Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу МЧС России
от 23.06.2015 N 324
Порядок
применения авиации и авиационно-спасательных технологий в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет организацию применения авиации и авиационно-спасательных технологий (далее - ACT) в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), организацию дежурства и применение дежурных сил авиационно-спасательных центров (далее - авиационные учреждения) и федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России (далее - предприятие), а также порядок планирования и применения авиации и ACT в МЧС России.
2. Авиация и ACT применяются для решения следующих задач МЧС России:
а) авиационно-спасательные работы:
поиск и обнаружение потерпевших бедствие при чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), в том числе с применением беспилотных летательных аппаратов (далее - БЛА);
наведение воздушных судов МЧС России и наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска;
десантирование аэромобильных групп и грузов парашютным, беспарашютным и посадочным способами;
эвакуация населения, в том числе из зарубежных государств;
санитарно-авиационная эвакуация на территории Российской Федерации, и из зарубежных государств;
эвакуация из зоны ЧС пострадавших, в том числе в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах, на железнодорожном, авиационном и водном транспорте и с водной поверхности.
б) специальные авиационные работы:
тушение пожаров;
ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической разведки и мониторинга местности, в том числе с применением БЛА;
обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами; авиационно-монтажные и демонтажные работы; обеспечение принудительного спуска лавин;
ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах, в том числе путем применения дистанционной системы дробления льда;
в) обеспечение управления и связи:
управление силами и средствами с воздушных судов МЧС России; ретрансляция связи между поисково-спасательными группами и пунктами управления, в том числе с применением БЛА;
г) воздушные перевозки:
доставка в зоны ЧС, в том числе за пределы Российской Федерации, грузов гуманитарной помощи, материально-технических ресурсов и других грузов, сил и средств МЧС России и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), аэромобильных групп МЧС России, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, тушения пожаров, оказания медицинской помощи;
вывоз уникального оборудования и ценностей из зон ЧС;
выполнение специальных полетов по международным обязательствам Российской Федерации;
выполнение коммерческих воздушных перевозок.
В отдельных случаях для авиационного обеспечения задач, решаемых МЧС России, в установленном порядке могут использоваться воздушные судна на договорной основе.
Воздушные суда МЧС России (далее - ВС МЧС России) привлекаются в установленном порядке к выполнению авиационно-спасательных работ, специальных авиационных работ и воздушных перевозок, а также к другим задачам по решениям (поручениям) Министра, первого заместителя Министра, заместителя Министра, координирующего работу Управления авиации и авиационно-спасательных технологий, начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - начальник НЦУКС) и соответствующих начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - РЦ).
3. Общее руководство деятельностью авиационных учреждений и предприятия МЧС России возлагается на заместителя Министра, координирующего работу Управления авиации и авиационно-спасательных технологий.
Координация деятельности авиационных учреждений и предприятия МЧС России, службы (управления и контроля полетов авиации) Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - УКПА НЦУКС) осуществляется начальником авиации - начальником Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России (далее - начальник УА).
Организацию деятельности и обеспечение безопасности полетов в авиационных учреждениях МЧС России осуществляют соответствующие начальники РЦ.
Руководство и организацию повседневной деятельности, и обеспечение безопасности полетов в авиационных учреждениях и предприятии МЧС России осуществляют соответствующие начальники авиационных учреждений и руководитель предприятия МЧС России.
Контроль за готовностью дежурных сил авиации авиационных учреждений и предприятия МЧС России к авиационному обеспечению задач, решаемых МЧС России, осуществляется УКПА НЦУКС.
УКПА НЦУКС по вопросам применения авиации и ACT взаимодействует с УА и Департаментом пожарно-спасательных сил и специальных формирований (далее - ДПСФ).
Управление дежурными силами авиационных учреждений и предприятия МЧС России осуществляют должностные лица, в подчинении которых они находятся, через УКПА НЦУКС, соответствующие центры управления в кризисных ситуациях РЦ (далее - ЦУКС РЦ), центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ЦУКС ГУ) и пункты управления (далее - ПУ) авиационных учреждений и предприятия МЧС России.
Контроль за состоянием безопасности полетов и перелетов, проведением профилактических мероприятий по предупреждению аварийности в авиационных учреждениях и предприятии МЧС России осуществляется должностными лицами отдела безопасности полетов и авиационно-спасательных технологий ДПСФ, групп безопасности полетов управлений пожарно-спасательных сил и специальных формирований РЦ, а также лицами, в ведении которых находятся авиационные учреждения и предприятие МЧС России.
Методическое руководство и организацию применения комплексов с БЛА осуществляет ДПСФ.
Организация применения и управление подразделениями авиационных учреждений МЧС России, находящихся в оперативном подчинении начальников ГУ, всестороннее обеспечение их дежурства, включая стоянку, охрану, наземное обслуживание и заправку ВС МЧС России авиационными горюче-смазочными материалами, выделение автомобильного транспорта, средств связи, а также размещение и питание дежурного экипажа и технического персонала осуществляется начальниками соответствующих ГУ в соответствии с решением начальника РЦ, во взаимодействии с руководителями субъектов Российской Федерации.
В оперативное подчинение начальников РЦ (начальников ГУ) могут передаваться ВС МЧС России, выполняющие задачи МЧС России в зоне ответственности РЦ (ГУ).
При получении задач, выполнение которых будет осуществляться вне места основного базирования ВС МЧС России, руководители авиационных учреждений и предприятия МЧС России и руководители территориальных органов МЧС России по месту временного базирования ВС МЧС России принимают меры по всестороннему обеспечению ВС МЧС России и их экипажей на период выполнения указанных задач.
Обеспечение повседневной деятельности авиационных учреждений и предприятия МЧС России, в том числе аэродромно-техническое обслуживание, заправка авиационным топливом, горюче-смазочными материалами, размещение ВС МЧС России и авиационного персонала, возлагается на руководителя авиационного учреждения и предприятия МЧС России.
Организация обеспечения технической эксплуатации* перелетающих ВС МЧС России, а также автотранспортное, продовольственное, бытовое, медицинское обеспечение их экипажей, сопровождающего авиационного персонала и служебных пассажиров возлагается на начальников соответствующих РЦ (ГУ), начальников авиационных учреждений и предприятия МЧС России, на территории которых осуществляется посадка ВС МЧС России.
II. Организация дежурства и применение дежурных сил авиационных учреждений и предприятия МЧС России
4. Режим несения дежурства, состав дежурных сил авиационных учреждений и предприятия МЧС России, места базирования и сроки готовности к вылету дежурных сил авиационных учреждений и предприятия МЧС России определяются приказами (распоряжениями) МЧС России и начальников РЦ.
5. Ответственность за организацию и несение дежурства в авиационных учреждениях МЧС России возлагается на начальников РЦ.
6. К несению дежурства приказами руководителей авиационных учреждений и предприятия МЧС России допускаются:
члены экипажей, не имеющие перерывов по видам летной подготовки, освидетельствованные врачебной комиссией, выполнившие обязательные нормы полетов и имеющие необходимый налет на определенном типе ВС МЧС России, уверенно и грамотно эксплуатирующие авиационную технику, допущенные приказами соответствующих начальников к полетам в составе штатного экипажа, готовые к выполнению авиационно-спасательных, специальных работ днём и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, к выполнению видов подготовок на внебазовом аэродроме;
дежурные смены ПУ авиационных учреждений и предприятия МЧС России, подготовленные и допущенные к выполнению функциональных обязанностей;
инженерно-технический состав, подготовленный и допущенный в установленном порядке к самостоятельному техническому обслуживанию и ремонту ВС МЧС России определенного типа в объеме функциональных обязанностей;
специалисты подразделений обеспечения, подготовленные и допущенные к самостоятельному обеспечению полётов;
специалисты групп применения комплексов с БЛА;
исправные и подготовленные ВС МЧС России, имеющие запас ресурса, необходимого для выполнения поставленных задач, и оперативную заправку авиационным топливом;
средства ACT, прошедшие техническое обслуживание и подготовленные к выполнению работ;
исправные и подготовленные БЛА;
средства наземного обеспечения общего применения и средства связи, прошедшие техническое обслуживание и подготовленные к обеспечению полётов.
7. Для несения дежурства приказами руководителей авиационных учреждений и предприятия МЧС России назначаются:
дежурные смены ПУ авиационных учреждений и предприятия МЧС России; экипажи ВС МЧС России;
авиационная техника и средства наземного обеспечения общего применения;
личный состав группы руководства полетами, подразделений инженерно-авиационной службы, аэродромно-технического и инженерно-аэродромного обеспечения, связи и радиотехнического обеспечения полетов;
специалисты отделов и служб, ответственные за обеспечение и вылет дежурных ВС МЧС России.
8. Привлечение дежурных сил к задачам, не связанным с несением дежурства, запрещается, за исключением авиационно-спасательных работ, специальных авиационных работ, воздушных перевозок, в том числе на договорной основе, а также учебно-тренировочных полетов в районе аэродрома, при соответствующей степени готовности и отсутствии на данном аэродроме других исправных и пригодных к полетам ВС МЧС России, однотипных с дежурными.
Учебно-тренировочные полеты выполняются:
авиационными учреждениями - с разрешения начальника РЦ с докладом старшему оперативному дежурному (далее - СОД) ЦУКС территориального органа МЧС России в соответствии с планом применения авиации и ACT на соответствующий период;
авиационным предприятием - с разрешения начальника УА с докладом СОД НЦУКС в соответствии с планом применения авиации и ACT на соответствующий период.
9. Подготовка к несению дежурства включает:
постановку задачи на подготовку, организацию и обеспечение дежурства;
проведение занятий по изучению вариантов возможных задач при возникновении ЧС, документов по организации и несению дежурства, по видам обеспечения, взаимодействия и управления;
самостоятельную подготовку должностных лиц, назначенных в состав дежурных сил;
контроль готовности к несению дежурства.
10. Порядок подготовки и организация дежурства определяется приказами соответствующих начальников РЦ и руководителя авиационного предприятия. Перечень документов дежурных сил авиационных учреждений и предприятия МЧС России для организации дежурства определен приложением N 1 к настоящему Порядку.
11. Решение на применение дежурных сил авиации и ACT авиационных учреждений и предприятия МЧС России принимают:
СОД НЦУКС с докладом заместителю Министра, координирующему работу Управления авиации и авиационно-спасательных технологий, начальнику УА, начальнику НЦУКС и начальнику отдела безопасности полетов ДПСФ. СОД НЦУКС доводит решение о применении дежурных сил авиационных учреждений и предприятия МЧС России через дежурную смену УКПА НЦУКС до ЦУКС РЦ, ЦУКС ГУ (ПУ соответствующего авиационного учреждения или предприятия МЧС России). Решение оформляется на бланке в установленном порядке, подписывается СОД НЦУКС и передается в адрес РЦ, авиационного учреждения и предприятия МЧС России;
СОД ЦУКС РЦ с докладом начальнику РЦ, заместителю начальника РЦ (по авиации), начальнику авиационного учреждения МЧС России, СОД НЦУКС;
СОД ЦУКС ГУ с докладом начальнику ГУ, заместителю начальника РЦ (по авиации), начальнику авиационного учреждения МЧС России, СОД ЦУКС РЦ.
СОД ЦУКС РЦ доводит решение о применении дежурных сил авиационных учреждений МЧС России до ЦУКС ГУ (ПУ соответствующего авиационного учреждения МЧС России). Решение оформляется на бланке в установленном порядке, подписывается СОД РЦ и передается в адрес соответствующего ГУ, авиационного учреждения МЧС России.
12. Вылет дежурных ВС МЧС России осуществляется в установленном порядке и в сроки, установленные организационными документами по несению дежурства. Ответственность за своевременный вылет несут начальники авиационных учреждений и руководитель предприятия МЧС России.
13. Дежурные смены ПУ авиационных учреждений и предприятия МЧС России о ходе и результатах выполнения авиационных задач МЧС России представляют доклады (цель полета, тип ВС, бортовой номер, командир ВС, время взлета, посадки, место посадки) в дежурную смену УКПА НЦУКС, ЦУКС РЦ (ЦУКС ГУ), заместителю начальника РЦ по авиации.
Дежурная смена УКПА НЦУКС осуществляет сбор и обработку данных о ходе и результатах выполнения поставленных задач и своевременно представляет доклады (цель полета, тип ВС, бортовой номер, командир ВС, время взлета, посадки, место посадки и при угрозе срыва (фактическом срыве) выполнения задачи) начальнику УА, СОД НЦУКС и начальнику отдела безопасности полетов и авиационно-спасательных технологий ДПСФ.
III. Планирование применения авиации и ACT
14. Планирование применения авиации и ACT осуществляется путем составления планов применения авиации и ACT на год, неделю и сутки.
15. План применения авиации и ACT на год разрабатывается УА на основании решений (поручений) Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, Комплексного плана основных мероприятий МЧС России на соответствующий год, плана мероприятий международного сотрудничества МЧС России на соответствующий год, государственных заданий и планов финансово-хозяйственной деятельности на год, установленных для авиационных учреждений и предприятия МЧС России, планов применения авиации РЦ МЧС России на соответствующий год.
План применения авиации и ACT на год согласовывается с руководителями заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, начальником НЦУКС, подписывается начальником УА и утверждается заместителем Министра, координирующим работу Управления авиации и авиационно-спасательных технологий, до 25 декабря текущего года.
План применения авиации и ACT РЦ на год разрабатывается отделами (группами) авиации (авиационно-спасательных технологий и организации применения беспилотных летательных аппаратов; Центром по применению БЛА) согласовываются с начальником УА и утверждается начальником РЦ до 20 декабря текущего года.
16. План применения авиации и ACT на неделю разрабатывается УА на основании решений (поручений) Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, плана применения авиации и ACT на год, приказов (распоряжений) МЧС России на применение авиации и ACT, а также поступивших от руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, организаций и учреждений МЧС России, территориальных органов МЧС России заявок на авиационное обеспечение мероприятий МЧС России, оформленных по образцу согласно приложению N 2 настоящему Порядку.
Заявки авиационных учреждений и предприятия МЧС России для включения в план применения авиации и ACT на неделю представляются в УА до 12.00 четверга каждой недели.
В случае угрозы возникновения, либо возникновения ЧС (происшествия) начальник РЦ принимает решение для усиления авиационной группировки сил и средств в зоне ЧС, с соответствующим докладом заместителю Министра, координирующему работу Управления авиации авиационно-спасательных технологий.
План применения авиации и ACT на неделю согласовывается с начальником НЦУКС, подписывается начальником УА и утверждается заместителем Министра, координирующим работу Управления авиации и авиационно-спасательных технологий до 15.00 пятницы каждой недели.
17. Утвержденные планы применения авиации и ACT на год и неделю доводятся до заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, организаций и учреждений МЧС России в части, их касающейся.
18. План полетов и перелетов авиации МЧС России на сутки разрабатывается УКПА НЦУКС на основании плана применения авиации и ACT МЧС России на неделю, заявок от руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, организаций и учреждений МЧС России, территориальных органов МЧС России, утвержденных заместителем Министра, координирующим работу Управления авиации и авиационно-спасательных технологий, поступивших приказов (распоряжений) МЧС России.
Заявки авиационных учреждений и предприятия МЧС России на авиационное обеспечение мероприятий МЧС России для включения в план применения авиации МЧС России на сутки представляются в УА и НЦУКС до 12.00 дня, предшествующий дню выполнения полетов.
План полетов и перелетов авиации МЧС России на сутки подписывается начальником УКПА НЦУКС, согласовывается с начальником НЦУКС и утверждается начальником УА.
19. При возникновении необходимости выполнения полетов (перелетов), не предусмотренных планом применения авиации и ACT МЧС России на неделю, заявки на выполнение полетов (перелетов) направляются заместителю Министра, координирующему работу Управления авиации и авиационно-спасательных технологий, для принятия решения по включению в план полетов и перелетов авиации МЧС России на сутки.
20. Планирование и выполнение полетов (перелетов) ВС МЧС России, в целях доставки по месту назначения пассажиров и грузов, осуществляется с учетом невозможности использования менее затратных видов транспорта или обусловленных срочностью их доставки в заданный район.
21. В качестве пассажиров ВС МЧС России допускаются лица, включенные в списки пассажиров, оформленные по образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, представляемые в УА, НЦУКС и авиационные учреждения и предприятие МЧС России, заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России, организациями и учреждениями МЧС России. Списки иностранных граждан, планируемых для перевозки ВС МЧС России, готовятся Департаментом международной деятельности.
22. Ответственность за подготовку, своевременную доставку на аэродром перевозимых грузов и их загрузку в ВС МЧС России возлагается на отправителя груза.
Груз может быть допущен к перевозке только при наличии трех экземпляров грузовой накладной, оформленной по образцу согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, в присутствии лица от организации грузоотправителя, ответственного за доставку, сопровождение и сдачу груза. При этом, первый экземпляр грузовой накладной передается командиру ВС МЧС России или члену экипажа, ответственному за погрузку груза, второй - диспетчеру аэродрома вылета или дежурному службы перевозок на аэродроме, третий - остается у лица, ответственного за доставку груза.
23. Регистрация пассажиров и посадка в ВС, воздушная перевозка оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, требованиями авиационной безопасности, а также международными договорами Российской Федерации.
24. Применение ВС МЧС России в коммерческих целях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком и планами финансово-хозяйственной деятельности авиационных учреждений и предприятия МЧС России на год, без снижения уровня готовности к выполнению задач по предназначению.
25. Инструкции должностных лиц, участвующих в организации и применении авиации и ACT, разрабатываются в установленном законодательством Российской Федерации порядке и согласовываются с начальником УА.
______________________________
* Техническая эксплуатация - комплекс работ, выполняемых на авиационной технике на этапах приведения в установленную степень готовности к использованию по предназначению, поддержание в этой степени готовности (заправка топливом, газами и специальными жидкостями).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.