Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(рекомендуемое)
Типовые требования по качеству к поставщикам
А.1 Общие положения
А.1.1 Применимость тех или иных требований к поставщику определяется составом передаваемых работ:
- проектирование и изготовление. Поставщик отвечает за проектирование (в соответствие с ТЗ потребителя), разработку, постановку изделия на производство, закупки, серийное производство, а также испытания и контроль продукции по КД собственной разработки;
- производство по КД потребителя. Поставщик отвечает за постановку изделия на производство, закупки, серийное производство, а также испытания и контроль продукции по КД потребителя;
- детали и заготовки. Поставщик отвечает за производство, испытания и контроль продукции по КД и ТД потребителя;
- оказание услуг. Поставщик отвечает за выполнение отдельных операций процесса производства;
- материалы и полуфабрикаты. Поставщик отвечает за изготовление и поставку материалов и полуфабрикатов, соответствующих требованиям стандартов на данную продукцию;
- стандартизованные изделия. Поставщик отвечает за изготовление и поставку стандартизованных изделий, изготовленных в соответствии со стандартами на данную продукцию.
Применимость требований так же определяется назначением изделия AT.
А.1.2 Для каждого требования потребитель должен установить сроки выполнения, приемлемые средства соответствия и руководящие указания, а также формы отчетной документации. Руководящими указаниями могут являться как внутренняя, так и внешняя нормативная документация.
А.2 Типовые требования по качеству к поставщикам
А.2.1 Общие требования
А.2.1.1 Поставщик должен распространять действие всех применимых требований потребителя на своих субподрядчиков на протяжении всего жизненного цикла изделия AT.
Поставщик должен обосновать невозможность выполнения того или иного требования его субпоставщиками.
Поставщик должен описать, как требования потребителя распространяются (например, через контрактные обязательства) на своих субподрядчиков и предоставить перечень требований, которые не могут быть распространены.
А.2.1.2 Поставщик должен хранить документацию, разработанную по проекту, в соответствии с внутренними процедурами, с учетом требований потребителя по хранению (период хранения должен быть обоюдно согласован сторонами).
А.2.1.3 Поставщик обязан оказывать содействие представителям потребителя в проведении аудитов, проверок и обследований, проводимых потребителем в рамках проекта.
А.2.1.4 Поставщик должен предоставить план управления накопленным опытом, приобретенным ранее, который включает информацию, полученную как на действующей, так и на ранее существовавших программах.
А.2.1.5 Поставщик должен внедрить процесс управления знаниями, для того, чтобы обеспечить:
- сохранность навыков и компетенций,
- соответствующее необходимое обучение и процесс подбора кадров.
А.2.1.6 Поставщик должен соответствовать требованиям потребителя в отношении оборудования и программного обеспечения, используемого в рамках реализации программы.
А.2.2 Требования по проектному управлению
А.2.2.1 Поставщик должен предоставить и поддерживать в актуальном состоянии план управления проектом. План должен охватывать все действия, структуры (организационные, изделия, ресурсов и т.д.), управление рисками, планирование, отчетность и контроль у поставщика.
А.2.2.2 Поставщик должен предоставить организационную структуру проекта, в которой будут определены роли и обязанности участников проекта и вспомогательные функции.
А.2.2.3 Поставщик должен представить структуру изделия. Структура изделия - это разбивка изделия (конечного продукта и вспомогательной продукции) на различные компоненты согласно техническим требованиям, включая разбивку изделий основных субпоставщиков.
А.2.2.4 Поставщик должен предоставить пооперационный перечень работ. Пооперационный перечень работ - это разбивка мероприятий на управляемые задачи. Она включает в себя элементы пооперационного перечня работ основных субподрядчиков с тем же уровнем детализации.
А.2.2.5 Поставщик должен предоставить структуру ресурсов. Структура ресурсов определяет потребности поставщика и основных субпоставщиков в ресурсах (кадровые ресурсы, их квалификацию, роли, обязанности, полномочия, материальные ресурсы).
А.2.2.6 Поставщик должен предоставить план обеспечения ресурсами, в котором должны быть определены способы обеспечения недостающими ресурсами, отсутствующими на текущий момент у поставщика.
А.2.2.7 Поставщик должен предоставить подробное описание процесса мониторинга и контроля проекта: обзорные совещания по завершении этапов и промежуточные обзоры, включая оформление соответствующей документации.
А.2.2.8 Поставщик должен определить и согласовать с потребителем перечень ключевых показателей деятельности по проекту.
А.2.2.9 Поставщик должен составить подробный и полный план управления рисками, с описанием процесса управления рисками.
Поставщик должен представить отчет об анализе рисков по проекту.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
А.2.10 Поставщик должен придерживаться политики непрерывного совершенствования, используя методы бережливого производства.
А.2.2.11 Поставщик должен информировать потребителя о любых промышленных/структурных изменениях, таких как: передача производства, новый производственный процесс, перепланировка завода, новая система планирования ресурсов предприятия, изменение производственных мощностей или возможностей и т.п.
Перед реализацией любых изменений необходимо получить официальное согласие потребителя.
А.2.3 Требования к проектированию и разработке
А.2.3.1 Поставщик должен разработать и поддерживать в актуальном состоянии процедуры проектирования, разработки и управления проектными данными в отношении проектируемой продукции, включая управление конфигурацией этой продукции. Процессы и процедуры должны описывать управление входными данными для проектирования (техническое задание), выходными данными проектирования, систематическую валидацию проекта, согласование необходимых интерфейсов.
А.2.3.2 Поставщик должен соблюдать все принципы управления конфигурацией, установленные потребителем. Поставщик должен внедрить правила, методы и инструменты управления конфигурацией, установленные потребителем.
Поставщик несет ответственность за ведение комплекта документации по управлению конфигурацией с распространением обязанностей поставщика по управлению изменениями на соответствующих субподрядчиков.
А.2.3.3 Поставщик должен разработать и вести комплект документации по управлению изменениями.
Поставщик должен определить, задокументировать и внедрить процесс по инициированию, внедрению, отслеживанию, утверждению и управлению любыми изменениями (главными и второстепенными). Этот процесс должен быть одобрен потребителем.
А.2.3.4 Поставщик должен представить план валидации и верификации, охватывающий аспекты сертификации, эксплуатационной технологичности, надежности и безопасности с соответствующими выходными документами.
А.2.3.5 Поставщик должен внедрить процесс управления устареванием.
А.2.3.6 Поставщик должен внедрить методологию анализа видов и последствий отказов конструкции.
А.2.4 Требования по обеспечению качества
А.2.4.1 Система менеджмента качества поставщика должна соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 или нормативного документа* для продукции гражданского назначения и требованиям установленных стандартов для продукции военного назначения.
------------------------------
* См. [1] ([2] для организаций ТОиР и [3] для дистрибьютеров).
А.2.4.2 Производство поставщика должно быть одобрено в соответствии с требованиями авиационных властей, под юрисдикцией которых осуществляется реализация программы.
А.2.4.3 Поставщик должен иметь сертификат на право разработки AT, выданный авиационными властями, под юрисдикцией которых осуществляется реализация программы.
А.2.4.4 Организация ТОиР поставщика должна быть одобрена в соответствии с требованиями авиационных властей, под юрисдикцией которых осуществляется реализация программы.
А.2.4.5 Поставщик должен определить, авторизовать и зарегистрировать список должностных лиц с правом подписи сертификатов соответствия (сертификаты соответствия, сертификаты летной годности) в пределах своей системы качества.
А.2.4.6 Поставщик должен предоставить потребителю доступ к любым документам, используемым или издаваемым в рамках контракта (договора).
А.2.4.7 Поставщик должен предоставить перечень всех производственных и инспекционных специальных процессов и методов испытаний, подлежащих аттестации в рамках производственной площадки в соответствии с требованиями технологической документации, а также предоставить график аттестации.
А.2.4.8 Поставщик должен разработать и предоставить план обеспечения качества, включающий перечень процедур, определенных контрактом и не включенных в руководство по качеству поставщика. План должен описывать методы, процессы, процедуры и сопряженные ресурсы, отвечающие контрактным требованиям по качеству потребителя.
В случае если в имеющейся документации о требованиях содержится не вся информация, поставщик должен описать в плане качества как обеспечивается их выполнение.
А.2.4.9 Поставщик должен проводить контроль первого изделия для всех новых или модернизированных видов продукции, которые являются предметом поставки по контракту (договору).
Отчет по проведенному контролю первого изделия должен быть оформлен и направлен потребителю для одобрения по запросу.
Потребитель может присутствовать при проведении контроля первого изделия.
До окончания процедуры контроля первого изделия с положительным результатом поставщик не может начинать серийное производство и осуществлять поставки продукции.
А.2.4.10 Поставщик обязан направить уведомление потребителю о несоответствии, выявленном после отгрузки сразу после обнаружения.
А.2.4.11 Поставщик должен информировать потребителя об угрозе срыва поставки, связанной с качеством.
А.2.4.12 Поставщик должен установить процедуру управления ключевыми характеристиками.
А.2.4.13 Поставщик должен использовать статистические методы управления процессом.
А.2.4.14 Поставщик должен осуществлять запрос на отклонения, для получения одобрения на использование или выпуск изделия с несоответствиями. Порядок и форма процедуры управления разрешениями на отклонения устанавливаются потребителем.
А.2.4.15 Поставщик должен внедрить систему защиты от попадания посторонних предметов.
А.2.5 Требования к производству и системе управления цепью поставок
А.2.5.1 Поставщик должен разработать комплект документации по цепи поставок и обеспечивать его актуализацию на протяжении всего жизненного цикла изделия. Комплект документации должен включать, но не ограничиваться:
- роль и ответственность менеджера цепи поставок;
- схему и план цепи поставок;
- управление объемами поставок и правила непрерывного совершенствования;
- процесс отбора поставщиков и субпоставщиков;
- производственные процессы субпоставщиков и управление требованиями;
- выходные документы субпоставщиков/процесс представления отчетности;
- верификацию требований, установленных в отношении субпоставщиков.
А.2.5.2 Поставщик должен назначить менеджера по управлению цепью поставок, который будет руководить всей структурой организации цепи поставок.
А.2.5.3 Должна быть составлена и актуализироваться общая блок-схема цепи поставок. Она должна охватывать управление внутренними и внешними потоками продукции (от заказа до доставки) с использованием следующих элементов: информационный поток, мониторинг показателей эффективности, управление твердыми заказами, управление спросом, время на организацию производственного процесса, выявление узких мест и общее время производственного цикла.
А.2.5.4 Поставщик должен продемонстрировать наличие организации и инструментов для выполнения мероприятий по планированию производства.
Поставщик должен руководствоваться планом потребностей потребителя при планировании производства.
А.2.5.5 Поставщик должен определить политику и процедуру управления и контроля производственными мощностями на краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном горизонтах.
А.2.5.6 Поставщик должен внедрить методологию анализа видов и последствий отказов технологических процессов.
А.2.5.7 Поставщик должен составить полный комплект документации по постановке изделия на производство.
Комплект документации по постановке изделия на производство и поставкам должен включать, но не ограничиваться:
- структуру организации по постановке изделия на производство (включая менеджера по постановке изделия на производство);
- реестр рисков по постановке изделия на производство;
- метрики качества;
- ключевые характеристики изделия, процессов и подпроцессов;
- перечень инструментов и оснастки;
- технические условия на поставку;
- процедуру приемочных испытаний.
А.2.5.8 Поставщик должен продемонстрировать, что на этапе разработки подразделения проектирования, производства и управления цепью поставок сотрудничают и работают параллельно (например, протоколы совещаний и т.п.).
А.2.6 Требования к организации послепродажного обслуживания
А.2.6.1 Поставщик должен разработать и ввести в действие специализированную организационную структуру послепродажной поддержки эксплуатанта, обеспечивающую исполнение гарантийных обязательств, техническое обслуживание и ремонт выпускаемых им изделий, обеспечение первоначальной поставки и оперативное снабжение запасными частями, предоставление необходимой эксплуатационной и ремонтной документации и оборудования для обслуживания и ремонта, предоставления обучения (в случае необходимости).
А.2.6.2 Поставщик должен разработать, согласовать с потребителем и передать эксплуатантам документ, описывающий свои обязанности по обеспечению послепродажного обслуживания.
А.2.6.3 Поставщик должен предоставить необходимую информацию всем заинтересованным сторонам о расположении его площадках по ТОиР. Потребитель может провести аудит площадок по ТОиР поставщика для оценки качества предоставляемых услуг по ТОиР.
Площадки по ТОиР должны быть одобрены авиационными властями стран регистрации ВС.
А.2.6.4 Поставщик на постоянной основе на протяжении всего жизненного цикла изделия должен осуществлять мониторинг показателей надежности изделия, удовлетворенности спроса и исполнению срока ремонта и поставки.
А.2.6.5 Поставщик отвечает за предоставление послепродажных услуг потребителю и его эксплуатанту в соответствии с условиями контракта (договора), включая и не ограничиваясь следующим:
- предоставление полной технической документации, охватывающей все виды работ, описывающей процедуры технического обслуживания и ремонта изделия;
- предоставление технической информационной поддержки с ответами на любые запросы потребителя/эксплуатанта с соблюдением всех надлежащих процедур;
- особое внимание должно уделяться процессу пересмотра интервалов ТО в сторону их увеличения на протяжении всего жизненного цикла изделия на основании получаемых входных данных по надежности КИ, с которыми поставщик должен ознакомить потребителя.
А.2.6.6 Поставщик должен предоставить потребителю подробную информацию, необходимую для формирования соответствующих документов и руководств. Техническая информация должна охватывать задачи ремонта и технического обслуживания КИ.
А.2.6.7 Поставщик должен предоставить потребителю все необходимые исходные данные для выпуска сервисных бюллетеней по КИ, а также пакета конструкторской документации на внесение изменений в конструкцию производимого ВС, гарантируя наилучшее взаимодействие и координацию взаимодействия.
А.2.6.8 Поставщик должен информировать потребителя о любых выявленных повреждениях/отказах изделия, требующих ремонта, изменений и доработок, с убедительным обоснованием необходимых изменений и о планах в рамках своих обязательств по программе модернизации КИ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.