Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 ноября 2018 г. N 1639/18
"Об отмене постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 05.12.2017 N 92-18-23/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы" в части тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы, установленных в отношении ООО "Коммунальные технологии" для потребителей г. Новочебоксарска от источника тепловой энергии публичного акционерного общества "Т Плюс" на территории Чувашской Республики"
Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) по результатам рассмотрения жалобы МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска" (далее - Заявитель, МУП "КС г. Новочебоксарска") по вопросу обоснованности тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя от источника теплоснабжения ПАО "Т Плюс", установленных Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам для ООО "Коммунальные технологии" на 2018 год, установлено следующее.
Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Орган регулирования, Служба) в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения постановлением от 05 декабря 2017 года N 92-18-23/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы" установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя для ООО "Коммунальные технологии" от источника теплоснабжения ПАО "Т Плюс" с применением метода индексации.
Жалоба рассмотрена ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. "б" пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543.
По результатам рассмотрения жалобы, а также материалов и документов, представленных Заявителем, Органом регулирования, а также ООО "Коммунальные технологии", ФАС России выявлено следующее.
1. По статье затрат "Расходы на оплату труда".
Органом регулирования расходы по статье затрат "Расходы на оплату труда" в необходимой валовой выручке ООО "Коммунальные технологии" на 2018 год учтены в размере 34 505,57 тыс. руб.
МУП "КС г. Новочебоксарска" считает экономически обоснованной величину - 26 120,31 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО "Коммунальные технологии" на 2018 год учтена численность в размере 115,6 чел.
Фактическая численность персонала ООО "Коммунальные технологии" в 2016 году составила 85,02 чел.
При этом, в Экспертном заключении Органа регулирования не отражена причина принятия численности сотрудников выше фактической за 2016 год, в том числе отсутствует информация о вводе в эксплуатацию нового оборудования.
Таким образом, рост плановой численности персонала на 2018 год на 30,58 чел. относительно фактической численности за 2016 год не имеет экономического обоснования.
Службой расходы на оплату труда на 2018 год были приняты в размере 34 505,57 тыс. руб., с ростом 140,21% к фактическим показателям фонда оплаты труда за 2016 год, что опережает установленные прогнозом темпы роста индекса потребительских цен.
Учитывая фактически понесенные ООО "Коммунальные технологии" расходы по данной статье затрат в 2016 году в размере 24 610,34 тыс. руб., расходы на оплату труда на 2018 год должны составить 26 516,24 тыс. руб. с учетом индексов потребительских цен в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России (1,039 и 1,037 - на 2017, 2018 гг. соответственно).
Таким образом, при расчете расходов на оплату труда Службой был нарушен пункт 42 Основ ценообразования N 1075. Экономически обоснованный уровень расходов по статье затрат "Расходы на оплату труда" составляет 26 516,24 тыс. руб.
2. По статье затрат "Отчисления на социальные нужды".
Органом регулирования расходы по статье затрат "Отчисления на социальные нужды" в необходимой валовой выручке ООО "Коммунальные технологии" на 2018 год учтены расходы в размере 10 420,68 тыс. руб.
В соответствии с расчетом, представленным Органом регулирования к Экспертному заключению, принятые расходы по статье затрат "Отчисления на социальные нужды" в необходимой валовой выручке организации на 2018 год составляют 30,2% от расходов на оплату труда.
Статья затрат "Отчисления на социальные нужды" является производной статьей от статьи "Расходы на оплату труда".
С учетом решения, принятого по статье "Расходы на оплату труда", экономически обоснованный уровень расходов по статье затрат "Отчисления на социальные нужды" составит 26 516,24 тыс. руб. * 0,302 = 8 007,9 тыс. руб.
3. По статье затрат "Ремонт основных средств".
Органом регулирования расходы по данной статье затрат в необходимой валовой выручке ООО "Коммунальные технологии" на 2018 год учтены в размере 24 823,69 тыс. руб. При расчете данных расходов Орган регулирования принимал плановые показатели на 2017 год, с учетом индексации на 2018 год.
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования N 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с письмом ООО "Коммунальные технологии", при подаче заявления на установление тарифов на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. на услуги по передаче тепловой энергии от источника тепловой энергии ПАО "Т Плюс" г. Новочебоксарска" в качестве обоснования по данной статье затрат были представлены дефектные ведомости, реестры локальных смет с приложением самих локальных смет, графики выполнения работ, "Отчет N 1932Н о расчете норматива ремонтных работ и объема их финансовых затрат для имущественного комплекса сферы теплоснабжения на период 2017-2022 гг. ООО "Коммунальные технологии" с приложением, выполненный ООО "Предприятие группы "Городской центр экспертиз" - "Городской центр экспертиз-энергетика" г. Санкт-Петербурга, пообъектный план ремонтных работ по капитальному ремонту и индивидуальные сметы на каждый объект.
ФАС России отмечает, что в составе обосновывающих материалов ООО "Коммунальные технологии" отсутствует программа ремонтных работ на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг., а также договоры, заключенные в результате проведения торгов, что является нарушением пункта 28 Основ ценообразования N 1075, в соответствии с которым при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Кроме того, пунктом 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э), предусмотрено, что при установлении базового уровня операционных расходов также учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
По информации Органа регулирования, фактическое освоение ООО "Коммунальные технологии" средств ремонтной программы за 2016 год составило 12 572,87 тыс. руб.
Согласно пункту 29 Правил регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования N 1075), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Органом регулирования в Экспертном заключении не был отражен анализ данной статьи затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил регулирования N 1075.
Учитывая вышеизложенное, при расчете расходов по статье затрат "Ремонт основных средств" Органом регулирования были нарушены пункты 28, 41 Основ ценообразования N 1075, пункт 29 Правил регулирования N 1075, пункт 37 Методических указаний N 760-э.
4. По статье затрат "Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования".
Органом регулирования расходы по данной статье затрат в НВВ ООО "Коммунальные технологии" на 2018 год учтены в размере 2 125,3 тыс. руб.
Согласно пункту 66 Основ ценообразования N 1075 экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с настоящим документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.
Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 настоящего документа. В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном методическими указаниями.
Экономия расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (в том числе в части сокращения потерь в тепловых сетях, за исключением экономии расходов на приобретение топлива при смене видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) определяется только в части сокращения физических объемов потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, скорректированных на объем потребления тепловой энергии (теплоносителя), превышающий темпы, учтенные в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе регулируемой организации.
Экономия расходов на приобретение топлива, образующаяся в результате смены видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, определяется в части сокращения расходов на топливо, рассчитанных исходя из объемов его потребления и соответствующих цен, за исключением случая, когда источником финансирования мероприятий по смене видов основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой являются устанавливаемые в соответствии с настоящим документом тарифы или средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом ФАС России отмечает, что ООО "Коммунальные технологии" по результатам деятельности:
- не достигает уровня технологических потерь, утвержденных приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14.10.2016 N 031-03/851, в размере 120,09 тыс. Гкал;
- не выполняет мероприятия, предусмотренные инвестиционными программами, утвержденными в установленном порядке на 2015-2017 гг.;
- не выполняет ремонтные работы, предусмотренные ремонтной программой ООО "Коммунальные технологии" и профинансированные за счет тарифных источников.
Учитывая вышеизложенное, неисполнение обязательств, предусмотренных при установлении тарифов такой организации, является основанием для отказа в признании факта сокращения затрат экономией и, соответственно, основанием для отказа в учете в НВВ организации.
Учитывая вышеизложенное, Органом регулирования при расчете расходов по данной статье затрат был нарушен пункт 66 Основ ценообразования N 1075.
Экономически обоснованный уровень расходов по статье затрат "Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования" составляет 0 тыс. руб.
5. По статье затрат "Расчетная предпринимательская прибыль".
В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования N 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
При пересмотре величины необходимой валовой выручки расходы по статье затрат "Расчетная предпринимательская прибыль" также подлежат пересмотру.
6. По статье затрат "Результаты деятельности по итогам предыдущего периода регулирования".
В соответствии с представленным отзывом Органа регулирования, а также уточняющим письмом (исх. от 01.08.2018 N 03/03-2758, peг. от 01.08.2018 N 124942-ЭП/18) в Экспертном заключении Органа регулирования по расчету тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя ООО "Коммунальные технологии" для потребителей г. Новочебоксарск от источника тепловой энергии ПАО "Т Плюс" на 2018-2022 гг. была допущена техническая ошибка в графе "Результаты деятельности по итогам предыдущего периода регулирования".
Органом регулирования при расчете расходов по статье затрат "Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов" не была учтена сумма по показателю "Результаты деятельности по итогам предыдущего периода регулирования" в размере (- 9 333,21) тыс. руб.
Таким образом, показатель "Результаты деятельности по итогам предыдущего периода регулирования" должен быть снижен на сумму (- 9 333,21) тыс. руб. и составить 217 663,26 тыс. руб. (Органом регулирования учтено 226 996,47 тыс. руб.).
Вместе с тем ФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения жалобы МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска" ООО "Коммунальные технологии" письмом от 08.11.2018 N 16/2/01-11/3813 и Службой письмом от 09.11.2018 N 001/15-4104 в адрес ФАС России была направлена информация об отсутствии у ООО "Коммунальные технологии" имущества, эксплуатируемого в целях осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения по г. Новочебоксарску, с 29.10.2018 г.
В соответствии с положениями Основ ценообразования N 1075 регулируемая организация - это организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно пунктам 11, 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); передача тепловой энергии, теплоносителя - это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Осуществление регулируемого вида деятельности по передаче тепловой энергии без владения тепловыми сетями невозможно.
В этой связи тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные для ООО "Коммунальные технологии" по г. Новочебоксарску подлежат отмене.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских, округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам нарушившей пункты 28, 41, 42, 66, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пункт 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-э, пункт 29 Правил регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
2. В связи с отсутствием у ООО "Коммунальные технологии" имущества, эксплуатируемого в целях осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения по г. Новочебоксарску, отменить с даты подписания настоящего приказа пункт 3 приложения 5 постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 05.12.2017 N 92-18-23/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы" в части тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя ООО "Коммунальные технологии" на 2018-2022 гг. для потребителей г. Новочебоксарска от источника тепловой энергии публичного акционерного общества "Т Плюс" на территории Чувашской Республики.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Временно исполняющий |
А.В. Доценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 ноября 2018 г. N 1639/18 "Об отмене постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 05.12.2017 N 92-18-23/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы" в части тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2018-2022 годы, установленных в отношении ООО "Коммунальные технологии" для потребителей г. Новочебоксарска от источника тепловой энергии публичного акционерного общества "Т Плюс" на территории Чувашской Республики"
Текст приказа официально опубликован не был