Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2018 г. N 82-АПГ18-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Араповой О.Я., Симоновой Г.В. и Улановой Т.М. на решение Курганского областного суда от 6 июля 2018 года, которым отказано в удовлетворении их административного иска об оспаривании пункта 4 статьи 24.1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 года N 50 "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Курганской областной Думы Красиковой Т.А., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 августа 2013 года постановлением Курганской областной Думы N 379 принят и 30 августа 2013 года губернатором Курганской области подписан Закон Курганской области N 50 "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области".
27 июня 2017 года постановлением Курганской областной Думы N 300 принят и 28 июня 2017 года губернатором Курганской области подписан Закон Курганской области от 28 июня 2017 года N 53 "О внесении изменений в Закон Курганской области "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области". Данный закон официально опубликован 30 июня 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.
Законом Курганской области от 28 июня 2017 года N 53 Закон Курганской области "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области", среди прочего, дополнен статьей 24.1, согласно пункту 4 которой ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям образовательных организаций, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организаций, педагогическим работникам организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Курганской области, педагогическим работникам медицинских организаций Курганской области, получавшим социальную поддержку в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и компенсации оплаты отопления и освещения жилого помещения после выхода на пенсию и проживавшим в сельских населенных пунктах, вошедших в административную границу (черту) города Кургана в соответствии с Законом Курганской области от 7 октября 1996 года N 93 "О границах областного центра (города Кургана)" и ставших его микрорайонами, если указанные лица вышли на пенсию до вхождения данных сельских населенных пунктов в административную границу (черту) города Кургана и продолжают проживать в этих микрорайонах города Кургана.
Арапова О.Я., Симонова Г.В. и Уланова Т.М., являясь педагогическими работниками учреждений образования, проживавшими до изменения административных границ населенных пунктов в сельской местности, и в настоящее время пребывающие на пенсии, обратились в Курганский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 статьи 24.1 Закона Курганской области "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области" (введенного Законом Курганской области от 28 июня 2017 года N 53) в части, распространяющей свое действие на вышедших на пенсию педагогических работников образовательных организаций. Полагали, что оспариваемым законоположением нарушено их право на получение компенсации понесенных коммунальных расходов в полном объеме, гарантии сохранения которого предусмотрены федеральным законодательством.
Решением Курганского областного суда от 6 июля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Арапова О.Я., Симонова Г.В. и Уланова Т.М. просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Курганской областной Думой и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое по настоящему административному делу законоположение принято субъектом Российской Федерации в соответствии с его полномочиями с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и прав Араповой О.Я., Симоновой Г.В. и Улановой Т.М. не нарушает.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, социальная защита и жилищное законодательство (пункты "е", "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Действовавший до 1 сентября 2017 года Закон Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" устанавливал меры социальной поддержки, в том числе педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений, получавшим меры социальной поддержки после выхода на пенсию и проживавшим в сельских населенных пунктах, вошедших в административную границу (черту) города Кургана в соответствии с Законом Курганской области от 7 октября 1996 года N 93 "О границах областного центра (города Кургана)" и ставших его микрорайонами, если указанные лица вышли на пенсию до вхождения данных сельских населенных пунктов в административную границу (черту) города Кургана и продолжают проживать в этих микрорайонах города Кургана, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме, то есть по фактическим затратам.
Проанализировав федеральное законодательство, регулирующее вопросы социальной поддержки педагогических работников, включая и ранее действующее, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным утверждение административных истцов о том, что оспариваемая норма, введенная в действие с 1 сентября 2017 года, ограничивает меры социальной поддержки педагогических работников установлением размера компенсации в твердой денежной сумме в размере 1200 рублей (с 1 апреля 2018 года - 1440 рублей), что, по их мнению, привело к уменьшению объема соответствующих выплат педагогическим работникам, а также к ухудшению условий предоставления данных мер социальной поддержки.
Вопреки доводам административных истцов оспариваемое правовое регулирование не противоречит части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", исходя из которой, федеральный законодатель, закрепляя право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, одновременно указал, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что установленный новым правовым регулированием организационно-правовой механизм не обеспечивает сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, позицию суда первой инстанции не опровергают.
До вступления в действие 1 сентября 2013 года Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" также предусматривал право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, закрепляя правило, согласно которому размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", действующей с 11 января 2011 года).
Таким образом, с 11 января 2011 года федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), как это было предусмотрено абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установил педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом субъектов Российской Федерации размере.
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
До 1 января 2005 года (то есть до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
Изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ законодатель указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Между тем оспариваемая норма принята во исполнение Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и не связана с изменением формы предоставления мер социальной поддержки (вместо натуральной - денежные выплаты).
Приведенные законоположения свидетельствуют о несостоятельности довода административных истцов о противоречии оспариваемой нормы статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Ссылка административных истцов на фактическое уменьшение размера компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по сравнению с ранее получаемой ежемесячной денежной выплатой для этих же целей не свидетельствует о несоответствии оспариваемой нормы имеющему большую силу законодательству.
Таким образом, обжалуемое решение Курганского областного суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Араповой О.Я., Симоновой Г.В. и Улановой Т.М., не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Курганского областного суда от 6 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Араповой О.Я., Симоновой Г.В. и Улановой Т.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2018 г. N 82-АПГ18-10
Текст определения официально опубликован не был