Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 9-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" о признании недействующим в части постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" по апелляционной жалобе Правительства Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 13 июня 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья") обратилось в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующим пунктов 3.1 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области", пункта 17 Положения, пункта 2.4.2, раздела 3 примерной формы договора.
Решением Нижегородского областного суда от 13 июня 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 17 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213, в части применения в формуле, по которой определяется плата за размещение объекта, коэффициента индексации (Ки) в той мере, в которой указанная норма позволяет применять данный коэффициент без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер платы за размещение объекта; пункта 3.4 примерной формы договора о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанных в постановлении Правительства Российской федерации от 03 декабря 2014 г. N 1300. В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Нижегородской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в части удовлетворения требования ПАО "МРСК Центра и Приволжья", ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура Нижегородской области представила возражения.
В судебное заседание представители ПАО "МРСК Центра и Приволжья", Правительства Нижегородской области, прокуратуры Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. N 1300, к указанным объектам относятся, в том числе линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ним трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Порядок размещения объектов, предусмотренных пунктом 6 статьи 39.33 Земельного кодекса, определен в статье 39.36 названного Кодекса, согласно которой предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. N 1300 объекты размещаются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, к полномочиям которых относятся, в том числе установление платы за размещение указанных объектов.
Правительством Нижегородской области 15 апреля 2015 г. принято постановление N 213 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области" (далее - постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213, Положение).
Данное постановление опубликовано 16 апреля 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете "Нижегородские новости" от 28 апреля 2015 г. N 48 (5611).
Постановлениями Правительства Нижегородской области от 6 октября 2015 г. N 638, от 20 февраля 2016 г. N 72, от 24 августа 2016 г. N 567, от 27 декабря 2016 г. N 904, от 1 сентября 2017 г. N 656, от 29 сентября 2017 г. N 705, от 13 ноября 2017 г. N 800, от 28 ноября 2017 г. N 836, от 24 мая 2018 г. N 377 в постановление Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213 внесены изменения.
Пунктом 3.1 оспариваемого постановления Правительства Нижегородской области от апреля 2015 г. N 213 (в действующей редакции) предусмотрено, что в 2018 году расчет платы за размещение указанных выше объектов осуществляется с применением коэффициента индексации - 1,18.
В соответствии с пунктом 17 Положения размещение объекта осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных пунктом 18 настоящего Положения. Годовой размер платы определяется как 2 процента кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается уполномоченным органом по формуле: А = КСЗ X 2% X Ки, где: А - годовой размер платы, руб.; КСЗ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.; 2% - процент от кадастровой стоимости земельного участка; Ки - коэффициент индексации.
Пунктом 3 постановления Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. N 213 утверждена примерная форма договора о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года 1300, в силу пункта 2.4.2 которой Сторона 2 обязуется своевременно вносить плату за размещение объекта(ов), а разделом 3 определен порядок расчетов по договору.
В обоснование административного искового заявления ПАО "МРСК Центра и Приволжья" указало, что является сетевой организацией, основными видами деятельности которой является оказание услуг по передаче электрической энергии по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) потребителей к электрическим сетям, деятельность по эксплуатации электрических сетей.
По мнению административного истца, взимание платы за размещение объектов электроэнергетики на земельных участках не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве, а использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута во всех случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса, должно осуществляться бесплатно.
Частично удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов, на котором основывается настоящий Кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из того, что договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель, то правовое регулирование использования земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка в отношении платы по названному договору должно осуществляться в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса, согласно которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований считать, что использование земли и земельных участков в случаях, предусмотренных статьей 39.36 Земельного кодекса, в том числе в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. N 1300, осуществляется бесплатно.
Вместе с тем, принимая решение, суд первой инстанции сделал вывод о необоснованности порядка расчета размера платы за размещение объекта, предусмотренного пунктом 17 оспариваемого постановления, поскольку в указанном расчете не учитывалась дата определения и дата начала применения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой определяется размер данной платы.
Признавая недействующим оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части, суд первой инстанции исходил из следующего.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе с применением кадастровой стоимости земельных участков, которые являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. 582.
В развитие пункта 4 данного постановления приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 г. N 710 утверждены методические рекомендации по применению Основных принципов (далее - Методические рекомендации N 710), в соответствии с пунктом 11 которых в целях реализации принципа предсказуемости расчета размера арендной платы при определении в порядке определения размера арендной платы расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка рекомендуется учитывать, что изменение кадастровой стоимости содержит в себе некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка, основанное на предположении о вероятности роста кадастровой стоимости в ближайшем будущем. Вследствие этого рекомендуется исключить случаи применения поправочных коэффициентов, например коэффициента инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Приведенный механизм установления и оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, применения результатов определения (пересмотра) кадастровой стоимости, который используется при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также требования Основных принципов и Методических рекомендаций N 710 по основаниям, изложенным выше, распространяется и на случаи расчета размера платы за использование таких земельных участков для размещения объектов.
Отсутствие в расчете размера платы за размещение объекта даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которых определяется размер данной платы, противоречит указанным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 13 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 9-АПГ18-13
Текст определения официально опубликован не был