Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 560573-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с проектом федерального закона (далее - проект) предлагается внести изменения в статьи 7 и 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) в целях уточнения положений о независимости и профессиональной этике аудиторских организаций и аудиторов.
Учитывая положения проектируемых пунктов 1, 2, 5 части 3 и пунктов 1 и 2 части 5 статьи 8 Закона N 307-ФЗ, а также, исходя из норм проекта, определяющих независимость аудиторской организации, требует уточнения отсутствие в проекте положения, согласно которому аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не должна проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги также в случае, если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) является учредителем (участником, акционером) аудируемого лица либо аудируемое лицо является ее учредителем (участником, акционером). При этом обращаем внимание, что в действующей редакции статьи 8 Закона N 307-ФЗ такое ограничение на проведение аудита предусмотрено.
В связи с использованием в проектируемых частях 1, 7 статьи 8 Закона N 307-ФЗ понятия "участие в оказании аудиторских услуг" обращаем внимание, что такое понятие не используется в указанном законе. В то же время на основании части 3 статьи 4 Закона N 307-ФЗ аудитор вправе участвовать в осуществлении аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 Закона N 307-ФЗ. При этом проектом не определены положения о независимости при оказании прочих услуг.
Учитывая, что разъяснения терминов "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо (подконтрольная организация)", которые даны в проектируемой части 2 статьи 8 Закона N 307-ФЗ, дублируют разъяснения названных понятий в статье 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), в проектируемый абзац 8 части 2 статьи 8 Закона N 307-ФЗ также может быть включено положение об использовании таких понятий в значении, определенном в статье 2 Закона N 39-ФЗ.
Проектируемую норму абзаца 6 части 2 статьи 8 Закона N 307-ФЗ, согласно которой Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не признаются контролирующими лицами, следует изложить в виде отдельного положения, без включения в разъяснение понятия "подконтрольное лицо (подконтрольная организация)".
Проектируемое положение подпункта "а" пункта 7 части 3 статьи 8 Закона N 307-ФЗ следует согласовать с положением пункта 8 указанной части, которое не допускает проведение аудита только в случае, если "аудируемое лицо является кредитором (поручителем, гарантом) аудиторской организации (индивидуального аудитора) в объеме более чем 10 процентов балансовой стоимости активов аудиторской организации (индивидуального аудитора)". При этом в положении пункта 8 части 3 статьи 8 Закона N 307-ФЗ необходимо уточнить, кредитор по какому договору имеется в виду (кредитор аудиторской организации (индивидуального аудитора) по любому договору или только по кредитному договору).
Проектируемые пункт 10 части 3, пункт 4 части 5 статьи 8 Закона N 307-ФЗ следует соотнести с разъяснением понятия "независимость аудиторской организации, аудитора", которое дано в проекте, и дополнить указанные пункты положением, согласно которому аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не может проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги также в случае, если такое ограничение установлено правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.
Наименование проекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике
Иные замечания юридико-технического характера по проекту переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.