Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2018 г. N 19-АПГ18-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арго" о признании недействующим постановления Правительства Ставропольского края от 21 ноября 2017 г. N 462-п "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 г. N 408-п", о признании не действующей в части территориальной схемы обращения с отходами в Ставропольском крае (корректировка) по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Арго" на решение Ставропольского краевого суда от 14 июня 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью Акопджанова Д.Ю., Проценко М.А., представителя Правительства Ставропольского края и министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Колягина Д.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Арго" (далее - ООО "Арго") обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующей территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае (корректировка), утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 21 ноября 2017 г. N 462-п в части исключения из указанной схемы полигонов ТБО ООО "Арго" в Предгорном районе 9-ый км Боргустанского шоссе и в Минераловодском районе в 2,7 км севернее канала Широкий, и о признании недействующим постановления Правительства Ставропольского края от 21 ноября 2017 г. N 462-п "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утвержденную, постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 г. N 408-п".
По мнению административного истца, изменения территориальной схемы, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края от 21 ноября 2017 г. N 462-п, противоречат статьям 12, 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральному закону от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункту 9 Требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. N 197, пункту 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792.
Решением Ставропольского краевого суда от 14 июня 2018 г. в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Арго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Ставропольского края, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и прокуратурой Ставропольского края представлены возражения.
В судебное заседание представители департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и прокуратуры Ставропольского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Согласно статье 6 названного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в частности, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В Ставропольском крае полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления установлены региональным Законом от 16 ноября 2009 г. N 81-кз "Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления" (далее - Закон от 16 ноября 2009 г. N 81-кз), с последующими изменениями и дополнениями.
Согласно статьям 6, 6.1 названного Закона одним из основных направлений деятельности органов государственной власти Ставропольского края в области обращения с отходами, является утверждение прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения, определяемые в программе социально-экономического развития Ставропольского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п утверждено Положение о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, являющегося органом исполнительной власти Ставропольского края, к полномочиям которого отнесена разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (раздел III "Полномочия" подпункт 15 пункта 10).
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 2, пунктом 3 статьи 2, частью 3 статьи 5 Закона от 16 ноября 2009 г. N 81-кз к полномочиям Правительства Ставропольского края относится: утверждение территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также определение официального сайта Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Постановлением Правительства Ставропольского края от 15 февраля 2016 г. N 47-п официальным сайтом Ставропольского края, на котором должны размещаться региональные и территориальные схемы в области обращения с отходами, определен официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - www.mingkhsk.ru.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края разработана, а постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 г. N 408-п утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае.
В дальнейшем постановлением Правительства Ставропольского края от 21 ноября 2017 г. N 462-п в указанную схему внесены изменения в части исключения из нее полигонов ТБО ООО "Арго" в Предгорном районе 9-ый км Боргустанского шоссе и в Минераловодском районе в 2,7 км севернее канала Широкий.
Территориальная схема, а также изменения в нее размещены на официальном сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - www.mingkhsk.ru., а также на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края: www.pravo.stavregion.ru.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты, которыми утверждена территориальная схема, а также внесены изменения нее, приняты в пределах компетенции Правительства Ставропольского края с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе и вступления в силу.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции установил следующее.
Статьей 13.3 Закон об отходах производства и потребления (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования и должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. N 197 утверждены "Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами".
Согласно материалам дела территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, состоит из двух частей и приложений к ним, содержит данные об организациях, имеющих лицензии на осуществление сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов в Ставропольском крае, в том числе ООО "Арго", с указанием лицензируемого вида деятельности: полигон N 1 Предгорный район, 9 км. Боргустанского шоссе, полигон ТБО: полигон N 2 Минераловодский район, 2,7 км севернее канала Широкий, в 12 км севернее города Минеральные Воды в границах АКХ "Первомайский" (таблица 5.1).
В пункте 5.3 раздела 5 "Сведения о местах нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (с нанесение на карту Ставропольского края)" имеется ссылка на раздел "Приложения" на карте 2, который содержит графические данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (с нанесением их на карту Ставропольского края); данные о ежегодном количестве принимаемых отходов (суммарно и по видам), в том числе твердых коммунальных отходов, для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения для объектов, находящихся на территории Ставропольского края, и для объектов, расположенных на территориях других субъектов Российской Федерации, принимающих отходы, образующиеся на территории Ставропольского края.
Учитывая изложенное, доводы общества о несоответствии состава и содержания территориальной схемы Закону об отходах производства и потребления и Требованиям к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. N 197, являются несостоятельными.
Также, признавая несостоятельными доводы общества о том, что исключение из территориальной схемы эксплуатируемых и строящегося объекта размещения отходов, принадлежащих ООО "Арго", привело к несоответствию оспариваемой территориальной схемы документам территориального планирования Ставропольского края, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, содержащие положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения.
Согласно пункту 5 статьи 14 ГрК РФ на картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.
Частью 8 статьи 15 названного Кодекса предусмотрена возможность внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации по заявлению участников таких правоотношений. При этом процедура изменений схемы территориального планирования должна проходить в том же нормативном порядке, что и утверждение самой схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Схема территориального планирования, также как и территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, представляют собой перспективный документ, подлежащий корректировкам в связи с дальнейшими изменениями в комплексном развитии Ставропольского края, реализации и развития системы обращения с отходами на территории субъекта.
При рассмотрении спора судом установлено, что полигоны ООО "Арго", расположенные в Предгорном районе (объект N 12 на карте 5, 5.2) и Минераловодском районе (объект N 10 на карте 5, 5.2) с назначением - захоронение, в нарушение требований пункта 5 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления, пункта 3.1 раздела 3 "Гигиенические требования к размещению полигонов твердых бытовых отходов" Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 раздел 2.1.7. "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, находятся в курортной, лечебно-оздоровительной, санитарной зоне курортов.
Указом Президента Российской Федерации "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" от 27 марта 1992 г. N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Во исполнение данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 года N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, установлены границы указанного региона. В его состав в Ставропольском крае вошли города: Георгиевск. Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов, а также регионы Минераловодский, Георгиевский и Предгорный. В границах округа санитарной охраны курортов вне территорий населенных пунктов устанавливается режим заказников.
В соответствии с подпунктом 9.1.2 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае (корректировка), стратегической целью в области обращения с отходами является снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения от отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, и обеспечение экономически эффективного обращения с отходами в интересах устойчивого развития края.
Учитывая изложенное, в пункт 9.4 названной территориальной схемы "Вывод из эксплуатации объектов обезвреживания, размещения отходов, не соответствующих требованиям законодательства, и реализация мероприятий по восстановлению окружающей среды", включена позиция о том, что на текущее время подлежат выводу из эксплуатации и дальнейшей рекультивации объекты размещения отходов, находящихся на территории особо охраняемого эколого-культурного региона "Кавказские Минеральные Воды" (объекты N 10 и N 12 на карте N 5 и 5.2).
Вместе с тем в пункте 9.6 Территориальной схемы (корректировка) "Оценка потребности создания новых объектов обращения с отходами для сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов с привязкой к территориям" ЗОНА 2 определено, что вывод из эксплуатации и рекультивация полигонов, расположенных в Предгорном районе (объект N 12 на карте 5, 5.2) и в Минераловодском городском округе (объект N 10 на карте 5, 5.2), последует после реконструкции Пятигорского Теплоэнергетического Комплекса ОАО "ГГГЭК" с линией сортировки и ввода в эксплуатацию Комплекса глубокой переработки отходов "Предгорный" с линией сортировки и ввода в эксплуатацию предприятия по переработке вторсырья (ПВ) и МПС с элементами сортировки мощностью до 50 000 тонн в год.
Поскольку в настоящее время региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не приступил к исполнению своих обязанностей по реконструкции Пятигорского Теплоэнергетического Комплекса ОАО "ПТЭК" и постройки Комплекс глубокой переработки отходов "Предгорный", то ограничения и препятствия работы административного истца по лицензируемой деятельности отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, не противоречит федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ставропольского краевого суда от 14 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2018 г. N 19-АПГ18-11
Текст определения официально опубликован не был