- Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Директоратом статистики Организации экономического сотрудничества и развития о направлениях совместной деятельности (Москва, 22.10.2001);
- Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и Европейской комиссией (Евростат) по обмену статистическими данными (Нью-Йорк, 27.02.2013).
1.1 Экономическая территория Российской Федерации - находящаяся под административным управлением Правительства Российской Федерации географическая территория страны, в пределах которой обеспечено свободное передвижение граждан, товаров и капитала.
В экономическую территорию Российской Федерации входят также острова, воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых распространяется юрисдикция Российской Федерации, "территориальные анклавы" в странах остального мира, т.е. четко очерченные части территорий других стран, используемые Правительством Российской Федерации на условиях аренды или права собственности для дипломатических, военных, научных или других целей с официального политического согласия органов государственного управления страны, на территории которой они фактически расположены. На них размещаются и осуществляют свою деятельность посольства, консульства, торговые и другие представительства Российской Федерации за рубежом.
1.2 Институциональная единица относится к резидентам Российской Федерации, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерация, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации.
Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила: выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы содействовать достижению международной согласованности.
Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", за исключением определения резидентства филиалов единицы-нерезидента.
К резидентам Российской Федерации, помимо юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся на территории Российской Федерации посольства, военные базы, научные станции и прочие единицы резидентов за рубежом. Кроме того, студенты - граждане Российской Федерации, обучающиеся за рубежом, всегда остаются резидентами Российской Федерации.
Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности (хозяйствующие единицы), которым соответствует форма собственности "Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей", осуществляющие свою экономическую деятельность в Российской Федерации, относятся к резидентам Российской Федерации.
1.3 Институциональная единица - хозяйствующая единица, которая обладает правом владеть активами и принимать обязательства и осуществлять операции от своего имени в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Типами институциональных единиц являются:
1) корпорации (включая квазикорпорации) - юридические лица, являющиеся коммерческими организациями:
- нефинансовые корпорации (включая квазикорпорации);
- финансовые корпорации (включая квазикорпорации);
2) органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения:
3) домашние хозяйства;
4) некоммерческие организации (НКО), за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами;
- нефинансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами:
- финансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами:
- нерыночные НКО, контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления;
- нерыночные НКО, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ), включая подразделения корпораций, оказывающие услуги социального характера своим работникам, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами.
1.4 Институциональный сектор экономики - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.
Институциональные единицы - резиденты Российской Федерации группируются в пять взаимоисключающих секторов:
- нефинансовые корпорации:
- финансовые корпорации;
- государственное управление:
- домашние хозяйства;
- некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ).
Каждый сектор является частью экономики Российской Федерации и имеет характеристики, отличающие его от других секторов. Секторы подразделяются на подсекторы, а затем на более детальные составляющие (субподсекторы), характеризующиеся по мере дальнейшего дробления все большей степенью однородности.
1.5 Корпорация
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).
В зависимости от видов экономической деятельности корпорации могут быть финансовыми и нефинансовыми.
1.6 Квазикорпорация - некорпоративное предприятие, созданное с целью производства товаров, работ и услуг для реализации их на рынке, достаточно независимое от его собственника, располагающее информацией для ведения полного набора счетов (отчетности).
1.7 Финансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, которые в основном заняты оказанием финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества или вспомогательную финансовую деятельность.
1.8 Нефинансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров, работ и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются в основном из выручки от реализации.
1.9 Государственный сектор - совокупность институциональных единиц сектора государственного управления и следующих юридических лиц:
- корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения (за исключением корпоративных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления);
- унитарные юридические лица, полномочия собственника которых осуществляют юридические лица, включаемые в сектор государственного управления (за исключением унитарных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления).
В государственный сектор включаются единицы сектора государственного управления и финансовые и нефинансовые корпорации, соответствующие установленным выше критериям.
1.10 Государственное (муниципальное) учреждение
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая и контролируемая органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
1.11 Домашнее хозяйство - институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров, работ и услуг (в основном жилищные). В качестве домашних хозяйств могут выступать семьи из одного или нескольких лиц. К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т.е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т.д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров, работ и услуг, осуществляя экономическую деятельность в форме индивидуальных предпринимателей либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.
1.12 Рыночные и нерыночные производители товаров, работ и услуг - производители, занимающиеся соответственно рыночным или нерыночным производством, а также производством для собственного использования. Разграничение рыночных и нерыночных производителей товаров, работ и услуг является ключевым для определения общей структуры секторальной экономики и идентификации принадлежности хозяйствующих субъектов к соответствующим секторам экономики.
1.12.1 Рыночные производители относятся, в соответствии с характером их деятельности, к сектору нефинансовых корпораций или к сектору финансовых корпораций, а также могут быть отнесены к сектору домашних хозяйств.
В состав рыночных производителей включаются хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), реализующие свои товары, работы и услуги по экономически значимым ценам, то есть по ценам, оказывающим влияние на спрос и предложение товаров, работ и услуг.
На практике для разграничения рыночных и нерыночных производителей во всех секторах, кроме сектора государственного управления, этот принцип реализуется применением "Правила 50 процентов" (см. п. 1.13).
Для разграничения рыночного и нерыночного производства государственных (муниципальных) корпоративных и унитарных юридических лиц используются дополнительные критерии, изложенные в пп. 2.2, 2.3, 3.2, 3.3, 4.2, 4.3.
1.12.2 Нерыночные производители относятся к сектору государственного управления либо к сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. К ним могут быть отнесены домашние хозяйства - производители продукции для собственного использования.
1.13 "Правило 50 процентов"
Критерием разграничения рыночного и нерыночного производства для целей настоящей классификации является соотношение между выручкой от реализации товаров, работ и услуг и затратами на производство товаров, выполнение работ и услуг.
Суть его состоит в следующем:
а) если 50 и более процентов затрат на производство товаров, выполнение работ, услуг покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является рыночным производителем;
б) если менее 50 процентов затрат на производство товаров, выполнение работ, услуг покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является нерыночным производителем.
"Правило 50 процентов" применяется на основе данных за период не менее двух лет.
Это правило не распространяется на некоторые высокосубсидируемые предприятия (например, угольной промышленности, жилищного хозяйства, сельского хозяйства), которые относятся к рыночным производителям.
В целях использования данного критерия определение выручки от реализации и затрат на производство имеет свои особенности.
1.13.1 Выручка от реализации - сумма средств в денежном эквиваленте, полученная от реализации произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг за определенный период. Определяется в размере выпуска продукции без учета налогов и субсидий на продукты.
1.13.2 Затраты на производство включают сумму промежуточного потребления товаров и услуг, оплаты труда, потребления основного капитала и налогов на производство, а также субсидии на производство. Затраты на производство не должны включать издержек, понесенных при осуществлении валового накопления основного капитала из собственного производства, например, при строительстве хозяйственным способом.
1.14 Некоммерческие организации (далее - НКО) - институциональные единицы, занятые экономической деятельностью, целью которых не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными или нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики - некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.
Институциональные единицы, относящиеся к некоммерческим организациям, могут быть представлены юридическими лицами в следующих организационно-правовых формах:
1) общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
2) общественные движения;
3) потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
4) ассоциации (союзы), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные;
5) товарищества собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья;
6) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
7) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
8) фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
9) учреждения, к которым относятся государственные учреждения, в том числе государственные академии наук, муниципальные учреждения и частные учреждения, в том числе общественные;
10) автономные некоммерческие организации;
11) религиозные организации;
12) публично-правовые компании;
13) адвокатские палаты;
14) адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами (коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации);
15) государственные корпорации;
16) нотариальные палаты.
Институциональные единицы, относящиеся к некоммерческим организациям, могут получать прибыль в результате осуществления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, приносящей доход деятельности, если это предусмотрено их уставами и служит достижению целей, ради которых они созданы.
1.14.1 НКО, занятые рыночным производством
НКО, занятые рыночным производством, - это производители, выпуск продукции которых или большая его часть реализуется по экономически значимым ценам, то есть по ценам, которые оказывают существенное влияние на объем продукции (товаров, работ и услуг), который производители готовы поставить, и на объем продукции (товаров, работ и услуг), который покупатели хотят приобрести. Школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и др. являются НКО, занятыми рыночным производством, если они получают платежи, которые отражают их затраты на производство и которые достаточно высоки, чтобы существенно влиять на спрос на их услуги. В результате производственной деятельности этих единиц должны получаться прибыль или убыток. Такая прибыль от производства остается в распоряжении НКО. С другой стороны, указанные НКО могут получать дополнительные средства (субсидии, пожертвования, гранты) от отдельных лиц. корпораций, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления.
Таким образом, они могут приобретать активы, которые могут приносить значительные доходы от собственности в дополнение к доходам от платежей за услуги, что позволяет им взимать платежи ниже средней величины затрат. Однако они должны продолжать рассматриваться в качестве НКО, занятых рыночным производством, пока платежи за их услуги определяются в основном издержками на производство и они достаточно высоки, чтобы оказывать существенное влияние на спрос. Такие НКО используют доходы от пожертвований и дарений для того, чтобы снизить высокие цены за свои услуги.
1.14.2 Рыночные НКО, обслуживающие предприятия (организации)
Некоторые рыночные НКО ограничивают свою деятельность предоставлением услуг другим рыночным производителям. Большинство рыночных НКО, обслуживающих предприятия (организации), создаются ассоциациями предприятий, чьи интересы они должны продвигать и обеспечивать. Они включают торговые палаты, ассоциации производителей в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и в торговле, организации работодателей, научно-исследовательские организации, лаборатории, занимающиеся проведением тестирования, или другие организации, занятые видами деятельности, которые представляют общей интерес для группы предприятий, которые их контролируют и финансируют. НКО часто заняты рекламированием деятельности группы предприятий (организаций) или предоставлением консультаций и содействием отдельным членам НКО, попавшим в затруднительное положение по той или другой причине.
1.14.3 НКО, занятые нерыночным производством
Большинство НКО являются нерыночными производителями. Нерыночные производители - это производители, которые предоставляют большую часть своего выпуска другим единицам бесплатно или по экономически незначимым ценам, т.е. по ценам, не влияющим на спрос и предложение товаров, работ и услуг. Таким образом, НКО, занятые преимущественно нерыночным производством, могут быть идентифицированы не только тем. что они не могут обеспечить финансовые выгоды единицам, которые ими управляют и финансируют их, но также и тем, что они должны использовать принципиально другие источники получения средств (отличные от выручки от продажи товаров, работ и услуг) для возмещения их затрат на производство.
НКО, занятые, в основном, нерыночным производством, подразделяются на две группы: НКО, которые контролируются органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления и НКО. которые не контролируются органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Первые относятся к сектору государственного управления в соответствии с определенными ниже критериями. Вторые называются "некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства" (НКООДХ) и образуют отдельный институциональный сектор.
1.15 Контроль органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления над некоммерческими организациями
Контроль над НКО определяется как возможность осуществлять общую политику или программу НКО. Для контроля над НКО органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления рассматриваются следующие показатели.
1) Назначение руководителей
Органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления имеют право назначать руководителей, занимающихся управлением НКО, в соответствии с уставом НКО или другими регламентирующими документами.
2) Другие положения регламентирующих документов
Регламентирующий документ может включать положения, не относящиеся к назначению руководителей, но которые фактически дают возможность органам государственной власти (государственным органам) и органам местного самоуправления определять важные аспекты деятельности НКО. Например, такой документ может определять или ограничивать функции, цели или другие аспекты деятельности НКО, что делает вопрос о назначении руководителей менее важным или вообще несущественным. Регламентирующий документ может также предоставить органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления право отзывать ключевых руководителей или отклонять решения о предлагаемых назначениях, требовать предварительного одобрения бюджета или методов финансирования, или запрещать изменения в уставе НКО, самороспуск или прекращение отношений с органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления без их одобрения.
3) Степень финансирования
НКО, которая в основном финансируется органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления, может контролироваться данными органами. Если НКО сохраняет возможность в значительной мере определять свою политику и программу, она не будет рассматриваться как единица, контролируемая органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления.
1.16 Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (далее - НКООДХ), - это нерыночные НКО, которые не контролируются органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления. Они предоставляют товары, работы и услуги домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначимым ценам, т.е. ценам, не влияющим на спрос и предложения товаров, работ и услуг. Большая часть этих товаров и услуг представляют собой индивидуальные услуги, но НКООДХ могут предоставлять и коллективные услуги.
Этот сектор состоит из двух групп НКООДХ:
- институциональные единицы, которые создаются ассоциациями граждан для предоставления товаров, работ или услуг в интересах членов самих этих ассоциаций. Обычно услуги предоставляются бесплатно, так как финансируются за счет регулярных членских взносов;
- институциональные единицы, создаваемые для благотворительных целей и не служащие интересам членов ассоциации, контролирующих НКООДХ. Они предоставляют товары, работы и услуги на нерыночной основе. Ресурсами этих институциональных единиц являются преимущественно благотворительные взносы наличными средствами или в натуральном выражении от населения, корпораций или органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления.
К сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, относятся:
- профсоюзы, ассоциации потребителей, политические партии, религиозные организации, общественные и спортивные клубы;
- благотворительные организации, организации по оказанию помощи пострадавшим и экономической помощи, которые финансируются за счет добровольных пожертвований и иных отчислений со стороны других институциональных единиц в денежной или натуральной форме.
1.17 Классификация секторов нефинансовых и финансовых корпораций на нижестоящих уровнях
Секторы нефинансовых и финансовых корпораций на нижестоящих уровнях (на уровнях подсекторов для нефинансовых корпораций и субподсекторов для финансовых корпораций) классифицируются на корпорации под контролем органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, национальные частные и под иностранным контролем.
1.17.1 Корпорации под контролем органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, к которым относятся корпорации, которые соответствуют условиям контроля со стороны государства.
Критериями отнесения корпорации (организации) к государственному сектору экономики по законодательно установленной и действующей в российской статистике методологии являются:
1.17.1.1 Наличие государственного (муниципального) имущества в размере не менее установленной величины в общем объеме имущества.
Государственный сектор экономики включает организации, у которых более 50% уставного капитала находится в государственной (муниципальной) собственности, т.е. составляет имущество Российской Федерация и/или имущество субъектов Российской Федерации, и/или имущество муниципальных образований. Корпорации, входящие в государственный сектор экономики, охватывают: государственные унитарные предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной (муниципальной) собственности и более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.
1.17.1.2 Наличие контроля органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления над корпорациями:
- корпорация является корпорацией под контролем органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, если государственное (муниципальное) учреждение, другая корпорация под контролем органов государственной власти и органов местного самоуправления или объединение государственных (муниципальных) учреждений и корпораций контролируют какую-либо корпорацию, причем контроль определен как возможность осуществлять общую корпоративную политику корпорации. Выражение "общая корпоративная политика", как оно принято в данном случае, должно пониматься в широком смысле и означать ключевую финансовую и оперативную политику, относящуюся к стратегическим целям корпорации как рыночного производителя:
- при осуществлении органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления полномочий, в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо при их определении установить, равносильно ли осуществление этих полномочий определению общей корпоративной политики конкретной корпорации и установлению контроля над корпорацией. Законодательство и регулирующие административные документы, относящиеся ко всем единицам данной группировки или к конкретной отрасли, не должны рассматриваться как обеспечивающие контроль над этими единицами;
- возможность определять общую корпоративную политику не обязательно включает прямой ежедневный контроль над деятельностью или операциями конкретной корпорации. Руководители таких корпораций будут управлять ими в соответствии с общими целями конкретной корпорации. Также возможность определения общей корпоративной политики той или иной корпорации не означает прямого контроля над любыми профессиональными, техническими или научными решениями, поскольку они обычно рассматриваются как часть ключевой компетенции самой корпорации.
Способы осуществления контроля над корпорациями могут значительно варьироваться. Однако на практике наиболее важными критериями осуществления контроля считаются следующие.
1) Владение большинством голосующих прав
Владение большинством акций обычно обеспечивает контроль, когда решения принимаются на основе принципа "одна акция - один голос". Акции могут находиться в прямом или косвенном владении, и акции, принадлежащие всем другим государственным единицам, должны быть объединены. Если решения не принимаются на основе принципа "одна акция - один голос", классификация должна основываться на том, обеспечивают ли большинство голосов акции, принадлежащие другим государственным единицам. Определяющим при этом является доля общей суммы выпущенных акций, принадлежащая одному держателю и дающая право решающего голоса на собрании акционеров или в совете акционерного общества (контрольный пакет акций). Теоретически эта доля равна 51%, практически - владелец (физическое или юридическое лицо) 20% - 30% акций является, по сути, одним из главных совладельцев той или иной компании, фирмы, предприятия.
2) Контроль над советом директоров или другим управляющим органом
Возможность назначать или отзывать большинство членов совета или другого управляющего органа, предусмотренная существующим законодательством, нормативными документами, контрактами или другими мерами, будет обеспечивать контроль (при наличии необходимости). Даже право "Вето" на предложенные назначения рассматривается как форма контроля, если это влияет на возможность выбора, который должен быть сделан. Если другой орган отвечает за назначение директоров, необходимо рассмотреть его состав с точки зрения возможности государственного влияния. Если государственный орган назначает директоров, но не контролирует назначения их заместителей, эта корпорация будет частью государственного сектора экономики до истечения срока назначения директоров.
3) Контроль над назначением и отзывом ключевых руководителей
Если контроль над советом директоров или другими управляющими органами слабый, назначение ключевых руководителей, таких как главный управляющий делами, председатель и финансовый директор, может быть решающим фактором. Директора, не являющиеся управляющими делами, также могут соответствовать этим требованиям, если они являются членами ключевых комитетов, таких как комитет по вопросам вознаграждения, определяющий выплаты старшим сотрудникам персонала.
4) Золотые акции и опционы
Органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления могут владеть "золотой акцией", в частности "золотой акцией" приватизируемого предприятия.
Золотая акция - условная акция, сохраняемая в руках органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, ведающего приватизируемым государственным (муниципальным) предприятием, преобразуемым в акционерное общество. Такая акция дает на определенный период времени органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления решающий голос на собрании акционеров, что необходимо для сохранения влияния государства на некоторые акционируемые предприятия, деятельность которых глубоко затрагивает государственные и общественные интересы.
В таких случаях эта акция обеспечивает органу государственной власти (государственному органу) и органу местного самоуправления некоторые права для защиты интересов общества, например, путем запрета на продажу компанией некоторых категорий активов или путем назначения особого директора, наделенного существенными полномочиями при определенных обстоятельствах. Золотая акция сама по себе не означает контроль. Если золотая акция предполагает, что органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления могут определять общую корпоративную политику корпорации при определенных обстоятельствах и эти обстоятельства продолжают существовать, тогда такая единица должка быть в государственном секторе экономики с момента существования этих обстоятельств. Существование опциона на приобретение акций у государственного (муниципального) учреждения или у государственной корпорации при определенных обстоятельствах может рассматриваться с концептуальной точки зрения аналогично ситуации с золотой акцией, которая описана выше. Если существуют обстоятельства, при которых опцион может быть реализован, необходимо рассмотреть вопрос, означает ли объем акций, который может быть приобретен с помощью опциона, и последствия этой операции, что органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления могут определять общую политику корпорации, реализуя опцион. Статус единицы должен основываться на существующей возможности органов государственной власти (государственных органов) определять корпоративную политику, осуществляемую в нормальных условиях, а не в исключительных экономических и других обстоятельствах, таких как войны, общественные беспорядки и стихийные бедствия.
Хотя один из критериев в одних случаях может считаться достаточным для определения существования контроля, в других случаях только несколько критериев одновременно могут свидетельствовать о существовании контроля. Решение, основанное на всей совокупности критериев, будет неизбежно носить характер экспертного суждения, но такие суждения должны быть сделаны при принятии решения о виде осуществляемого контроля.
1.17.2 Национальные частные корпорации, к которым относятся корпорации, которые не удовлетворяют условиям отнесения к корпорациям государственным и корпорациям под иностранным контролем.
1.17.3 Корпорации под иностранным контролем, к которым относятся корпорации, находящиеся в иностранной собственности (собственность международных организаций, иностранных государств, иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, смешанная иностранная собственность); в совместной российской и иностранной собственности (совместная федеральная и иностранная собственность, совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность, совместная муниципальная и иностранная собственность, совместная частная и иностранная собственность, совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность).
1.18 Экономика в целом (национальная экономика) - совокупность институциональных единиц-резидентов, составляющих российскую экономику в целом.
1.19 Остальной мир - совокупность институциональных единиц-нерезидентов, которые вступают в экономические отношения с единицами - резидентами Российской Федерации или имеют с ним какие-либо иные экономические и финансовые взаимоотношения.
2. Структура классификации институциональных секторов экономики
Первая часть (обязательного применения)
Вторая часть (факультативного применения)
Пояснения и описание наполнения секторов (подсекторов) экономики
(справочная информация к Классификации институциональных секторов экономики)
Экономика в целом (1)
Экономика в целом включает все институциональные единицы - резиденты Российской Федерации.
Сектор нефинансовых корпораций (11)
Сектор нефинансовых корпораций - совокупность корпораций, занимающихся производством товаров и нефинансовых услуг с целью получения прибыли. В состав сектора нефинансовых корпораций входят также некоммерческие организации, занятые в основном рыночным производством.
Сектор нефинансовых корпораций подразделяется на следующие подсекторы:
- Нефинансовые корпорации под контролем органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (111):
- Нефинансовые корпорации национальные частные (112):
- Нефинансовые корпорации под иностранным контролем (113).
В состав подсектора "Нефинансовые корпорации под контролем органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления" (111) включаются нефинансовые корпорации, соответствующие критериям подпункта 1.17.1.
В данный подсектор входят в том числе: Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (ГК "Ростех"): Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (ГК "Росатом").
В состав подсектора "Нефинансовые корпорации национальные частные" (112) входят институциональные единицы, которые не удовлетворяют условиям отнесения к нефинансовым корпорациям государственным и нефинансовым корпорациям под иностранным контролем.
В этот подсектор включаются все нефинансовые корпорации-резиденты, характерной чертой которых является то, что они не подлежат контролю со стороны органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления или институциональной единицы-нерезидента. К ним относятся хозяйственные товарищества, акционерные общества и производственные кооперативы. Данный подсектор включает также рыночные НКО, занимающиеся производством товаров, работ и услуг, например НКО, оказывающие услуги в области образования или здравоохранения и удовлетворяющие "Правилу 50 процентов".
В состав подсектора "Нефинансовые корпорации под иностранным контролем" (113) входят институциональные единицы с долей иностранной собственности в уставном капитале больше 50%, а именно: нефинансовые корпорации, находящиеся в иностранной собственности (собственность международных организаций, иностранных государств, иностранных юридических лиц. иностранных граждан и лиц без гражданства, смешанная иностранная собственность); в совместной российской и иностранной собственности (совместная федеральная и иностранная собственность, совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность, совместная муниципальная и иностранная собственность, совместная частная и иностранная собственность, совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность); в собственности российских граждан, постоянно проживающих за границей.
Сектор финансовых корпораций (12)
Сектор финансовых корпораций включает все корпорации и квазикорпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества.
К сектору финансовых корпораций относятся собственно финансовые корпорации (включая финансовые квазикорпорации), а также некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые финансовыми корпорациями.
Сектор финансовых корпораций состоит из подсекторов:
- Банк России (121);
- Кредитные организации (122);
- Инвестиционные фонды (124);
- Финансовые корпорации (посредники) прочие и вспомогательные финансовые корпорация (125);
- Страховщики (128);
- Негосударственные пенсионные фонды (129).
Банк России (121).
В состав подсектора "Банк России" (121) включается Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - юридическое лицо, статус, цели деятельности, функции и полномочия которого определяются Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации". Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
- развитие финансового рынка Российской Федерации;
- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В систему Банка России входят:
- центральный аппарат;
- территориальные учреждения (не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства);
- расчетно-кассовые центры;
- вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Кредитные организации (122).
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом" от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация:
1) кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций;
2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России;
3) кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющий функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте". Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации - центрального контрагента устанавливаются Банком России. Банк России вправе определять дополнительные условия осуществления центральным контрагентом банковских операций.
Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Подсектор "Кредитные организации" подразделяется на субподсекторы: кредитные организации под контролем органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (1221), национальные частные кредитные организации (1222) и кредитные организации под иностранным контролем (1223). Подробнее см. раздел 1 п. 1.17.
123 является резервным кодом.
Инвестиционные фонды (124) представляют собой находящиеся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественные комплексы, пользование и распоряжение которыми осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Данный подсектор детализируется по следующим субсекторам:
- (1241) Акционерные инвестиционные фонды;
- (1242) Паевые инвестиционные фонды открытые:
- (1243) Паевые инвестиционные фонды закрытые;
- (1244) Паевые инвестиционные фонды интервальные;
- (1245) Паевые инвестиционные фонды биржевые.
Финансовые корпорации (посредники) прочие и вспомогательные финансовые корпорации (125) включают финансовые корпорации, которые заняты предоставлением от своего имени финансовых услуг путем принятия обязательств в форме, отличной от денежной, депозитов или близких аналогов депозитов, с целью приобретения финансовых активов, участвуя в финансовых операциях на рынке.
Финансовые корпорации вспомогательные включают финансовые корпорации, которые, в основном, заняты видами деятельности, связанными с операциями с финансовыми активами и обязательствами или с предоставлением регулирующих финансовых инструментов для этих операций. При этом не предполагается, что вспомогательная корпорация становится собственником финансовых активов и обязательств, являющихся предметами операций. Это ипотечные компании, кредитные потребительские кооперативы, лизинговые компании, инвестиционные компании, а также другие финансовые посредники, привлекающие ресурсы в форме, отличной от депозитов, наличных денег или страховых резервов.
Подсектор "Финансовые корпорации (посредники) прочие и вспомогательные финансовые корпорации" подразделяются на субподсекторы: (1251) под контролем органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, (1252) национальные частные и (1253) под иностранным контролем.
К этому подсектору отнесены финансовые посредники, входящие в фасет 3.
Кроме того:
- Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (ГК АСВ), обеспечивающая функционирование системы страхования вкладов (1251);
- Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (1251).
Дочерние организации ГК АСВ и Внешэкономбанка относятся к сектору/подсектору экономики в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
126 является резервным кодом.
127 является резервным кодом. Страховщики (128)
В соответствии со ст. 938 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.
Страховщики - это страховые организации и общества взаимного страхования согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями), созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном указанным законом Российской Федерации порядке.
Подсектор "Страховщики" подразделяется на субподсекторы: "Страховщики под контролем органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления" (1281), "Страховщики национальные частные" (1282) и "Страховщики под иностранным контролем" (1283). Подробнее см. раздел 1 п. 1.17.
Негосударственные пенсионные фонды (129)
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - это организация, исключительной деятельностью которых является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется НПФ в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" на основании лицензий на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Подсектор "Негосударственные пенсионные фонды" включает следующие субподсекторы:
Субподсектор "Негосударственные пенсионные фонды под контролем органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления" (1291) включает институциональные единицы, которые находятся под управлением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления.
Субподсектор "Негосударственные пенсионные фонды национальные частные" (1292) включает институциональные единицы, которые не удовлетворяют условиям отнесения к негосударственным пенсионным фондам под контролем государства и пенсионным фондам под иностранным контролем.
Субподсектор "Негосударственные пенсионные фонды под иностранным контролем" (1293) - одна из форм организации негосударственных пенсионных фондов, создаваемых при полном или частичном участии иностранного капитала. Более подробно см. раздел 1 п. 1.17.
Сектор государственного управления (13)
1. Сектор государственного управления Российской Федерации включает органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления и их учреждения, которые представляют собой структуры, образованные в результате политических процессов и обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью в пределах определенной территории.
Основные экономические функции органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления состоят в следующем:
- разработка и утверждение правовых основ экономики;
- определение приоритетов экономического и макроэкономического развития;
- обеспечение эффективной работы рыночного механизма, в том числе осуществление антимонопольной политики;
- осуществление регулирования экономической деятельности на основе проведения экономической политики;
- обеспечение социальной защиты населения.
Сектор государственного управления в соответствии с положениями СНС-2008 включает следующие подсекторы:
- "Федеральные органы государственной власти (государственные органы)" (131);
- "Органы государственной власти субъектов Российской Федерации" (132);
- "Органы местного самоуправления" (133):
- "Фонды государственного социального обеспечения (государственные внебюджетные фонды)" (134).
2. В состав подсектора "Федеральные органы государственной власти (государственные органы)" (131) включаются:
2.1 Главные администраторы средств федерального бюджета и подведомственные им получатели бюджетных средств; федеральные бюджетные учреждения; федеральные автономные учреждения; иные получатели средств федерального бюджета, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; Государственная корпорация Российской Федерации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос": Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
2.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
- Российская Федерация является владельцем более 50% акций (долей);
- разность между чистой прибылью (убытком) и суммой полученных целевых субсидий и(или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 2.1, имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) в каждом из последних трех лет не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг)4 являются юридические лица, указанные в п. 2.15.
2.3 Унитарные юридические лица, за исключением государственных учреждений Российской Федерации и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 2.1. разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 2.1. имеет отрицательную величину за каждый год из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 2.1.
3. В состав подсектора "Органы государственной власти субъектов Российской Федерации" (132) включаются:
3.1 Главные администраторы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств, государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации; государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации; иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
3.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
- субъекты Российской Федерации являются владельцами более 50% акций (долей):
- разность между чистой прибылью (убытком) и суммой полученных адресных субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц. указанных в п. 3.1. имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) в каждом из последних трех лет не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) являются юридические лица, указанные в п. 3.16.
3.3 Унитарные юридические лица, за исключением государственных учреждений субъектов Российской Федерации и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 3.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 3.1. имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 3.1.
4. В состав подсектора "Органы местного самоуправления" (133) включаются:
4.1 Главные администраторы доходов бюджетов муниципальных образований и подведомственные им получатели бюджетных средств, муниципальные бюджетные учреждения муниципальных образований, муниципальные автономные учреждения муниципальных образований; иные получатели средств бюджетов муниципальных образований, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени муниципальных образований за счет средств бюджетов муниципальных образований.
4.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
- муниципальные образования являются владельцами более 50% акций (долей);
- разность между чистой прибылью (убытком) и суммой полученных адресных субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 4.1, имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) в каждом из последних трех лет не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) являются юридические лица, указанные в п. 4.17.
4.3 Унитарные юридические лица, за исключением муниципальных учреждений и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 4.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 4.1, имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 4.1.
5. В состав подсектора "Фонды государственного социального обеспечения (государственные внебюджетные фонды)" (134) включаются:
- Пенсионный фонд Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
- Фонд социального страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
- бюджетные учреждения Фонда социального страхования Российской Федерации;
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств.
Сектор домашних хозяйств (14)
Домашние хозяйства представляют собой институциональные единицы, состоящие из одного лица или группы лиц, проживающих в одном и том же жилище, объединяющих частично или полностью свои доходы и имущество, потребляющих коллективно некоторые виды товаров и услуг, в основном жилищные услуги и продукты питания. Каждое физическое лицо должно принадлежать только одному домашнему хозяйству.
В сектор домашних хозяйств включаются также некооперированные предприятия домашних хозяйств. Некооперированные предприятия домашних хозяйств, как правило, представляют собой относительно небольшие предприятия, занятые производством товаров, работ и услуг для продажи на рынке или собственного использования, например, личные подсобные хозяйства населения, рестораны, прачечные и т.д.
Некооперированные предприятия домашних хозяйств не являются самостоятельными институциональными единицами, так как они не обладают независимостью от их собственников (домашних хозяйств) и не имеют других признаков институциональных единиц. Деятельность некооперированных предприятий домашних хозяйств осуществляют индивидуальные предприниматели с привлечением наемных работников или без них, а также лица без статуса индивидуального предпринимателя, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Домашние хозяйства, также как и юридические лица, принимают экономические решения, обладают и распоряжаются собственностью и доходом, вступают в экономические отношения с другими единицами, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за свои решения. Однако в отличие от юридических лиц домашние хозяйства и некооперированные предприятия домашних хозяйств не ведут бухгалтерского учета. Главная функция домашних хозяйств состоит в обеспечении жизненных потребностей домашнего хозяйства.
При осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве предпринимателем признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Таков хозяйство может состоять из одного лица. Если в деятельности хозяйства участвуют трудоспособные члены его семьи, другие родственники и иные лица, то они предпринимателями не являются. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, т.е. отдельной регистрации главы хозяйства не требуется.
В состав сектора домашних хозяйств включается также институциональное население (институциональные домашние хозяйства) - совокупность лиц, живущих постоянно в учреждениях и не обладающих независимостью в экономических вопросах, например члены религиозных орденов, живущие в монастырях, долгосрочные пациенты в больницах, заключенные, отбывающие длительные сроки, пациенты домов престарелых. Такие лица рассматриваются как образующие вместе отдельную институциональную единицу, т.е. отдельное домашнее хозяйство.
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (15)
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.
НКООДХ созданы для оказания услуг социального характера домашним хозяйствам (услуги образования и здравоохранения, услуги общественных объединений, религиозных организаций и т.д.).
Основной функцией сектора НКООДХ является предоставление нерыночных товаров, работ и услуг домашним хозяйствам. При этом затраты возмещаются за счет взносов членов НКООДХ, дарений, спонсорской помощи, доходов от собственности.
НКООДХ могут представлять коллективные услуги, такие как научно-исследовательские организации, представляющие бесплатно результаты своих исследований: группы, занятые вопросами экологии и т.д.
Некоммерческие организации могут иметь и другие источники поступлений - выручка от реализации товаров и услуг, поступления из государственного бюджета.
В сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включаются все НКО, кроме НКО, относящихся к секторам нефинансовых и финансовых корпораций и сектору государственного управления.
При принятии решения об отнесении некоммерческой единицы к НКООДХ используется "Правило 50 процентов".
НКООДХ функционируют в виде следующих организационно-правовых форм: общественные организации - объединения (политические партии, профсоюзные организации, общественные движения), религиозные организации, общественные учреждения, частные учреждения, благотворительные учреждения, учреждения религиозных организаций, фонды (без негосударственных пенсионных фондов), общины коренных малочисленных народов, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иные некоммерческие организации, не включенные в другие группировки, некоммерческие партнерства, объединения (союзы) крестьянских (фермерских) хозяйств, товарищества собственников жилья садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Некоммерческие организации могут быть основаны на членстве домашних хозяйств (например, профсоюзные организации, политические партии, религиозные организации, общества, клубы и прочие), а также могут быть благотворительными, предоставляющими товары, работы и услуги другим домашним хозяйствам.
В состав сектора НКООДХ включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и прочие) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций (квазикорпораций).
Остальной мир (2)
"Остальной мир" представляет собой совокупность институциональных единиц-нерезидентов, вступающих в экономические отношения с единицами-резидентами.
"Остальной мир" включает некоторые институциональные единицы, которые, возможно, физически расположены на географической территории данной страны, например, такие иностранные анклавы, как посольства, консульства или военные базы, а также международные организации.
Международная организация - объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора.
Международные организации являются юридическими лицами, учрежденными на основе политических соглашений между их членами, которые имеют статус международных договоров. Их существование признается законом в их странах-членах.
Международные организации, учрежденные на основе международных соглашений, получают суверенный статус, то есть международные организации не являются субъектами законодательства или регулирования в стране или странах, в которых они находятся; они не рассматриваются в качестве резидентских институциональных единиц стран, в которых они находятся.
Международные организации создаются для различных целей, включая, среди прочего, следующие виды деятельности:
- предоставление нерыночных услуг коллективного характера своим членам:
- финансовое посредничество на международном уровне, то есть осуществление передачи средств между кредиторами и заемщиками в разных странах.
Порядок отнесения институциональных единиц к секторам экономики
Практические подходы к отнесению институциональных единиц к секторам экономики состоят прежде всего в использовании действующих общероссийских классификаторов, в том числе: Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС). При этом производится комбинирование классификационных признаков, содержащихся в данных классификаторах. В тех случаях, когда информации, содержащейся в данных классификаторах, недостаточно для однозначного отнесения институциональной единицы к тому или иному сектору (подсектору) экономики, следует использовать дополнительные критерии.
Так, например, для идентификации объектов сектора финансовых корпораций используются данные Банка России - перечень организаций финансового сектора, а также дополнительно код фактического вида деятельности для организаций, предоставивших сведения об основном финансовом виде деятельности в статистической или бухгалтерской отчетности.
При отнесении институциональной единицы к соответствующему сектору (подсектору) сначала проверяется соответствие ее критериям отнесения к сектору экономики, а затем - к подсектору".
Примечание - В изменении используется следующая рубрика:
ИСПРАВИТЬ (ИР) - изменение структурных элементов общероссийского классификатора: "Содержание", "Введение". "Приложение В".
------------------------------
1 Здесь и далее к сектору федеральных органов государственной власти (государственных органов) относятся главные администраторы средств федерального бюджета и подведомственные им получатели бюджетных средств, иные получатели средств федерального бюджета.
2 Здесь и далее к сектору органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся главные администраторы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
3 Здесь и далее к сектору органов местного самоуправления относятся главные администраторы средств муниципальных образований и подведомственные им получатели бюджетных средств, иные получатели средств бюджетов муниципальных образований.
4 Здесь и далее под основными потребителями понимаются юридические лица, приобретающие более 50% производимых товаров, работ (услуг).
5 При условии, что юридическое лицо не находится е стадии ликвидации.
6 При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
7 При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение N 3/2018 Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012 (принято и введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2018 г. N 781-ст)
Дата введения - 1 января 2019 г.
Текст изменений и дополнения опубликован в ИУС "Национальные стандарты", 2018 г., N 12