Письмо Федеральной антимонопольной службы РФ от 27 июля 2018 г. N ВК/58887/18
О направлении информации по вопросу особенностей регулирования предельных единых тарифов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и регулируемых организаций по вопросам, касающимся расчета предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами,(далее - единый тариф), Федеральная антимонопольная служба сообщает следующее. Расчет единого тарифа осуществляется в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16 (далее - Методические указания).
1. Согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка в области обращения с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. Для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок). Таким образом, единый тариф устанавливается органом тарифного регулирования в экономически обоснованном размере по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов. Отмечаем, что в пункте 14 Основ ценообразования указан перечень данных, которыми орган регулирования руководствуется при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов.
Пунктом 89 Основ ценообразования и пунктами 83, 84 Методических указаний установлено, что расчет единого тарифа и необходимой валовой выручки регионального оператора осуществляется в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора, исходя из непревышения таких величин над стоимостью услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на соответствующий год. Обращаем внимание, что пунктом 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила проведения конкурсного отбора), предусмотрено, что документация об отборе регионального оператора должна содержать информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине. В этой связи, в случае наличия в документации об отборе регионального оператора актуальных сведений об установленных предельных тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и объемах твердых коммунальных отходов, а также в случае подтверждения экономической обоснованности собственных расходов регионального оператора в результате проведения органом регулирования соответствующей экспертизы, необходимая валовая выручка регионального оператора и единый тариф на первый год действия соглашения и последующие годы могут быть установлены на уровне, аналогичном соответствующим значениям в документации об отборе регионального оператора и конкурсном предложении победителя такого отбора (пункты 94, 95 Методических указаний).
2. Частью 2 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), предусмотрено, что предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами. Таким образом, в случае если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обезвреживание, обработку и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, то орган регулирования устанавливает такому региональному оператору соответствующие тарифы, предусмотренные частью 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ. При этом расходы на самостоятельное осуществление региональным оператором обезвреживания, обработки и (или) захоронения твердых коммунальных отходов учитываются при расчете единого тарифа в составе показателя "расходы регионального оператора по обезвреживанию, обработке, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами" согласно формуле 44 Методических указаний исходя из установленных предельных тарифов (или цен, не превышающих установленные предельные тарифы) и соответствующего объема/массы твердых коммунальных отходов.
3. Пунктом 16 Правил проведения конкурсного отбора предусмотрено, что способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня его вступления в силу.
При этом размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению не может составлять менее 5% максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе, в течение соответствующего года. Пунктом 83 Методических указаний установлено, что единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора. Кроме того, согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. Таким образом, региональный оператор, заключивший соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, несет бремя по обеспечению обязательств по такому соглашению путем предоставления безотзывной банковской гарантии, расходы на которую включаются в состав необходимой валовой выручки регионального оператора.
4. Согласно пунктам 29 и 44 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя в том числе расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации. В силу пункта 90 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, и расходов на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов. На основании изложенного, ввиду наличия особенностей формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренными главой VI Методических указаний, расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5% от собственных расходов регионального оператора, за исключением:
- расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов;
- расходов на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;
- сбытовых расходов регионального оператора, определяемых в соответствии с пунктом 89 Методических указаний.
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 Основ ценообразования повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении тарифов не допускается. Таким образом, в случае если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обезвреживание, обработку и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, то орган регулирования учитывает расчетную предпринимательскую прибыль такого регионального оператора в составе необходимой валовой выручки, относимой на деятельность по обезвреживанию, обработке, захоронению твердых коммунальных отходов при установлении такому региональному оператору соответствующих тарифов.
5. В части учета расчетной предпринимательской прибыли в составе необходимой валовой выручки операторов отмечаем следующее. В соответствии с пунктом 55 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5% текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 46 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов. Таким образом, базой для определения расчетной предпринимательской, прибыли оператора является сумма следующих составляющих:
- текущие расходы, определенные в соответствии с пунктом 46 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним);
- расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов. Согласно пункту 11 Методических указаний из необходимой валовой выручки регулируемой организации исключаются доходы, полученные от продажи вторичных материальных ресурсов, при этом стоимость таких ресурсов определяется органом регулирования на основе данных, предоставляемых регулируемой организацией, и может устанавливаться на долгосрочный период регулирования.
Исходя из совокупности вышеприведенных норм следует, что доходы, полученные от продажи вторичных материальных ресурсов, исключаются из необходимой валовой выручки, рассчитанной с учетом расчетной предпринимательской прибыли, определенной в соответствии с пунктом 55 Основ ценообразования. Дополнительно отмечаем, что компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, несущей бремя налогоплательщика в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, и не включается в состав расходов, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов.
6. В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Таким образом, хранение отходов является временной мерой, после чего весь объем отходов, переданных на хранение, должен быть направлен на утилизацию, обезвреживание, захоронение (которые являются конечным пунктом движения потока отходов). Согласно положениям статьи 1 Закона N 89-ФЗ под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, включая порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами). В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами под "вывозом твердых коммунальных отходов" понимается транспортирование твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Учитывая изложенное, хранение не может быть отнесено ни к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (обработка, обезвреживание, захоронение), ни к деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов. Исходя из совокупности вышеприведенных норм следует, что включение расходов на "временное размещение" (хранение) твердых коммунальных отходов, а также расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов до мест их "временного размещения" (хранения), равно как и от таких мест, в состав необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не предусмотрено нормами действующего законодательства Российской Федерации.
7. В соответствии с положениями Закона N 89-ФЗ и Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424 (далее - Правила), инвестиционная программа разрабатывается операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющими строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с пунктом 6 Правил мероприятия инвестиционной программы распределяются по следующим группам:
а) мероприятия инвестиционной программы в части обработки твердых коммунальных отходов;
б) мероприятия инвестиционной программы в части обезвреживания твердых коммунальных отходов;
в) мероприятия инвестиционной программы в части захоронения твердых коммунальных отходов.
Обращаем внимание, что учитывая особенности формирования единого тарифа, предусмотренные Главой VI Методических указаний, учет дополнительных средств в необходимой валовой выручке регионального оператора на реализацию инвестиционной программы в целях расчета единого тарифа не предусмотрен нормами действующего законодательства Российской Федерации. Дополнительно отмечаем, положениями действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами включение в инвестиционную программу мероприятий по созданию перегрузочных станций, а также приобретению основных средств (в том числе транспортных средств) не предусмотрено. В случае приобретения регулируемой организацией основных средств, экономически целесообразных для осуществления регулируемой деятельности, источником компенсации расходов на их приобретение является амортизация, начисляемая в течение срока полезного использования основных средств и учитываемая в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов в соответствии с Основами ценообразования. При этом согласно пункту 34 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Кроме того, в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации могут быть включены расходы на аренду и лизинговые платежи. Так, согласно пункту 35 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом. Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Временно исполняющий |
В. Г. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы РФ от 27 июля 2018 г. N ВК/58887/18
Текст письма опубликован в Информационном бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации, 2018 г., N 12