Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2018 г. N 44-АПГ18-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 11 июля 2018 года, которым удовлетворен административный иск ООО "Персей" о признании не действующим пункта 244 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя правительства Пермского края и министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Коньшиной М.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
25 ноября 2017 года правительством Пермского края принято постановление N 944-п, пунктом 1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год (таблица 1) (далее - Перечень).
Текст постановления размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2017 года и опубликован в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" 4 декабря 2017 года N 48.
Согласно пункту 244 в Перечень включено здание с кадастровым номером 59:01:4211226:1072, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Восстания, д. 17.
ООО "Персей", являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с 1 января 2018 года пункта 244 Перечня, ссылаясь на то, что объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение здания в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от 11 июля 2018 года удовлетворен административный иск, пункт 244 таблицы 1 Перечня признан не действующим со дня принятия.
В апелляционной жалобе правительство Пермского края просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации включению в Перечень подлежат нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что административный истец является собственником 2-этажного нежилого здания - административно-бытового корпуса площадью 1824,4 кв.м, расположенного на земельном участке, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости имеет вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов. Как правильно указал суд, приведенный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, здание не подлежит включению в Перечень по данному критерию.
Согласно техническому паспорту нежилого здания, составленному областным ГУБ "Центр технической инвентаризации Пермской области" по состоянию на 14 июля 2005 года, данный объект недвижимости имеет назначение: административно-бытовой корпус, использование: по назначению. Из экспликации к поэтажному плану следует, что здание состоит из двух этажей, на первом этаже имеется антресольный этаж. При этом общая площадь 1 этажа составляет 657,2 кв.м, из них: производственная - 566,7 кв.м, торговая - 146,8 кв.м; антресольного этажа 232,5 кв.м. Характеристика помещений: "цех", "тамбур", "кабинет", "мастерская", "коридор", "кладовая", "комната вахтера", "склад", "торговый зал" - 87,6 кв.м, "санузел", "туалет", "умывальная", "лестничная клетка", "диспетчерская", "архив". Площадь 2-го этажа составляет 787,9 кв.м, характеристика помещений: "кабинет", "лестничная клетка", "туалет", "умывальная", "коридор", "душевая", "раздевалка", "холодная камера", "овощной цех", "мясной цех", "столовая" - 209,1 кв.м, "кладовая", "моечная", "столовая", "санузел", "архив", "шкаф".
Из технического паспорта нежилого здания, составленного ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" по состоянию на 5 июля 2013 года, следует, что здание имеет назначение: административно-бытовой корпус, использование: по назначению. Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в здании имеют следующие назначения: "цех", "тамбур", "кабинет", "мастерская", "коридор", "кладовая", "комната вахтера", "склад", "торговый зал" - 78,8 кв.м, "санузел", "туалет", "умывальная", "лестничная клетка", "диспетчерская", "архив", "кабинет", "коридор", "душевая", "раздевалка", "холодная камера", "овощной цех", "мясной цех", "столовая" - 142,0 кв.м, "кладовая", "моечная", "архив", "шкаф".
Судебная коллегия находит верным вывод суда о том, что на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), данное здание также не подлежит включению в Перечень, поскольку наименования расположенных в нем помещений общей площадью менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривают размещение объектов торговли и общественного питания. Указание в техническом паспорте, в Едином государственном реестре недвижимости и свидетельстве о государственной регистрации права собственности на здание наименования здания - административно-бытовой корпус для отнесения его к категории административно-делового центра не достаточно. При этом административным ответчиком не представлено доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) здания в нем предусмотрено не только размещение офисов, но и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Доказательства, свидетельствующие о том, что проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования на момент включения его в Перечень, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2018 г. N 44-АПГ18-28
Текст определения официально опубликован не был