Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 декабря 2018 г. N 03-04-05/88847
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке уплаты налога на доходы физических лиц при продаже акций, полученных в обмен на ваучеры, и в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Указанная норма Кодекса корреспондирует с положением статьи 57 Конституции Российской Федерации, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 41 Кодекса предусмотрено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Согласно статье 209 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 Кодекса.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами установлены статьёй 214.1 Кодекса.
Пунктом 7 указанной статьи установлено, что доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.
В данном случае такими доходами будут являться суммы, которые будут получены при продаже акции ПАО.
В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 Кодекса.
В случае реализации акций, полученных в ходе ваучерной приватизации предприятия, в качестве расходов на приобретение указанных акций может рассматриваться рыночная стоимость акций на момент их приобретения за приватизационные чеки (ваучеры), а также суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с хранением и реализацией указанных акций. При этом при получении самих ваучеров и акций в обмен на них ("дарении") никакие налоги не взимались.
При отсутствии рыночной стоимости акций в качестве расходов на их приобретение может рассматриваться номинальная стоимость приватизационных чеков (ваучеров), переданных за эти акции, либо их стоимость, согласованная сторонами договора о продаже акций за приватизационные чеки.
Таким образом, доход от продажи акций ПАО может быть уменьшен на сумму расходов, определяемых в соответствии с вышеизложенными положениями пункта 10 статьи 214.1 Кодекса.
Обращаем внимание, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.