Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра
и картографии
от 13 апреля 2018 г. N Р/0070
Программа
осуществления в 2018 году профилактики нарушений обязательных требований
I. Общие положения
1. Настоящая программа разработана в целях организации проведения в 2018 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии профилактики нарушений требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований и снижения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям, разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований.
2. Профилактика нарушений обязательных требований проводится в рамках осуществления государственного земельного надзора, федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, надзора за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок (далее - государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций).
3. Целью программы является:
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;
снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
4. Задачами программы являются:
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, разработка мероприятий, направленных на их устранение;
повышение правосознания и правовой культуры руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
5. Срок реализации программы: 2018 год.
II. Текущее состояние подконтрольной сферы
6. Государственный земельный надзор.
Объектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного земельного надзора являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, органы государственной власти и органы местного самоуправления, использующие земельные участки.
В 2017 году государственный земельный надзор осуществлялся 3021 инспектором, которыми было проведено 209,4 тыс. проверок и более 77,4 тыс. административных обследований.
В результате проведенных проверочных мероприятий выявлено 144,6 тыс. нарушений законодательства Российской Федерации, из которых 122,3 - нарушения требований, установленных земельным законодательством. К административной ответственности привлечено 71,29 тыс. правонарушителей. На нарушителей законодательства наложено штрафов на 1054,42 млн рублей. В результате деятельности должностных лиц Росреестра, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор, устранено 62,88 тыс. нарушений земельного законодательства.
7. Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии (далее - государственный геодезический надзор).
Объектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного геодезического надзора являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие геодезическую и картографическую деятельность.
В 2017 году государственный геодезический надзор осуществлялся 162 уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росреестра, которыми было проведено 532 проверки.
В результате проведенных проверочных мероприятий выявлено 316 нарушений законодательства Российской Федерации в области геодезии и картографии. Юридические лица и их должностные лица привлекались к административной ответственности не только в результате проведения проверок, а также в связи с непосредственным обнаружением должностными лицами территориального органа, уполномоченными на осуществление государственного геодезического надзора, достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения. Всего в 2017 году составлено 774 протокола об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 668 правонарушителей. На нарушителей законодательства наложено штрафов на 2091,7 тыс. рублей.
8. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций.
Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих, саморегулируемые организации оценщиков, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемые организации операторов электронных площадок. Кроме того, в рамках осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций должностные лица Росреестра вправе возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
По состоянию на 31 декабря 2017 г. в государственных реестрах саморегулируемых организаций содержались сведения о 86 организациях, подконтрольных Росреестру (49 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, 17 саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, одно национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, 16 саморегулируемых организаций оценщиков и 3 саморегулируемые организации операторов электронных площадок).
Количество штатных единиц Росреестра, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, составляет 406 человек.
В отчетном периоде проведены плановые проверки 14 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (в 2016 году - 16 проверок) и 8 саморегулируемых организаций оценщиков (в 2016 году - 6 проверок), по результатам которых выдано 16 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (6 предписаний находятся в процессе подготовки).
Также в 2017 году проведены 70 внеплановых проверок саморегулируемых организаций (в 2016 году - 74 проверки), из них 5 проверок, основанием для проведения которых явилось истечение сроков исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (в 2016 году - 4 проверки). Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, составило 27 проверок (в 2016 году - 38 проверок). Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, составило 7 проверок (в 2016 году - 4 проверки).
В результате проведенных проверочных мероприятий выявлено 299 нарушений (в 2016 году - 329 нарушений) требований законодательства Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций.
По сравнению с 2016 годом количество выявленных в 2017 году по результатам государственного контроля (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций нарушений обязательных требований снизилось на 9%.
При этом в 2017 году в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций не осуществлялась реализация подпункта "в" пункта 5 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202, в части проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности посредством проведения анализа размещенной информации на официальном сайте саморегулируемой организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в 2016 году проведено 135 наблюдений).
Указанная ситуация обусловлена тем, что с 1 января 2017 г. вступили в силу положения статьи 8.3 Федерального закона от 24 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите юридических лиц), в соответствии с которыми наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации отнесено к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами.
При этом в соответствии с требованиями пунктов 2 и 4 статьи 8.3 Закона о защите юридических лиц мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, могут быть проведены на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора). Порядок оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора).
В целях реализации указанных положений Закона о защите юридических лиц Росреестром подготовлен и направлен в Минэкономразвития России проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении порядка оформления и содержания задания на проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности, в том числе проведение анализа поступивших в орган государственного надзора документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
До утверждения соответствующего нормативного правового акта выявление и пресечение нарушений обязательных требований по раскрытию саморегулируемыми организациями информации на официальных сайтах в сети "Интернет", ответственность за которые установлена статьей 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), осуществляется Росреестром при наличии поводов для возбуждения дела об административном правонарушении, установленных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
В 2017 году по фактам нарушения саморегулируемыми организациями обязательных требований по раскрытию информации должностными лицами Росреестра рассмотрено 14 административных дел (в 2016 году - 38 дел).
В рамках осуществления полномочий органа по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Росреестром рассмотрено 15 544 жалобы (обращения) на действия (бездействие) арбитражных управляющих, что на 25% больше, чем в предыдущем году (в 2016 году - 11 626 обращений), принято участие в 26 309 собраниях кредиторов должников (в 2016 году - 31 001 обращение) и в 27 690 судебных заседаниях по делам о несостоятельности (банкротстве) (в 2015 году - в 27 905 судебных заседаниях).
По результатам рассмотрения жалоб (обращений) на действия (бездействие) арбитражных управляющих, участия в собраниях кредиторов должников и в судебных заседаниях по делам о несостоятельности (банкротстве):
проведено 4122 административных расследования (в 2016 году - 3590 административных расследований);
вынесено 2812 постановлений о прекращении производств по делам об административных правонарушениях (в 2016 году - 2373 постановления) и 2126 определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях (в 2016 году - 1453 определения);
составлены и направлены в суды 4899 административных материалов в отношении арбитражных управляющих, что на 5,5% больше, чем в предыдущем году (в 2016 году - 4634 материала), на основании которых судами вынесено 246 решений о дисквалификации арбитражных управляющих (в 2016 году - 50 решений), 1218 решений - о наложении административных штрафов на общую сумму 31,1 млн рублей (в 2016 году - 2063 решения на общую сумму 54,8 млн руб.), 1483 решения о вынесении предупреждения (в 2016 году - 1045 решений), 1712 решений о прекращении производства по делу (в 2016 году - 1368 решений), в том числе 1426 решений с освобождением от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения (в 2016 году - 1148 решений), 149 решений - за отсутствием события и (или) состава правонарушения (в 2016 году - 103 решения).
9. Ответственными лицами за реализацию настоящей программы являются:
Анохин Сергей Анатольевич - заместитель начальника Управления государственного геодезического и земельного надзора, тел. (495) 983-40-40, доб. 21-01;
Коптева Екатерина Вячеславовна - начальник организационно-методического отдела Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций, тел. (495) 983-40-40, доб. 11-68;
Кирюткина Людмила Александрова - начальник отдела государственного геодезического надзора и лицензирования Управления государственного геодезического и земельного надзора, тел. (495) 983-40-40, доб. 21-01.
Настоящая программа, информация о результатах профилактической работы размещены на официальном сайте Росреестра в сети "Интернет": www.rosreestr.ru.
Информация о готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, проводимых территориальными органами Росреестра, размещена в блоках региональной информации территориальных органов Росреестра официального сайта Росреестра в сети "Интернет": www.rosreestr.ru.
III. Текущий уровень профилактических мероприятий
10. В 2017 году Росреестром и его территориальными органами проведено более 70,0 тыс. мероприятий по утвержденной программе профилактики правонарушений в поднадзорной сфере:
в средствах массовой информации опубликовано более 7 тыс. материалов по вопросам соблюдения обязательных требований;
проведено более 7,4 тыс. консультаций поднадзорных субъектов;
осуществлено более 48,0 тыс. разъяснений обязательных требований;
проведено более 1,5 тыс. личных приемов;
проведено около 700 совещаний и конференций с поднадзорными лицами по вопросам соблюдения требований законодательства;
7 тыс. иных мероприятий, предусмотренных планами-графиками проведения профилактических мероприятий.
Среди основных профилактических мероприятий необходимо отметить проведение обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора), результаты которого были утверждены приказом Росреестра от 3 мая 2017 г. N П/0206 и направлены в территориальные органы Росреестра, органы муниципального земельного контроля, саморегулируемые организации, а также размещены на официальном сайте Росреестра в сети "Интернет".
В целях поддержания в актуальном состоянии перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, утвержденного приказом Росреестра от 23 ноября 2016 г. N П/0569, приказами Росреестра от 13 июня 2017 г. N П/280 и от 10 января 2018 г. N П/0007, в указанный перечень актов были внесены изменения.
На официальном сайте Росреестра в сети "Интернет" размещены руководства по соблюдению обязательных требований, содержащие перечень наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований.
Информация об изменениях в законодательстве, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, доводилась до сведения подконтрольных субъектов путем размещения на официальном сайте Росреестра.
В случае получения сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Приказом Росреестра от 20 ноября 2017 г. N П/0530 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора" утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "22 ноября 2017 г."
Оценка профилактических мероприятий проводилась методом опроса подконтрольных субъектов (анкетирования).
Результаты опросов подконтрольных субъектов в 2017 году.
По направлению государственного земельного и государственного геодезического надзора.
Более 91% опрошенных лиц, в отношении которых осуществлены проверочные мероприятия, высоко оценили доступность информации об обязательных требованиях, оцениваемых при проведении надзорных мероприятий должностными лицами Росреестра, в частности:
90% респондентов положительно оценили понятность обязательных требований, обеспечивающую их однозначное толкование;
90% респондентов отметили удовлетворенность доступностью на сайте Росреестра (в блоках региональной информации территориальных органов) информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований;
97% респондентов положительно оценили информирование о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки;
94% респондентов отметили удовлетворенность взаимодействием с Росреестром (территориальными органами Росреестра);
информативность консультаций, семинаров, тематических конференций, горячих линий, проводимых Росреестром и его территориальными органами, положительно оценена 96%) респондентов.
Исполняемость плана-графика профилактических мероприятий составила 99%.
По направлению контроля и надзора в сфере саморегулируемых организаций.
Анкеты для участия в опросе были направлены всем 86 подконтрольным саморегулируемым организациям, из которых 61 организация представила заполненные анкеты.
Более 60% опрошенных по 5 показателям оценили деятельность в 100%, 23% респондентов поставили оценки от 70 до 90%, 12% респондентов поставили оценки от 50 до 70% и 5% респондентов - менее 50%, в частности:
понятность обязательных требований - 82% респондентов поставили оценки от 70 до 100%;
удовлетворенность доступностью на сайте Росреестра в сети "Интернет" информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований - 67% респондентов поставили оценку от 70 до 100%;
информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок - 94% респондентов поставили оценку от 70 до 100%;
вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром - 100% (по 75 обращениям подконтрольных субъектов проведены консультации и рабочие встречи).
Мониторинг эффективности профилактических мероприятий проведен путем самообследования уровня их развития.
Информация о результатах проведения профилактических мероприятий размещена на официальном сайте Росреестра в сети "Интернет".
IV. Система мониторинга и оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий
11. Мониторинг эффективности и результативности профилактических мероприятий проводится путем самообследования уровня развития профилактических мероприятий в соответствии с анкетой для проведения самообследования уровня развития Программы профилактики нарушений обязательных требований, являющейся приложением к Методическим рекомендациям по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований.
Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий проводится методом опроса представителей подконтрольных субъектов по направлениям:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и должностными лицами Росреестра;
удовлетворенность доступностью на сайте Росреестра (в блоках региональной информации территориальных органов) в сети "Интернет" подконтрольным субъектам информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований;
информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки;
вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром (территориальными органами Росреестра) от числа обратившихся;
исполняемость плана-графика профилактических мероприятий.
Для количественной оценки результатов профилактических мероприятий используется показатель, характеризующий количество проведенных профилактических мероприятий, ед.
При оценке эффективности и результативности профилактических мероприятий методом опроса опрос проводится в течение года среди лиц, в отношении которых проведены проверочные мероприятия, лиц, участвующих в проводимых профилактических мероприятия
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2018 г. N Р/0070 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.