Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2018 г. N 24-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 26 июля 2018 года, которым удовлетворен административный иск общества с ограниченной ответственностью "Грация" о признании не действующим пункта 192 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2017 года N 332.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 декабря 2017 года Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям издан приказ N 332, пунктом 1 которого утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень).
Текст приказа размещен на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru, 29 декабря 2017 года.
Согласно пункту 192 в названный Перечень включены здание с кадастровым номером 01:05:0100042:236, а также находящееся в нем помещение с кадастровым номером 01:05:0100042:1180, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п.г.т. Энем, ул. Чкалова, Д. 22.
ООО "Грация", являясь собственником помещения с кадастровым номером 01:05:0100042:1180, обратилось в суд с административным иском о признании не действующим с момента принятия пункта 192 Перечня, ссылаясь на то, что данное нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, установленными частью 2 статьи 1.1. Закона Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года N 183 "О налоге на имущество организаций", поскольку его площадь менее минимальной площади нежилых помещений, подлежащих включению в названный Перечень.
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 26 июля 2018 года административный иск удовлетворен, пункт 192 Перечня признан не действующим с момента его принятия.
В апелляционной жалобе Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Удовлетворяя административный иск, суд указал на то, что спорное нежилое помещение, хотя и расположено в административном здании, площадью 617,2 кв.м., и видом фактического использования помещения является бытовое обслуживание, оно необоснованно включено в Перечень, поскольку с учетом особенностей, установленных частью 2 статьи 1.1 Закона Республики Адыгея "О налоге на имущество организаций", включение имущества в указанный Перечень осуществляется при условии, если общая площадь такого объекта недвижимости составляет 500 кв.м. и более. В данном случае в Перечень включено помещение, площадь которого менее 500 кв.м.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает приведенный вывод суда ошибочным, основанным на неправильном применении и толковании норм материального права.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 данной статьи.
Конкретизируя объекты, в отношении которых налоговая база исчисляется из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, федеральный законодатель предусмотрел в качестве таковых, в том числе отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункты 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу пункта 4 статьи 378.2 названного кодекса торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то есть используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 поименованного кодекса).
Аналогичные требования закреплены статьей 1.1 Закона Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года N 183 "О налоге на имущество организаций" установившей особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, согласно части 1 приведенной статьи налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (пункт 1); нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2).
В силу части 2 этой же статьи определение налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении видов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 данной статьи, осуществляется, если общая площадь объекта недвижимого имущества достигает 500 кв.м, и более.
Таким образом, исходя из требований Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных законом субъекта Российской Федерации, включению в Перечень подлежат отдельно стоящие нежилые здания (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, если общая площадь объекта недвижимого имущества достигает 500 кв.м, и более.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 апреля 2017 года N 59.
В соответствии с пунктом 6 Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям.
Из материалов дела видно, что в Перечень включено здание с кадастровым номером 01:05:0100042:236, общей площадью 617,2 кв.м, и помещение в нем с кадастровым номером 01:05:0100042:1180, общей площадью 329,5 кв.м.
При этом здание, общая площадь которого составляет более 500 кв.м., включено в Перечень на основании акта обследования помещений от 7 ноября 2017 года, как здание, помещение в котором более 20 процентов общей площади здания используется в целях бытового обслуживания.
С учетом изложенного суд не имел правовых оснований для признания не действующим пункта 192 Перечня и исключения из него здания, подпадающего под признаки объекта недвижимости, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка суда на то, что площадь включенного в Перечень помещения менее 500 кв.м., является необоснованной, поскольку, как следует из оспариваемого акта, в Перечень включено не помещение, а отдельно стоящее нежилое здание и помещение в нем по мотиву использования более 20 процентов площади здания в целях бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении иска ввиду неправильного применения норм материального права нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 26 июля 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Грация" о признании не действующим пункта 192 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2017 года N 332.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2018 г. N 24-АПГ18-9
Текст определения официально опубликован не был