Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена
распоряжением Правления ПФР
от 29 декабря 2012 г. N 474р
Концепция
развития автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012-2016 годы
(в ред. расп. от 25.02.2015 N 74р)
1. Введение
Назначение и структура документа
Настоящая Концепция разработана Пенсионным фондом Российской Федерации и отражает общие цели и задачи, принципы, целевую архитектуру, основные направления и этапы развития автоматизированной информационной системы, механизм организации управления и ресурсного обеспечения, а также ожидаемый эффект от реализации.
Автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - АИС ПФР) представляет собой организационно-техническую систему, состоящую из персонала и комплекса средств автоматизации, представленного совокупностью программных и программно-технических комплексов, предназначенных для автоматизации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Настоящая Концепция учитывает мировые тенденции развития информационно-коммуникационных технологий и сложившуюся практику применения информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами.
Концепция призвана определить набор приоритетных инициатив в области информационно-коммуникационных технологий, который позволит согласованно и скоординированно развивать АИС ПФР на базе единых требований для достижения стратегических целей ПФР.
Правовые основы Концепции
Концепция разработана в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, требованиями государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N1815-р, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральным законом от 27 июня 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 394 "О мерах по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", распоряжением Правления ПФР от 27 января 2012 г. N 25р "Об организации разработки основных направлений развития Пенсионного фонда Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 152-ФЗ следует читать как "от 27 июля 2006 г."
2. Предпосылки структурных изменений АИС ПФР
Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых социальных институтов страны - является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в сфере социального обеспечения.
Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет следующие ключевые функции: администрирование страховых взносов, назначение, перерасчет и выплату пенсий и иных социальных пособий, ведение персонифицированного учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования, формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений.
Обеспечивая своевременную и полную выплату пенсий и социальных выплат более чем 40 миллионам пенсионерам и отдельным категориям граждан, взаимодействуя с более чем 10 миллионами плательщиков страховых взносов и осуществляя персонифицированный учет свыше 100 миллионов человек - участников системы обязательного пенсионного страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет поставленные перед ним задачи и обладает серьезным потенциалом для дальнейшего повышения эффективности своей деятельности. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации расширяет практику взаимодействия с участниками пенсионной системы с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий.
В рамках проведения пенсионной реформы в ближайшие годы ожидается динамичное изменение законодательства Российской Федерации, что, в свою очередь, предъявит к Пенсионному фонду Российской Федерации дополнительные требования по адаптации пенсионной системы к работе в новых условиях.
Потребителями информации АИС ПФР станут все юридические и физические лица Российской Федерации, которым могут оказываться государственные услуги в электронном виде через Единый портал государственных услуг (далее - ЕПГУ), а информационное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления планируется осуществлять с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), а также межведомственного электронного документооборота.
К настоящему времени АИС ПФР обслуживает более 100 тысяч внутренних пользователей. Суммарный объем баз данных, обрабатываемых в ПФР, составляет 247,5 Тб, при этом ежегодный прирост информации в базах данных составляет 2,7 Тб. Средний объем информации, обрабатываемой в сутки, составляет 120 Гб. Парк серверного оборудования включает в себя более 10 000 серверов разных платформ.
Архитектура существующих информационных систем ПФР спроектирована более 15 лет назад на базе современных для того времени информационных технологий и развивалась в соответствии с изменениями положений законодательства Российской Федерации в области информационных технологий и защиты информации, а также реализации дополнительных функций, отнесенных к компетенции ПФР.
В разработке программных и программно-технических комплексов (далее - ПК и ПТК) АИС ПФР участвовало большое число подрядчиков, что при отсутствии единых технологических стандартов и регламентов привело к созданию системы, состоящей из разнородных слабо интегрированных и трудно совместимых компонентов. В настоящее время в Пенсионном фонде Российской Федерации эксплуатируется несколько десятков приложений, поддерживаемых централизованно, и несколько сотен приложений, разработанных в региональных отделениях ПФР, в основном в инициативном порядке. Взаимодействующие приложения обмениваются сообщениями по принципу "каждый с каждым", требующему либо вмешательства оператора, либо изменения кода программ переноса данных.
Разнообразие программно-технических средств затрудняет системное администрирование, включая такие задачи, как обновление программного обеспечения, балансировка вычислительной нагрузки, оптимизация сетевого трафика, обеспечение информационной безопасности при использовании "внесистемных" решений для интеграции приложений. В условиях острого недостатка квалифицированных кадров сложность задачи администрирования и мониторинга системных ресурсов приводит к тому, что часть этих задач просто не решается, что ставит под угрозу стабильность и целостность АИС ПФР.
При используемом в АИС ПФР подходе с физическим разделением приложений по серверам (без их виртуализации) возникает необходимость обеспечения приложений серверами, мощность которых рассчитана исходя из пиковой нагрузки, что приводит к росту парка серверов при неоптимальном использовании вычислительных мощностей.
К другим организационно-техническим проблемам существующей АИС ПФР необходимо отнести следующие:
недостаточное покрытие функций Пенсионного фонда Российской Федерации автоматизированными деловыми процессами не позволяет оптимизировать работу системы с использованием соответствующих высокоуровневых инструментальных средств, что приводит к достаточно большому объему рутинных операций, выполняемых персоналом;
разрозненность данных, распределенных между разными подсистемами, усложняет доступ к ним и затрудняет выполнение запросов в реальном времени;
высокие затраты и продолжительные сроки доработки программного обеспечения, обусловленные большим числом разнотипных программно-технических комплексов, их слабой интегрированностью и территориальной разрозненностью, а также большим числом подрядчиков, снижают эффективность функционирования АИС ПФР;
отсутствие единых стандартов, регламентов и инструментов, определяющих полный жизненный цикл информационных систем и обеспечивающих их качество на каждом этапе цикла, приводит к дублированию разработок, усложнению программных решений.
Наличие указанных выше проблем повышает уязвимость АИС ПФР и снижает ее эффективность при выполнении задач, возложенных на ПФР законодательством Российской Федерации.
Значительные изменения правового пространства пенсионной системы и принимаемые в ПФР решения по оптимизации деловых процессов привели к необходимости изменений АИС ПФР.
3. Цели и задачи развития АИС ПФР
3.1. Цели развития АИС ПФР
Концепция развития АИС ПФР направлена на реализацию стратегических целей Пенсионного фонда Российской Федерации и служит инструментом для обеспечения постоянного соответствия между положениями законодательства пенсионной и социальной сферы и возможностями информационных систем.
Сегодня перед Пенсионным фондом Российской Федерации стоят следующие стратегические цели:
повышение эффективности системы пенсионного и социального обеспечения и качества обслуживания клиентов (граждан Российской Федерации, плательщиков страховых взносов и др.);
повышение качества информационного взаимодействия с партнерами (федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, кредитными организациями и зарубежными участниками международных договоров Российской Федерации);
создание высокоэффективной и высокотехнологичной системы управления процессами, гарантирующей реализацию основных и обеспечивающих функций ПФР.
Целями развития АИС ПФР являются следующие:
построение гибкой и масштабируемой технологической инфраструктуры, обеспечивающей быструю интеграцию существующих и создание новых информационных подсистем;
создание единого информационного пространства, обеспечивающего высокую скорость доступа к информационным ресурсам ПФР;
повышение уровня автоматизации процессов выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в электронном виде, относящихся к компетенции ПФР, и упрощение административных и технологических процедур.
3.2. Задачи развития АИС ПФР
Указанные цели достигаются решением следующих задач:
разработка единых стандартов, регламентов, определение унифицированных инструментов, обеспечивающих полный жизненный цикл информационных систем и их качество на каждом этапе;
совершенствование и автоматизация организационно-технологической модели пенсионного страхования;
совершенствование и автоматизация организационно-технологической модели администрирования страховых взносов;
создание однородной, отказоустойчивой, интегрированной со СМЭВ и ЕПГУ аппаратно-программной среды, адаптирующейся к изменениям нагрузки;
создание эффективной комплексной системы информационной безопасности, обеспечивающей нейтрализацию угроз;
обеспечение миграции в новую аппаратно-программную среду существующих программно-технических комплексов;
создание комплексной системы мониторинга и поддержки принятия управленческих решений;
расширение использования системы электронного документооборота по всем направлениям деятельности ПФР.
4. Принципы развития АИС ПФР
Развитие АИС ПФР должно обеспечивать сохранение существующей материально-технической базы, осуществляться в русле основных мировых трендов развития информационно-коммуникационных технологий и основываться на следующих организационно-технологических принципах:
принцип однократного ввода и многоразового использования информации;
принцип единого защищенного информационного пространства;
принцип методологического, технического, общесистемного и информационного единства;
принцип обеспечения единого пространства доверия ПФР;
принцип централизации и консолидации вычислительных мощностей и информационных ресурсов;
принцип обеспечения надежности и ремонтопригодности всех компонентов АИС ПФР;
принцип соблюдения законодательства о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных;
принцип обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
принцип использования электронных юридически значимых документов в качестве основного источника первичной информации как внутри АИС ПФР, так и во взаимодействии с внешней средой;
принцип централизованного управления разработкой, внедрением и сопровождением компонентов АИС ПФР на основании единой технологической политики;
принцип расширяемости и модульности информационной системы;
принцип экономичности создания и функционирования системы;
принцип проектного управления и управления жизненным циклом программных средств.
5. Основные направления развития АИС ПФР
Главными направлениями развития АИС ПФР являются следующие: автоматизация назначения, перерасчета и выплаты пенсий, осуществления социальных выплат на основе централизованных данных о лицевых счетах застрахованных лиц и декларативных описаниях правил расчета аналогично подходам, используемым в банковских, телекоммуникационных расчетных системах и страховых компаниях;
расширение функциональных возможностей действующей информационно-аналитической системы в интересах всех департаментов Исполнительной дирекции ПФР и территориальных органов ПФР, а также федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
централизация и консолидация вычислительных мощностей и информационных ресурсов, включая функциональность всех ПТК, которые в настоящее время автоматизируют администрирование страховых взносов, персонифицированный учет, назначение, перерасчет и выплату пенсий, а также осуществление социальных выплат;
обеспечение информационного взаимодействия ПФР с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, кредитными организациями, а также плательщиками страховых взносов с использованием унифицированных форматов данных и способов их передачи;
создание раздела информационно-аналитического портала для руководства ПФР, учитывающего основные показатели оценки деятельности территориальных органов ПФР, развитие применения алгоритмов интеллектуального анализа и прогнозирования данных, внедрение на их основе системы поддержки принятия управленческих решений;
информационное обеспечение актуарного оценивания пенсионной системы Российской Федерации, являющегося основой для разработки и реализации пенсионной реформы;
приведение подсистем АИС ПФР к единой технологической платформе, основанной на современной архитектуре, в том числе использование "тонких" и мобильных клиентов с унифицированным интерфейсом.
- обеспечение использования единой сети передачи данных для нужд органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами для построения основной сети передачи данных (СПД) ПФР и обеспечение её резервирования;
- обеспечение использования вычислительных и/или инженерных мощностей единого распределенного центра обработки данных для нужд органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами как части вычислительной инфраструктуры АИС ПФР-2;
- обеспечение возможности использования типовых сервисов поддержки выполнения органами государственной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами обеспечивающих функций на основе технологии облачных вычислений;
- обеспечение приоритета использования при развитии АИС ПФР товаров, работ и услуг отечественных компаний. (доп. - расп. от 25.02.2015 N 74р)
6. Целевая архитектура АИС ПФР
Целевая архитектура АИС ПФР должна быть основана на использовании единой базы данных. Ведение баз данных должно осуществляться по единым принципам, определяемым общей моделью данных.
Целевая архитектура АИС ПФР должна включать в себя следующие группы подсистем:
1. Функциональные подсистемы, обеспечивающие информационно-технологическую поддержку по основным направлениям деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации:
подсистема организации взаимодействия с клиентами, которая является совокупностью технологических процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, организационно-штатных подразделений, обеспечивающих со стороны ПФР взаимодействие с клиентом;
подсистема персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая индивидуальный (персонифицированный) учет, организацию и ведение сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;
подсистема назначения, перерасчета и выплаты пенсий и иных социальных выплат, реализующая автоматизацию исполнения положений законодательных и иных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов пенсионного обеспечения и осуществления социальных выплат, включающих лиц, проживающих за границей;
подсистема администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, взаимодействия, в том числе в электронном виде, с плательщиками страховых взносов, с кредитными организациями;
подсистема управления средствами пенсионных накоплений, реализующая технологический цикл по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, учета дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также информирования застрахованных лиц о состоянии накопительной части их индивидуальных лицевых счетов;
подсистема "Материнский (семейный) капитал", предназначенная для учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части ввода и обработки заявления, принятия решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата на материнский (семейный) капитал;
подсистема "Портал ПФР", обеспечивающая информационное взаимодействие АИС ПФР с ЕПГУ и СМЭВ, а также предоставление услуги другим функциональным подсистемам ПФР по сверке анкетных данных застрахованных лиц;
информационно-аналитическая и отчетная подсистема, предназначенная для накопления, сопоставления и анализа информационных ресурсов АИС ПФР и других внешних источников информации, оценки результативности и эффективности деятельности организационных структур ПФР, обеспечения актуарной оценки системы обязательного пенсионного страхования, формирования прогнозов развития пенсионной системы на средне- и долгосрочную перспективу, включая технологии ситуационных центров;
ведение государственных информационных ресурсов, в том числе:
регистра лиц, зарегистрированных в системе обязательного пенсионного страхования, с указанием страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) как единственного уникального идентификатора сведений о физическом лице;
регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь;
реестра "Герои", содержащего сведения о Героях Советского Союза, Героях Российской Федерации, полных кавалерах ордена Славы и членов их семей, Героях Социалистического Труда и полных кавалерах ордена Трудовой Славы;
реестра "Заграница", содержащего сведения о получателях пенсий и дополнительных выплат лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации;
федерального регистра "Материнский (семейный) капитал", предназначенного для учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки;
реестра "Ветераны", представляющего базы данных о лицах, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранами военной службы, ветеранами государственной службы и ветеранами труда;
реестра "Пенсионеры", представляющего базы данных получателей пенсий и иных социальных выплат;
реестра "Крайний Север", представляющего базу данных пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющих право на компенсацию расходов оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно;
реестра "Социальные доплаты к пенсии", представляющего собой базу данных неработающих пенсионеров, общая сумма материального обеспечения которых не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, и имеющих право на получение социальных доплат к пенсии;
реестра "Страхователи", включающего сведения о плательщиках, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в том числе уплачивающих страховые взносы по пониженным тарифам, а также взносы на дополнительное социальное обеспечение;
реестра "Персонифицированный учет", представляющего собой базу сведений об индивидуальных лицевых счетах каждого застрахованного лица, имеющего пенсионные права в соответствии с законодательством Российской Федерации;
реестра "Сведения о доходах застрахованных лиц".
2. Инфраструктурные подсистемы:
подсистема управления информационной безопасностью, включающая организацию защиты информации от несанкционированного доступа на основе автоматизированного управления функциями правил разграничения доступа с использованием парольно-ролевой модели доступа и средств криптографической защиты; защиту от вредоносного кода, различные средства и комплексы мониторинга, ведомственную иерархическую структуру удостоверяющих центров;
подсистема инфраструктурного обеспечения (средства телекоммуникаций и вычислительная составляющая), которая обеспечивает непрерывность работы и взаимодействия информационных подсистем;
комплексная подсистема мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой;
подсистема информационного обмена, обеспечивающая прямой информационный обмен в электронном виде с плательщиками страховых взносов, застрахованными лицами, министерствами, ведомствами, федеральными службами, а также сторонними организациями, в том числе обмен документами с кредитными организациями;
подсистема ведения нормативно-справочной информации, предназначенная для централизованного ведения реестров, классификаторов, нормативно-справочной информации, используемых при формировании информации в подсистемах АИС ПФР и обеспечивающая интеграцию с системами ведения реестров, классификаторов, нормативно-справочной информации иных уполномоченных органов государственной власти, ответственных за их ведение.
3. Обеспечивающие информационные подсистемы, автоматизирующие вспомогательные деловые процессы (административные, финансово-хозяйственные процессы ПФР и его отделений):
подсистема электронного документооборота и почтовая система;
подсистема обеспечения процессов профессионального обучения кадров ПФР;
подсистема бухгалтерского учета;
подсистема управления бюджетированием;
подсистема управления капитальным строительством;
подсистема управления закупками;
подсистема поддержки правового обеспечения системы ПФР;
подсистема управления трудовыми ресурсами и кадровым резервом;
подсистема решения специальных задач;
официальный сайт ПФР.
Перечень подсистем АИС ПФР может быть уточнен и дополнен в ходе проектирования.
АИС ПФР должна обеспечивать информационное взаимодействие со следующими информационными системами:
единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная информационная система "Управление";
федеральная государственная информационная система "Федеральный портал управленческих кадров";
единая государственная информационная система в сфере социальной защиты; Единая система учета инвалидов Российской Федерации;
иные информационные системы, созданные или создаваемые в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)".
Базовым элементом инфраструктуры АИС ПФР должен стать федеральный центр обработки данных (далее - ЦОД ПФР) с предоставлением санкционированного доступа по требованию любых пользователей и подсистем АИС ПФР к общему пулу вычислительных ресурсов.
В ЦОД ПФР должна быть проведена централизация и консолидация вычислительных мощностей АИС ПФР, построена централизованная система мониторинга и управления, обеспечивающая оптимальное использование вычислительных ресурсов. ЦОД ПФР должен отвечать требованиям инфраструктуры не менее 3-го уровня, определяемых международным стандартом TIA-ETA-942 "Телекоммуникационная инфраструктура центров обработки данных".
С целью обеспечения высокого уровня показателей надежности и доступности информационных ресурсов ЦОД ПФР должно быть создано необходимое количество территориально распределенных площадок с серверным оборудованием, объединенных широкополосной телекоммуникационной магистралью, с обеспечением их полной связанности и безопасности. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность предоставления инфраструктуры ЦОД ПФР по модели "инфраструктура как сервис".
Таким образом, развитие технической архитектуры АИС ПФР должно быть гибким и обеспечивать сбалансированное развитие инфраструктуры путем замены морально устаревающих компонентов более современными.
Вместе с этим централизация инфраструктуры АИС ПФР потребует проведения соответствующих изменений организационной структуры профильных служб Пенсионного фонда Российской Федерации.
7. Обеспечение информационной безопасности АИС ПФР
Целью обеспечения информационной безопасности АИС ПФР является безусловное выполнение основных задач и функций ПФР и защита участников информационных отношений от причинения им какого-либо ущерба по причине несанкционированного (случайного или преднамеренного) вмешательства в процесс функционирования АИС ПФР или доступа к циркулирующей в ней информации.
Совершенствование системы управления информационной безопасностью, развитие систем управления ИТ-деятельностью неразрывно связаны со стандартизацией процессов управления информационными технологиями и информационной безопасностью, созданием нормативной, методической и регламентирующей базы.
Задачами системы управления информационной безопасности являются систематизация процессов обеспечения информационной безопасности, расстановка приоритетов в этой области, достижение адекватности системы информационной безопасности существующим рискам, достижение ее "прозрачности".
Создание системы управления безопасностью должно обеспечить эффективное отслеживание изменений, вносимых в систему информационной безопасности, процессов выполнения политики безопасности, эффективно управлять системой в критичных ситуациях.
Основными направлениями обеспечения информационной безопасности АИС ПФР с учетом ее развития являются следующие:
обеспечение живучести и адаптивности АИС ПФР, организационной и информационной совместимости ее подсистем и элементов;
комплексная комбинированная защита конфиденциальности, целостности, доступности и аутентичности информационных ресурсов системы.
Защите должна подлежать вся циркулирующая в АИС ПФР информация. Методы и меры защиты ресурсов АИС ПФР необходимо определять дифференцированно, исходя из их важности, особенностей реализации и использования.
Для информации общего пользования должна обеспечиваться ее целостность и доступность.
Перечень информации АИС ПФР, конфиденциальность которой требуется обеспечить, должен разрабатываться на основании требований законодательства Российской Федерации и утверждаться решением Правления ПФР.
Система информационной безопасности АИС ПФР должна быть реализована как комплекс обоснованных, взаимно согласованных нормативных, организационных и технических (программных и аппаратных) мер на всех этапах процесса обработки и хранения информации, при передаче ее по каналам связи и иными способами.
К применению в ПФР должны допускаться только сертифицированные на соответствие требованиям безопасности компетентными государственными органами средства защиты информации.
Обработка информации ограниченного доступа средствами вычислительной техники должна допускаться только после их оснащения средствами защиты информации и проверки их функционирования.
Для обеспечения безопасности информации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей передача должна осуществляться, при необходимости, с использованием сертифицированных компетентным государственным органом средств криптографической защиты. Выбор средств криптозащиты должен осуществляться исходя из взаимных интересов ПФР и взаимодействующих организаций.
8. Основные этапы развития АИС ПФР
Мероприятия по реализации Концепции развития АИС ПФР должны быть объединены в четыре этапа.
На первом этапе "Подготовительный этап" в 2012 году планируется обеспечить выполнение следующих мероприятий:
1) разработка плана мероприятий по реализации Концепции; проведение необходимых научно-исследовательских работ;
2) подготовка исходных данных для проектирования АИС ПФР, включая комплексное обследование текущего состояния основных функциональных подсистем АИС ПФР, ИТ-инфраструктуры и систем безопасности информации;
3) разработка финансово-экономического обоснования развития АИС ПФР;
4) разработка единых стандартов и регламентов, определение унифицированных инструментов, обеспечивающих полный жизненный цикл информационных систем и их качество на каждом этапе.
На втором этапе "Постановка задач" в 2013 году планируется:
1) определение и реализация основных организационно-технологических изменений;
2) закрепление за АИС ПФР статуса Государственной информационной системы, закрепление за ПФР ответственности за ведение подведомственных Государственных информационных ресурсов в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
3) создание Единого центра технологического развития ИТ ПФР;
4) осуществление перехода на проектное управление разработками и сервис-ориентированный подход в организации ИТ-службы;
5) формирование функциональных требований к системе в целом и к отдельным подсистемам на основе бизнес-функций профильных подразделений ПФР;
6) разработка детальных требований к отдельным компонентам, включая инфраструктуру и комплексную систему информационной безопасности, единую базу данных и ключевые компоненты прикладного программного обеспечения;
7) разработка проектной и техно-рабочей документации на создание основного ЦОД ПФР;
8) разработка общего Технического задания на модернизацию и развитие АИС ПФР;
разработка частных технических заданий на функциональные, инфраструктурные и обеспечивающие подсистемы АИС ПФР;
разработка специального технического задания на модернизацию и развитие системы информационной безопасности АИС ПФР, включая модель нарушителя и модель угроз.
9) разработка предварительных проектных решений и эскизное проектирование системы АИС ПФР в целом, а также функциональных, инфраструктурных и обеспечивающих подсистем;
10) разработка прототипов компонентов системы АИС ПФР и проведение их тестирования в целях апробаций выбранных проектных решений.
На третьем этапе "Проектирование и реализация" в 2014-2015 годах планируется:
1) разработка проектной документации на АИС ПФР в целом и на функциональные, инфраструктурные и обеспечивающие подсистемы;
2) разработка подсистем АИС ПФР путем создания новых или адаптации имеющихся программно-технических комплексов;
3) создание единой базы данных АИС ПФР, осуществление миграции данных и интеграции всех прикладных подсистем на основе единого информационного пространства;
4) разработка и утверждение плана внедрения компонентов АИС ПФР на новой технологической платформе;
5) перевод компонентов АИС ПФР на единую технологическую платформу; расширение существующих и создание резервных каналов связи;
6) создание и обеспечение оборудованием основной площадки ЦОД ПФР;
7) разработка рабочей документации на АИС ПФР в целом и на функциональные, инфраструктурные и обеспечивающие подсистемы;
8) проведение предварительных автономных и комплексных испытаний;
9) поэтапная передача в опытную эксплуатацию компонентов целевой АИС ПФР;
10) обеспечение параллельной работы компонентов существующей и целевой АИС ПФР, находящихся в опытной эксплуатации.
На четвертом этапе "Внедрение в промышленную (постоянную) эксплуатацию" в 2015-2016 годах планируется:
1) доработка всех подсистем по результатам опытной эксплуатации;
2) создание дополнительных площадок ЦОД ПФР;
3) обучение пользователей;
4) проведение приемо-сдаточных испытаний;
5) поэтапный перевод компонентов целевой АИС в промышленную (постоянную) эксплуатацию.
Сроки реализации и стоимость мероприятий должны быть определены в финансово-экономическом обосновании развития АИС ПФР.
9. Организация управления процессом развития АИС ПФР
Учитывая сложность, комплексность и масштаб развития АИС ПФР, для обеспечения эффективного управления процессом выполнения мероприятий по развитию АИС ПФР необходимо:
создать Единый центр технологического развития АИС ПФР, ответственный за выработку решений по вопросам технической и технологической политики, планирования и управления информационно-коммуникационными технологиями ПФР;
создать в составе Единого центра технологического развития АИС ПФР экспертно-методический совет, объединяющий всех заинтересованных лиц (представителей функциональных подразделений, профильных подразделений, отвечающих за разработку и эксплуатацию ИТ в ПФР, независимых экспертов) для предварительного рассмотрения проектных документов, согласования и выработки оптимальных технических решений, применяемых в рамках развития АИС ПФР;
создать в составе Единого центра технологического развития АИС ПФР проектный офис, ответственный за планирование и исполнение работ по реализации Концепции развития АИС ПФР;
обеспечить разработку и утверждение функциональными подразделениями Исполнительной дирекции ПФР организационно-технологической модели процессов и технологических карт их исполнения;
определить оператора Государственной информационной системы АИС ПФР.
Необходимо разработать на основе лучших отечественных и мировых практик стандарты, регламенты и инструменты, определяющие полный жизненный цикл информационных систем, включая следующие процессы:
планирование, сопровождение, приемку проектных работ в части развития и совершенствования прикладных систем и ИТ-инфраструктуры АИС ПФР;
управление внедрением и тиражированием технических и организационных решений на объектах автоматизации, распределение и контроль использования действующих версий прикладного программного обеспечения, проведение анализа результативности использования этих решений на местах;
проведение комплексной эксплуатации прикладных программных систем и ИТ-инфраструктуры, с учетом обеспечения непрерывности предоставления ИТ-сервисов, поддержания требуемых условий эксплуатации технических средств и деятельности эксплуатирующего персонала, в соответствии с соглашением об уровне предоставляемых ИТ-сервисов;
управление подрядными работами, на основе обязательных требований к порядку и условиям исполнения обязательств по государственным контрактам на поставку оборудования и программного обеспечения, проектирование, разработку, внедрение, развитие и эксплуатацию информационных систем и ресурсов АИС ПФР.
10. Источники финансирования
Источником финансирования работ по реализации Концепции развития АИС ПФР является бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
11. Ожидаемый эффект
Реализация основных направлений развития АИС ПФР будет способствовать совершенствованию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, повышению качества предоставления государственных услуг в сфере пенсионного и социального обеспечения, администрирования страховых взносов и инвестирования пенсионных накоплений.
Целевая АИС ПФР должна обеспечивать:
расширение функциональных возможностей системы за счет более полного покрытия функций Пенсионного фонда Российской Федерации средствами автоматизации, сокращения ручных операций, повышения актуальности, достоверности и непротиворечивости данных, поддержки открытых стандартов, интегрированности с ЕПГУ и СМЭВ;
повышение надежности за счет централизации и консолидации аппаратно-программных комплексов в отказоустойчивом ЦОД ПФР с системным мониторингом и управлением ИТ-ресурсами, снижения сложности модернизированной системы, сокращения времени восстановления работоспособности системы после сбоев;
повышение эргономичности за счет стандартизации пользовательского интерфейса и сокращения времени адаптации;
повышение качества сопровождения функциональных и обеспечивающих подсистем за счет сокращения времени внедрения новых и масштабирования существующих прикладных систем, упрощения архитектуры программного обеспечения;
повышение мобильности системы за счет применения открытых стандартов и исключения зависимости программного обеспечения от аппаратной и операционно-системной платформы.
Реализация Концепции развития АИС ПФР позволит достичь нового уровня клиентоориентированности системы российского пенсионного обеспечения за счет:
повышения "открытости" деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации посредством авторизованного доступа к государственным информационным ресурсам АИС ПФР гражданам, общественным организациям, юридическим лицам, органам законодательной и исполнительной власти, кредитных организаций;
сокращения сроков и повышения качества обслуживания физических и юридических лиц, повышения актуальности предоставляемых данных;
сокращения сроков адаптации АИС ПФР к изменениям в законодательстве Российской Федерации;
обеспечения своевременности оказания государственных услуг.
Централизация и консолидация аппаратно-программного обеспечения в ЦОД ПФР позволит сократить эксплуатационные расходы на энергопотребление и повысить энергоэффективность АИС ПФР в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации за счёт:
применения современных инженерных систем;
высокопроизводительных серверных комплексов и систем хранения данных, существенно снижающих расход электроэнергии в расчёте на стойку серверного оборудования;
упрощения архитектуры и унификации номенклатуры всех компонентов ЦОД;
сокращения количества необходимых вычислительных ресурсов (за счёт оптимизации их физического размещения и загрузки);
создания единой централизованной системы управления всеми ресурсами ЦОД с возможностью автоматического управления.
Реализация положений Концепции развития АИС ПФР позволит осуществить переход на качественно новый уровень информационно-технологического обеспечения деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.