Определение Верховного Суда РФ от 14 декабря 2018 г. N 305-КГ18-17885
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г Москве и Московской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2018 по делу N А40-250765/2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 по тому же делу
по заявлению государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г Москве и Московской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "М-АВТО СЕРВИС" финансовых санкций в сумме 1 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования за ноябрь 2016 года, установил:
государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "М-АВТО СЕРВИС" (далее - общество) финансовых санкций в сумме 1 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования за ноябрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018, пенсионному фонду отказано в удовлетворении заявления.
Пенсионный фонд обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об удовлетворении заявления.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда города Москвы.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении доводов кассационной жалобы по материалам истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлены основания для передачи упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения пенсионного фонда от 17.03.2017 N 087S19170025394 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 1 500 рублей, пенсионный фонд выставил обществу требование от 12.04.2017 N 087S01170836965 об уплате указанной финансовой санкции.
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке указанного требования в установленный срок, пенсионный фонд 12.10.2017 обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с общества финансовой санкции в сумме 1 500 рублей.
Арбитражный суд города Москвы выдал пенсионному фонду судебный приказ от 19.10.2017.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2017 судебный приказ от 19.10.2017 отменен в соответствии с положениями части 4 статьи 229.5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании с общества финансовой санкции в сумме 1 500 рублей.
Суды отказали пенсионному фонду в удовлетворении заявления. При этом суды исходили из того, что на момент обращения 12.10.2017 в суд с первоначальным заявлением о выдаче судебного приказа пенсионным фондом уже был пропущен шестимесячный срок, установленный положениями пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для взыскания в судебном порядке спорной задолженности после истечения 25.04.2017 срока исполнения требования об уплате спорной финансовой санкции.
Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, пенсионный фонд приводит доводы о существенных нарушениях судами норм материального права, повлиявших на исход дела.
Так, в частности, пенсионный фонд приводит доводы о том, что Законом N 27-ФЗ не предусмотрены ни порядок, ни срок взыскания задолженности.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит положения Закона N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Положениями пункта 3 статья 46 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как указывает пенсионный фонд, выставленное обществу требование от 12.04.2017 N 087S01170836965 об уплате спорной финансовой санкции было направлено обществу по почте заказным письмом 17.04.2017.
Согласно положениям статьи 17 Закона N 27-ФЗ в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктом 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Поскольку в требовании от 12.04.2017 N 087S01170836965 не был указан срок для уплаты спорной финансовой санкции, то в силу названных положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ срок для добровольного исполнения этого требования, направленного обществу по почте заказным письмом 17.04.2017, истек 02.05.2017 (6 дней с даты отправления требования + 10 дней для добровольного исполнения требования).
Таким образом, по мнению пенсионного фонда, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании спорной финансовой санкции истекал 02.11.2017 и не был пропущен пенсионным фондом на момент обращения 12.10.2017 в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Приведенные пенсионным фондом доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу пенсионного фонда с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г Москве и Московской области с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 декабря 2018 г. N 305-КГ18-17885 по делу N А40-250765/2017
Текст определения официально опубликован не был