Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению президиума РАН
от 27 ноября 2018 г. N 179
Предложения
по совершенствованию системы аспирантуры в Российской Федерации
Обеспечение воспроизводства и роста научных кадров остается одной из основных организационных задач российской науки. За последние годы многое было сделано для обеспечения нормальной и ритмичной работы сложившихся ведущих научных коллективов (лабораторий, кафедр и т.д.), были предложены новые инструменты поддержки научной работы, развития международного сотрудничества и инновационной деятельности. Однако, без постоянного притока новых кадров эти мероприятия будут иметь ограниченный и недолговременный эффект. Аспирантура является важнейшим инструментом подготовки научных и научно-педагогических кадров для российской науки и формирующихся секторов инновационной экономики. Аспирантура является первым этапом научной карьеры большинства молодых исследователей, поэтому будущее российской науки, в значительной степени, определяется эффективностью ее функционирования.
До 2012 года деятельность аспирантуры регулировалась Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", относясь к системе послевузовского профессионального образования. После принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" аспирантура стала уровнем высшего образования. Переход был осуществлен механически, без учета особенностей аспирантуры как системы подготовки научно-педагогических кадров. В результате:
не была выявлена специфика аспирантуры как уровня образования, основанного на научной работе, результатом которой должна стать защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук;
нормативные документы, регулирующие деятельность аспирантуры, содержательно схожи с нормативными актами, регулирующими бакалавриат и магистратуру, что автоматически перенесло акценты с исследовательской на обучающую компоненту программ (обучение в ущерб науке);
не было принято во внимание, что аспирантура существует не только в образовательных организациях, но и в научных институтах, что делает необходимым учет специфики разных типов организаций при разработке соответствующих программ обучения;
резко увеличилась бюрократическая нагрузка на научные и образовательные организации, что особенно тяжело сказалось на институтах РАН и привело к потере аспирантуры небольшими научными организациями.
Существующая ситуация ведет к постепенной деградации аспирантуры и системы ученых степеней в России, больнее всего ударяя по ведущим научным организациям России, т.е. институтам РАН. Опыт России до принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также опыт ведущих мировых научных держав показывает, что аспирантура может успешно функционировать в рамках образовательной системы, но только при учете особенностей этого уровня образования.
Аспирантура, как уровень образования, должна основываться на научной работе, а образовательная составляющая программ должна существовать в том объеме и в тех формах, которые способствуют успешной исследовательской деятельности аспиранта, ведущей к защите диссертации. Кроме того, важно учитывать специфику реализации программ аспирантуры образовательными и научными организациями, т.е. организациям необходимо иметь возможность настраивать программы в соответствии со своими потребностями и возможностями (вариативность программ аспирантуры).
Аспирантура, в которой основным элементом подготовки аспиранта является научная работа и которая ведет к защите аспирантом диссертации, т.е. научная аспирантура, является единственным вариантом, позволяющим готовить кадры для российской науки и формирующихся секторов инновационной экономики. Изменения должны касаться следующих вопросов:
1. Ключевым образовательным элементом аспирантуры является научно-исследовательская работа аспиранта. В настоящее время объем образовательной составляющей программы аспирантуры жестко задан Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), причем, на избыточном для многих организаций уровне. Подготовка аспирантов не может проводиться по единообразным программам. Это связано и с разным уровнем аспирантов, поступающих в аспирантуры разных организаций, и с разными задачами и возможностями различных научных и образовательных организаций. Поэтому необходимо существенно расширить возможности научных и образовательных организаций самостоятельно устанавливать перечень, формы и объем теоретических и практических занятий в аспирантуре. Эти изменения могут потребовать переработки ФГОС ВО или даже разработки нового ФГОС ВО для аспирантуры.
2. Для реализации научной аспирантуры необходимо модифицировать систему контроля за качеством программ аспирантуры, сместив акцент с формальной оценки соответствия программ ФГОСам (аккредитация) к оценке уровня научно-исследовательской работы аспирантов и ее результативности, а также качества подготовленных диссертаций. Причем характер аккредитации программ аспирантуры должен позволять реализовывать аспирантуру в небольших научных организациях, которые иногда по своему научному потенциалу превосходят крупные институты. При этом не должна возникнуть ситуация, когда программы аспирантуры будут реализовываться недобросовестными организациями, чему также должна препятствовать система контроля эффективности аспирантуры.
3. Для подготовки к "кандидатским минимумам" научными организациями необходимо способствовать развитию сетевых форм образования, а также системы базовых кафедр. Сетевое обучение предполагает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких осуществляющих образовательную деятельность организаций и при необходимости иных организаций, что следует из норм ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Как любое новое явление, получившее законодательную регламентацию, сетевая форма обучения работает плохо и требует совершенствования ее правового регулирования.
4. Одной из ключевых проблем, ведущих к снижению уровня аспирантуры, является отрыв защиты диссертации от аспирантуры. В настоящее время аспирантура завершается не защитой кандидатской диссертации, а защитой выпускной квалификационной работы, что противоречит как российскому, так и мировому опыту. Фактически это превращает аспирантуру во вторую магистратуру, а также способствует постепенной деградации системы ученых степеней.
Реализация научной аспирантуры принципиально невозможна без возвращения защит диссертаций в состав программ аспирантуры. При этом необходимо учесть невозможность и даже нежелательность высокого процента защищающихся. Игнорирование этой особенности аспирантуры с неизбежностью будет вести к снижению качества диссертаций, т.е. будет понижать эффективность аспирантуры.
Таким образом, только трансформация существующей аспирантуры из образовательной в научную позволит выправить ситуацию с подготовкой кадров для российской науки, дефицит которых в последние десятилетия ощущается особенно остро.
Для реализации научной аспирантуры необходимо внести изменения в ряд документов, связанных с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", прежде всего в ФГОС ВО и некоторые другие нормативные акты. Такие изменения не потребуют кардинальной ломки сложившейся системы и могут быть реализованы путем внесения изменения преимущественно в подзаконные акты.
Главный ученый секретарь |
Н.К. Долгушкин |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Президиума Российской академии наук от 27 ноября 2018 г. N 179 "О совершенствовании системы аспирантуры... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.