Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить концепцию научно-технической программы Союзного государства "Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси" ("Интеграция-СГ"), представленную Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и Национальной академией наук Беларуси (прилагается).
2. Определить Национальную академию наук Беларуси государственным заказчиком научно-технической программы Союзного государства "Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси" ("Интеграция-СГ") (далее - Программа). Возложить функции государственного заказчика-координатора Программы на Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
3. Государственному заказчику-координатору совместно с государственным заказчиком Программы в установленном порядке подготовить и внести проект Программы в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель |
Д. Медведев |
ОДОБРЕНА
постановлением Совета Министров
Союзного государства
от 13 декабря 2018 г. N 26
Концепция
научно-технической программы Союзного государства "Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси" ("Интеграция-СГ")
1. Описание предлагаемой для решения проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование актуальности ее решения для союзного государства и государств-участников, предлагаемый вариант решения
В настоящее время данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса и продукты, созданные в результате их обработки (продукты ДЗЗ), имеют повышенный спрос на мировом рынке пространственных данных и геоинформационных технологий. За последние годы в России и Беларуси значительно (на 30-40 %) возросла заинтересованность потребителей в получении и использовании данных и продуктов ДЗЗ. Становится очевидным, что ДЗЗ является важным элементом всех сфер социально-экономического развития России и Беларуси.
При этом актуальнейшим вопросом развития ДЗЗ в мировой практике является совместимость всех этапов целевого применения системы ДЗЗ - от формирования оптимальной орбитальной группировки космических средств ДЗЗ на основе требований потребителей к данным ДЗЗ до реализации этих данных, продуктов и услуг ДЗЗ (сбор и обобщение заявок на получение данных ДЗЗ, планирование космической съемки и сеансов сброса космической информации, прием, обработка, каталогизация, хранение данных ДЗЗ, формирование продуктов и услуг ДЗЗ и их распространение).
В настоящее время группировка космических аппаратов (КА) ДЗЗ России и Беларуси включает в свой состав следующие КА:
- "Канопус-В" N 1 с целевой аппаратурой с линейным разрешением в панхроматическом режиме - 2,1 метра и с пространственным разрешением 10,5 метра в многозональном режиме;
- белорусский КА ДЗЗ с целевой аппаратурой с линейным разрешением в панхроматическом режиме - 2,1 метра и с пространственным разрешением 10,5 метра в многозональном режиме.
В составе российской орбитальной группировки функционируют:
- КА "Ресурс-П" N 1, "Ресурс-П" N 2 и "Ресурс-П" N 3 с целевой аппаратурой: "Геотон" с линейным разрешением на местности 1,0 метр в панхроматическом режиме и 3 метра в многозональном, "ГСА" (гиперспектральная аппаратура) с линейным разрешением на местности - 30 метров), "ШМСА-ВР" (широкозахватная мультиспектральная аппаратура) с линейным разрешением на местности 12,0 метров в панхроматическом режиме и 23,8 метра в многозональном, "ШМСА-СР" (широкозахватная мультиспектральная аппаратура) с линейным разрешением на местности 60,0 метров в панхроматическом режиме и 120,0 метра в многозональном);
- КА "Метеор-М" N 1, "Метеор-М" N 2 и "Метеор-М" N 2-1 гидрометеорологического назначения с целевой аппаратурой МСУ-МР с пространственным разрешением 1 км в полосе захвата 2000 км, КМСС с пространственным разрешением 50-70 метров и шириной полосы съемки 900 км;
- космический аппарат (КА) "Электро-Л" N 1 и "Электро-Л" N 2 с аппаратурой глобального наблюдения видимого диска Земли каждые 30 минут с пространственным разрешением 4 км;
- КА "Канопус-В-ИК" N 1 с целевой аппаратурой: "ПСС" (панхроматическая съемочная система) с линейным разрешением в панхроматическом режиме - 2,1 метра, "МСС" (многозональная съемочная система) с пространственным разрешением 10,5 метра в многозональном режиме и "МСУ-ИК-СРМ" (инфракрасная аппаратура) которая позволит обнаружить очаги пожаров 5х5 метров в полосе 2000 км.
В ближайшей перспективе российская группировка ДЗЗ пополнится перспективными КА: "Арктика-М" гидрометеорологического назначения для мониторинга районов северных широт, КА с радиолокационной аппаратурой на борту "Кондор-ФКА" и "Обзор-Р", КА сверхвысокого разрешения природоресурсного назначения "Ресурс-ПМ".
В Республике Беларусь производится аппаратура наблюдения, которая размещается на ряде космических аппаратов ДЗЗ, создаваемых в Российской Федерации.
К 2020 году количество космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси составит не менее 15 КА, а состав целевой аппаратуры позволит обеспечить все необходимые для потребителей виды и режимы космической съемки в различных диапазонах электромагнитного спектра.
Информация дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) используется для нужд широкого круга государственных структур России, таких как Росгидромет, Росреестр, Минсельхоз, МЧС, Минобрнауки, Минлесхоз, Государственный таможенный контроль, и Беларуси, таких как Минлесхоз, Минприроды, Минсельхозпрод, МЧС, Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по имуществу, и других заинтересованных министерств и ведомств.
Анализ мирового опыта использования космических средств ДЗЗ показывает, что качественный независимый и оперативный мониторинг своей территории возможен только при наличии собственной космической системы наблюдения.
В таблице 1 представлен перечень потенциальных потребителей по государственным структурам космической информации (КИ). Потребный диапазон данных - от метеорологических до наблюдений с высоким (2-10 м) и сверхвысоким (1-2 м) разрешениями.
Наиболее востребованными из шести типов потребляемых данных (50% и более) являются панхроматические изображения земной поверхности с разрешением 3_10 м (графы 6 и 7 таблицы 1).
Результаты анализа сведений по сферам использования космических данных ДЗЗ следующие:
- землеустройство, кадастровая служба - 25%;
- недра (газ, нефть, лесопользование и др.) - 17%;
- силовые структуры и МЧС - 13%;
- экология - 11%;
- градостроительство - 10%;
- навигация (связь, транспорт) - 7%;
- образование - 2%;
- разное (изыскания, территориальное управление и др.) - 15%.
Таблица 1
Перечень потенциальных государственных потребителей КИ ДЗЗ
Потребители |
Количество потребителей (усреднено-минимальные значения) |
Тип потребляемых данных (разрешение) |
|||||
Многоспектральные изображения облачности R=(0,5-1) км |
Спектрорадиометрические измерения атмосферы и поверхности Земли |
Многозональные цветные изображения R=(20-50) м |
Многозональные цветные изображения R=(3-10) м |
Панхроматические изображения
R=(1-5) м |
Радиолокационные изображения
R=(2-10;500) м |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Федеральные службы и структуры, центральные и территориальные подразделения и организации | |||||||
Росгидромет |
150 |
25 |
25 |
50 |
- |
- |
50 |
Росреестр |
150 |
- |
- |
- |
50 |
100 |
50 |
Министерство природных ресурсов |
150 |
10 |
- |
10 |
50 |
50 |
30 |
Госстрой |
250 |
50 |
- |
- |
100 |
100 |
- |
Министерство строительства и эксплуатации автодорог |
200 |
30 |
- |
30 |
50 |
50 |
40 |
МЧС |
150 |
- |
10 |
15 |
25 |
50 |
50 |
Таможенная служба |
50 |
5 |
- |
- |
15 |
15 |
15 |
Итого: |
1100, из них порядка 650, нуждающихся в многозональных и панхроматических изображениях (графы 6 и 7) |
Объём коммерческого российского рынка ДЗЗ составил 33 млн. долл. США в 2015 году (1,9 % от общемирового рынка ДЗЗ, составляющего 1 744 млн. долл. США) и 40 млн. долл. США в 2016 году (2,0 % от общемирового рынка ДЗЗ, составляющего 1 885 млн. долл. США). Перечень потенциальных негосударственных потребителей космической информации (КИ) ДДЗ приведен в таблице 2.
Учитывая большую территорию Союзного государства (России и Беларуси), составляющую 1/9 территорий всех государств Земли, а значит и потенциальную потребность в КИ ДЗЗ своей территории, объём российско-белорусского рынка КИ ДЗЗ может составлять порядка 200 млн. долл. США, то есть 1/9 общемирового рынка КИ ДЗЗ. Объём рынка КИ ДЗЗ России и Беларуси в 2016 году составил порядка 50 млн. долл. США. По экспертным оценкам, приведенным в отчёте "Развитие мирового рынков космических продуктов и цен в 2000 - 2016 годах" первая редакция (от 11 февраля 2017 года), объём коммерческого российского и белорусского рынка ДЗЗ в 2020 году, составит 53 млн. долл. США, а в 2025 году 99 млн. долл. США.
Таблица 2
Перечень потенциальных негосударственных потребителей КИ ДЗЗ
Потребители |
Количество потребителей (усреднено-минимальные значения) |
Тип потребляемых данных (разрешение) |
||||||
Многоспектральные изображения облачности R=(0,5-1) км |
Спектрорадиометрические измерения атмосферы и поверхности Земли |
Многозональные цветные изображения R=(20-50) м |
Многозональные цветные изображения R=(3-10) м |
Панхроматические изображения R=(1-5) м |
Радиолокационные изображения R=(2-10;500) м |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Экологические организации |
150 |
- |
25 |
25 |
50 |
25 |
25 |
|
Фермеры (группы фермерских хозяйств) |
3000 |
500 |
- |
750 |
750 |
500 |
500 |
|
Банки, акционерные общества, страховые компании |
600 |
- |
- |
150 |
150 |
150 |
150 |
|
Научно-исследовательские организации, ВУЗы |
200 |
40 |
40 |
50 |
50 |
- |
20 |
|
Пароходства, флотилии, владельцы морских и речных судов (рыболовецких, пассажирских, грузовых) |
1200 |
500 |
100 |
200 |
200 |
- |
200 |
|
Строительные компании |
400 |
20 |
- |
- |
150 |
200 |
25 |
|
Организации топливно-энергетического комплекса |
100 |
20 |
- |
- |
30 |
20 |
30 |
|
Итого: |
5650, из них порядка 2300, нуждающихся в многозональных и панхроматических изображениях (графы 6 и 7) |
Недостаточной конкурентоспособностью (оптимальное соотношение цены и качества) и актуальностью (своевременность предоставления необходимой информации) космической информации ДЗЗ, получаемой с российских и белорусских КА наблюдения, пользуются негосударственные компании, извлекающие прибыль от продажи КИ ДЗЗ зарубежных КА типа "EROS", "Quick-Bird", "Orb View", "ALOS", "IKONOS", "Terra", "Spot", "RapidEye". В настоящее время продажи такой информации осуществляют компании "СканЭкс", "Совзонд", "Ракурс" и др.
В России и Беларуси накоплен достаточный опыт фотограмметрической обработки, дешифрирования объектов местности, построения ортофотопланов, создания мозаичных изображений, построения трехмерных моделей, создания геоподосновы и тематической комплексной обработки космической съемки. Но используемые технологии ДЗЗ индивидуальны и, как правило, персонально разрабатываются для каждой конкретной космической системы ДЗЗ. Существует большой набор подходов и методов программной и аппаратной реализации применяемых технологий. Неунифицированные между собой технологии находятся на этапе развития и пока еще не достигли промышленной стадии, позволяющей говорить о единых требованиях как к программно-аппаратной части, так и к выходной продукции (данным ДЗЗ). Это обстоятельство является одной из главных причин ограничения перехода на широкомасштабное применение данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и их распространения в повседневной деятельности общества в интересах социально-экономического развития государств-участников.
Существующие методы и формы обеспечения потребителей данными ДЗЗ обладают невысокой оперативностью выполнения заявок на космические съемки и не обеспечивают требуемую надежность выполнения заказов на космическую информацию (КИ) ДЗЗ и космические продукты ее обработки. Затруднен доступ к архивам хранимых космических данных ввиду многочисленности таких архивов и низкого уровня взаимодействия между ними из-за ведомственной разобщенности. Все это резко усложняет возможности эффективного использования совокупности, имеющейся КИ ДЗЗ и снижает интерес отечественных и, тем более, зарубежных потенциальных заказчиков к российским космическим данным ДЗЗ.
Таким образом возникает проблема в доведении до потенциальных потребителей России и Беларуси конкурентоспособной и актуальной космической информации ДЗЗ и продуктов их обработки, получаемой с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси, связанная с:
- несовершенством и недостаточностью нормативной базы;
- низким уровнем автоматизации процессов получения информационных продуктов;
- отсутствием единой технологии работы с данными ДЗЗ, представления этих данных и результатов их обработки пользователям;
- отсутствием единых форматов хранения и представления данных и продуктов ДЗЗ в ведомственных информационных системах;
- отсутствием системы организационно-методической координации работы ведомственных центров приема и обработки информации;
- отсутствием единой политики в создании и эксплуатации наземных центров получения и обработки данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) (создание центров планируется отдельно разными ведомствами и регионами);
- неудовлетворительной координацией совместного использования данных ДЗЗ;
- недостаточным межведомственным обменом информацией и каталогами.
Решение этой проблемы возможно путем разработки, модернизации и гармонизации на международном уровне российских и белорусских нормативных и организационно-методических документов, а также средств автоматизации, обеспечивающих эффективное их применение. В том числе необходимо:
- создать нормативные и организационно-методические документы в области процессов получения, обработки, хранения, использования, распространения, и контроля качества данных, получаемых с российских и белорусских космических аппаратов ДЗЗ;
- разработать единую технологию работы с данными ДЗЗ, базовыми продуктами обработки, предоставления этих данных и результатов обработки пользователям в различных ведомственных информационных системах;
- обеспечить гармонизацию на международном уровне нормативных и организационно-методических документов в области ДЗЗ;
- обеспечить необходимый уровень автоматизации процессов получения информационных продуктов потребителями России и Беларуси;
- создать единую стандартизированную систему форматов хранения, представления и доступа к данным ДЗЗ и информационным продуктам для ведомственных информационных систем;
- унифицировать технологии обработки и использования данных российско-белорусской группировки ДЗЗ с учётом требований международных технических нормативно-правовых документов;
- обеспечить организационную и методическую координацию работы ведомств и организаций, заинтересованных в данных ДЗЗ;
- унифицировать процессы получения и обработки данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) независимо от ведомственной и региональной принадлежности;
- обеспечить межведомственный обмен информацией и каталогами данных ДЗЗ;
- обеспечить дальнейшее совершенствование нормативной базы предоставления данных ДЗЗ и продуктов их обработки потребителям России и Беларуси;
- создать аппаратно-программные комплексы, обеспечивающие автоматизацию процессов оценки качества данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и валидации продуктов их обработки, получения базовых продуктов межведомственного использования в интересах эффективного применения разрабатываемой нормативно-технической и организационно-методической базы.
В рамках программы Союзного государства "Стандартизация-СГ" в период 2011 - 2014 годов разработаны базовые элементы интегрированной системы стандартизации космической техники, обеспечивающие возможность реализации процессов стандартизации и сертификации космической техники Госкорпорации "Роскосмос" и Национальной академии наук Беларуси с учетом информационно и функционально сопряженных фондов нормативных технических документов. В целом в рамках программы разработаны 68 национальных стандартов в области космической деятельности, регламентирующих создание космической техники, а также определяющих порядок разработки документов в области стандартизации, их гармонизации государствами-участниками, взаимного признания и внедрения, а также требования к системе контроля за соблюдением положений стандартов.
Договором о создании Союзного государства (ст. 18) предусмотрено решение задачи формирования общего научного, технологического и информационного пространства. В интересах нормативной правовой реализации решения данной задачи в части совместного использования космической информации в 2011 году подписано Межправительственное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Указанное Соглашение действует в течении 10 лет с момента подписания и регламентирует, в том числе, нормативные правовые вопросы взаимодействия в области ДЗЗ. Руководителем Роскосмоса и Председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси в 2009 году подписано Соглашение о порядке и условиях целевого использования и управления орбитальной группировкой ДЗЗ в составе российского космического аппарата "Канопус-В" и белорусского космического аппарата ДЗЗ. Целью данного Соглашения является создание организационно-правовых основ для осуществления целевого использования орбитальной группировки космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси в интересах устойчивого обеспечения российских и белорусских потребителей данными ДЗЗ и продуктами их обработки.
Наиболее эффективное, с учетом национальных аспектов, в короткие сроки и с наименьшими затратами, решение проблемы доведения до потенциальных потребителей России и Беларуси конкурентоспособной и актуальной космической информации ДЗЗ и продуктов их обработки, получаемой с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси, возможно осуществить в рамках программ Союзного государства, обеспечивающих наиболее полное привлечение научно-технического потенциала государств-участников.
Решение указанной проблемы предлагается осуществить в рамках научно-технической программы Союзного государства "Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси" ("Интеграция-СГ") (далее - Программа).
В качестве отдельных аспектов актуальности решения обозначенной проблемы в рамках Программы можно выделить следующие:
- дополнение национальных космических программ комплексными исследованиями по обеспечению создания интегрированных форматов предоставления данных ДЗЗ и продуктов их обработки потребителям России и Беларуси;
- использование научно-технического и технологического заделов, созданных в рамках выполненных программ Союзного государства по космической тематике "Космос-НТ" (2008 - 2011 годы) и "Стандартизация-СГ" (2011 - 2014 годы);
- реализация механизма эффективной координации использования имеющегося научно-технического потенциала предприятий космической отрасли России и специализированных предприятий Беларуси в рамках сложившейся кооперации.
Кроме того, наличие конкурентоспособной и актуальной космической информации ДЗЗ и продуктов их обработки, получаемой с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси, будет иметь определённый потенциал освоения зарубежных рынков космической информации ДЗЗ стран, не имеющих свои орбитальные группировки ДДЗ. В список таких стран предлагается включить страны СНГ Казахстан, Азербайджан, Армению, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизию, а также Бразилию, Аргентину, Иран, Монголию, Перу, ЮАР, Колумбию Венесуэлу и Сирию. Общая территория этих стран составляет порядка 23 400 000 км2, то есть 15 % от территории всех стран Земли. При общем объёме рынка КИ ДЗЗ в 2016 году 1 885 млн. долл. США 15 % составят порядка 280 млн. долл. США. При освоении данного рынка на 20 % после 2022 года можно ожидать получение коммерческой выгоды порядка 50 млн. долл. США ежегодно.
Реализация Программы отвечает национальным интересам Беларуси и России при проведении деятельности по развитию высоких технологий, будет содействовать выполнению Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. в части создания единого научно-технического пространства Союзного государства, развития взаимовыгодного и равноправного сотрудничества, способствовать укреплению лидирующих позиций России в области космической техники, а также созданию основ космической отрасли и новых производств Беларуси. Объединение усилий профильных предприятий России и Беларуси с учетом имеющегося у них научно-технического потенциала позволит решить проблему доведении до потенциальных потребителей России и Беларуси конкурентоспособной и актуальной космической информации ДЗЗ и продуктов их обработки, получаемой с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси, и эффективно использовать финансовые средства по следующим направлениям работ:
- нормативное обеспечение предоставления данных ДЗЗ и продуктов их обработки потребителям России и Беларуси;
- организационно-методическое обеспечение предоставления данных ДЗЗ и продуктов их обработки потребителям России и Беларуси;
- создание аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих автоматизацию процессов оценки качества данных ДЗЗ и валидации продуктов их обработки, получения базовых продуктов межведомственного использования, подтверждающих эффективность применения разрабатываемой нормативно-технической и организационно-методической базы.
2. Цель и задачи Программы, предполагаемый срок ее реализации, целевые индикаторы, ожидаемые результаты
Цель Программы: создание единых научно обоснованных стандартов, программно-технических средств и методического обеспечения в интересах совершенствования системы доведения до потребителей актуальной космической информации ДЗЗ и продуктов ее обработки, получаемой с использованием космических аппаратов России и Беларуси.
Задачи Программы:
- разработка гармонизированных с международными требованиями стандартов, нормирующих требования предоставления данных ДЗЗ и продуктов их обработки пользователям России и Беларуси;
- разработка организационно-методических документов для совершенствования организационно-методического обеспечения предоставления данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и продуктов их обработки пользователям России и Беларуси;
- создание аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих автоматизацию процессов обработки и предоставления данных ДЗЗ пользователям России и Беларуси, реализующих применение разрабатываемых нормативно-технических и организационно-методических документов.
Программу предлагается реализовать в период 2019 - 2023 годов.
Планируется получить следующие научно-технические результаты, обеспечивающие совершенствования форм, методов и условий доведения до потенциальных потребителей России и Беларуси конкурентоспособной и актуальной космической информации ДЗЗ и продуктов их обработки, получаемой с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси:
- гармонизированные на международном уровне стандарты, нормирующие требования к данным ДЗЗ, форматам их предоставления, способам и методам обработки в процессе целевого применения космических систем и комплексов ДЗЗ;
- организационно-методические документы, составляющие правовую и организационную основу для создания, совместного использования и совершенствования геопорталов, баз данных ДЗЗ и систем доступа к ним потребителями России и Беларуси;
- экспериментальные образцы сопряженных между собой аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих автоматизацию процессов оценки качества данных ДЗЗ и валидации продуктов их обработки, получения базовых продуктов межведомственного использования, подтверждающие эффективность принятых технических решений и применения разрабатываемых нормативно-технических и организационно-методических документов.
В ходе выполнения Программы будет проведен патентный поиск с целью выявления результатов научно-технической деятельности, способных к правовой охране.
В целом будет обеспечено создание технологий, экспериментальных образцов аппаратно-программных средств, целевые индикаторы которых по годам программного периода приведены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение целевых индикаторов по годам программного периода ( нарастающим итогом) РФ/РБ |
|||||
|
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Итого |
|
Количество гармонизированных стандартов для формирования требований к данным ДЗЗ и форматам их предоставления |
Ед. |
|
2 1/1 |
8 5/3 |
23 15/8 |
40 26/14 |
40 26/14 |
Количество гармонизированных стандартов для обеспечения создания и использования продуктов обработки данных ДЗЗ |
Ед. |
|
|
2 1/1 |
8 5/3 |
20 13/7 |
20 13/7 |
Количество организационно-методических документов для совершенствования обеспечения предоставления данных ДЗЗ и продуктов их обработки |
Ед. |
|
3 2/1 |
7 5/2 |
11 8/3 |
18 13/5 |
18 13/5 |
Количество экспериментальных образцов аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих отработку технологий автоматизации процессов обработки и предоставления данных ДЗЗ |
Штук |
|
|
3 2/1 |
5 3/2 |
8 5/3 |
8 5/3 |
3. перечень основных мероприятий Программы, их краткая характеристика и ожидаемые результаты, в том числе предполагаемые меры по обеспечению практического внедрения результатов реализации Программы
Работы Программы, исходя из ее цели и задач, сгруппированы по трём мероприятиям, выполняемым в период 2019 - 2023 годов:
1. Разработка гармонизированных на международном уровне стандартов, нормирующих требования к данным ДЗЗ, форматам их предоставления, способам и методам обработки в процессе целевого применения космических систем и комплексов ДЗЗ (2019 - 2023 годы).
Разработка стандартов, гармонизированных на международном уровне, нормирующих все процессы технологии ДЗЗ, является актуальнейшим вопросом развития систем ДЗЗ и способствует быстрейшему и широкомасштабному внедрению технологий ДЗЗ в отраслях экономики.
Ожидаемый итог реализации мероприятия:
- методическая основа стандартизации в области формирования требований к данным дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и продуктам их обработки;
- гармонизированные на международном уровне стандарты для формирования требований к данным ДЗЗ и форматам их предоставления потребителям России и Беларуси;
- гармонизированные на международном уровне стандарты для обеспечения создания и использования продуктов обработки данных ДЗЗ в интересах потребителей России и Беларуси.
Применение гармонизированных стандартов предприятиями космической отрасли России и профильными предприятиями Беларуси обеспечит соблюдение единых требований как к программно-аппаратной части, так и к выходной продукции данных ДЗЗ, в том числе:
- при создании целевой аппаратуры перспективных космических аппаратов ДЗЗ;
- для нормирования параметров данных ДЗЗ в соответствии с международными требованиями;
- для совершенствования технологий первичной обработки данных ДЗЗ с целью расширения областей их тематического применения и соответствия нормам международных требований.
Это значительно повысит конкурентоспособность и актуальность КИ ДЗЗ, получаемой с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси, и снизит себестоимость услуг предоставления данных ДЗЗ потребителям России и Беларуси.
2. Разработка организационно-методических документов для совершенствования обеспечения предоставления данных дистанционного зондирования Земли и продуктов их обработки пользователям России и Беларуси (2019 - 2023 годы).
Необходимость мероприятия обусловлена тем, что унификация технологий ДЗЗ, технологий вторичной обработки и использования данных ДЗЗ невозможна без создания системы нормативного обеспечения всех технологических процессов ДЗЗ. Отсутствие единой для России и Беларуси нормативной базы для всех этапов целевого применения системы ДЗЗ, устанавливающей требования к данным и продукции ДЗЗ, гармонизированной на международном уровне со стандартами в этой области, существенно ограничивает потенциальную эффективность использования КИ ДЗЗ, получаемой с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси, как на внутреннем, так и на мировом рынках пространственных данных. Формирование технической нормативной базы для всех процессов целевого применения системы ДЗЗ, является определяющим фактором совершенствования организации предоставления данных ДЗЗ и продуктов их обработки потребителям России и Беларуси.
Ожидаемый итог реализации мероприятия - организационно-методическая документация:
по совершенствованию технологий ведения метаданных для обеспечения работы с наборами и коллекциями данных ДЗЗ и информационных продуктов на их основе, а также для улучшения избирательности при выборе данных ДЗЗ потребителями;
- по использованию и развитию технологий геопорталов на основе стандартов и сервисно-ориентированных процедур, обеспечивающих гибкий и оперативный доступ к информационным ресурсам наземного сегмента ДЗЗ;
- по совместному использованию геопространственных данных государственных и корпоративных информационных систем;
- по обеспечению взаимного доступа к базам данных через систему геопорталов и коммуникаций.
Разработанные организационно-методические документы будут составлять правовую и организационную основу для создания, совместного использования и совершенствования геопорталов, баз данных ДЗЗ и систем доступа к ним потребителями России и Беларуси. Основными пользователями данных документов будут национальные операторы ДЗЗ России и Беларуси при координации процедур распространения данных ДЗЗ, получаемых с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси.
3. Создание аппаратно-программных комплексов для отработки технологий автоматизации процессов обработки и предоставления данных ДЗЗ пользователям России и Беларуси, реализующих применение разрабатываемых нормативно-технических и организационно-методических документов (2019 - 2023 годы).
Мероприятие обусловлено необходимостью создания эффективно действующего механизма, обеспечивающего дальнейшее развитие методов и форм обслуживания потребителей в части повышения оперативности выполнения заявок на космические съемки и требуемой надежности выполнения заказов на космическую информацию ДЗЗ и продукты ее обработки, получаемые с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси. Будут созданы технические предпосылки решения проблемы доступа к архивам хранимых космических данных в России и Беларуси, затрудненного в настоящее время ввиду многочисленности таких архивов и низкого уровня взаимодействия между ними из-за ведомственной разобщенности.
Результаты выполнения данного мероприятия будут использованы на предприятиях космической отрасли России и профильных предприятиях Беларуси, занимающихся использованием и развитием технологий геопорталов на основе стандартов и сервисно-ориентированных процедур в интересах совершенствования оперативного доступа к информационным ресурсам дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
Практическое внедрение полученных результатов будет осуществляться путем совершенствования аппаратно-программных средств технологического цикла обработки данных ДЗЗ с учётом требований гармонизированных стандартов, а также в рамках обеспечения нормирования сопутствующих процедур по хранению и распространению данных ДЗЗ и информационных продуктов на их основе. Экспериментальные образцы сопряжённых между собой аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих автоматизацию процессов оценки качества дистанционного зондирования Земли (далее ДЗЗ) и продуктов их обработки, получаемых с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси, создаются с целью проверки, испытаний и подтверждения предлагаемых решений по совершенствованию аппаратно-программных средств технологического цикла обработки данных ДЗЗ с учётом требований гармонизированных стандартов, а также с целью обеспечения нормирования сопутствующих процедур по хранению и распространению данных ДЗЗ и информационных продуктов на их основе. Отработанные с использованием аппаратно-программных комплексов новые технологии, программные и технические решения станут основой для совершенствования и обновления технических средств обработки данных ДЗЗ, получаемых группировкой космических аппаратов России и Беларуси. Практическое внедрение разработанных технологий и проектных решений будет осуществлено в составе аппаратно-программных средств Единой территориально-распределенной информационной системы (ЕТРИС) Российской Федерации и в наземной инфраструктуры Республики Беларусь, что позволит улучшить качество создаваемой продукции, при этом одним из косвенных результатов программы станет расширение рынка потребителей за счёт достижения лучших показателей соотношения цены и качества (конкурентоспособности) предлагаемой продукции.
Ожидаемый итог реализации мероприятия для России и Беларуси:
- единые форматы хранения и представления данных ДЗЗ и информационных продуктов;
- единая технология работы с данными ДЗЗ, унифицированные технологии, обеспечивающие отработку комплексного применения данных ДЗЗ от всех космических аппаратов ДЗЗ орбитальной группировки России и Беларуси, предоставление этих данных и результатов их обработки пользователям и автоматизацию процессов валидации продуктов обработки данных ДЗЗ в интересах создания тестовых валидационных полигонов в России и Беларуси;
- унифицированные технологии хранения и каталогизации данных ДЗЗ;
- "облачная" технология обработки и предоставления данных ДЗЗ и информационных продуктов с широким внедрением ГИС-технологий в целях обеспечения доступа пользователей к результатам ДЗЗ, технология обеспечения информационной безопасности при реализации "облачной" технологии обработки данных ДЗЗ;
- методики, программы, технологии по направлениям тематической обработки данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и создания информационных продуктов на их основе;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса автоматизации процессов оценки качества данных ДЗЗ;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса комплексного применения данных ДЗЗ и автоматизации процессов валидации продуктов обработки данных ДЗЗ с использованием современных тестовых валидационных полигонов в России;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса единого территориально-распределенного архива данных космической съемки;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса реализации "облачной" технология обработки и предоставления данных ДЗЗ и информационных продуктов с широким внедрением ГИС-технологий, а также обеспечения информационной безопасности при реализации "облачной" технологии;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса тематической обработки данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), обеспечивающие повышение вероятности правильной оценки параметров мониторинга, повышение уровня автоматизации тематического дешифрирования материалов космической съёмки, и создания информационных продуктов на их основе;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса планирования космической съемки группировкой разнотипных КА ДЗЗ с использованием разнесенных станций приема и взаимодействующих наземных комплексов управления;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса автоматизации отбора и паспортизации тест-объектов, оценки качества панхроматических, многозональных и гиперспектральных данных ДЗЗ и характеристик целевой аппаратуры по изображениям тест-объектов, а также геоинформационной системы сети тестовых тематических валидационных полигонов в Беларуси;
- экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса многоязычной интеллектуальной WEB-системы поиска, обработки и формирования базы знаний в области технологий получения и обработки данных ДЗЗ (патенты, НИОКР, статьи) с использованием методов "облачных" технологий".
Реализация мероприятий будет способствовать внедрению в деятельность федеральных органов исполнительной власти России и республиканских органов государственного управления Беларуси, связанной с использованием результатов космической деятельности, единых научно обоснованных стандартов по унификации и стандартизации данных ДЗЗ и быстрейшему и широкомасштабному внедрению технологий ДЗЗ в различных отраслях экономик государств-участников.
Реализация мероприятий обеспечит:
- получение конкурентоспособной и актуальной космической информации ДЗЗ с использованием космических аппаратов ДЗЗ России и Беларуси;
- сокращение на 20-40 % финансовых затрат за счет введения единых требований к обеспечению предоставления данных ДЗЗ и продуктов их обработки;
- сокращение времени предоставления данных ДЗЗ и продуктов их обработки до потребителей России и Беларуси вплоть до реального масштаба времени;
- расширение круга потребителей данных ДЗЗ;
- расширение областей применения данных ДЗЗ;
- снижение стоимости получения и представления данных ДЗЗ;
- расширение номенклатуры данных ДЗЗ и продуктов их обработки.
Работы Программы не будут дублировать работы, проводимые и планируемые к проведению в рамках республиканских программ Республики Беларусь, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ РФ, межгосударственных программ с участием Республики Беларусь и Российской Федерации, при этом исключается дублирование целей, задач и основных результатов, планируемых к получению в рамках мероприятий Программы.
4. Описание механизма управления Программой
Управление Программой осуществляют государственные заказчики, определяемые постановлением Совета Министров Союзного государства, в части мероприятий Программы, относящихся к их компетенции и реализуемых на территории соответствующего государства-участника. Общее руководство управлением реализацией Программы осуществляет государственный заказчик, на которого постановлением Совета Министров Союзного государства будет возложена функция государственного заказчика-координатора.
Государственный заказчик-координатор:
осуществляет руководство управлением реализации программы в целом, в том числе координацию действий государственных заказчиков по управлению её реализацией;
осуществляет контроль за реализацией программы, целевым и эффективным использованием выделенных на ее реализацию средств бюджета Союзного государства;
формирует совместно с государственными заказчиками и возглавляет структуры, предназначенные для контроля за реализацией программы, если их создание предусматривается программой;
ежегодно совместно с государственными заказчиками в соответствии с Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства" (далее - Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства) направляет в финансовый орган Союзного государства (до его образования - Постоянный Комитет Союзного государства) в устанавливаемые им сроки бюджетную заявку с необходимыми расчетами и обоснованиями объемов финансового обеспечения программы из бюджета Союзного государства на очередной финансовый год;
разрабатывает и утверждает совместно с государственными заказчиками до окончания срока реализации программы мероприятия по обеспечению внедрения её результатов (включая результаты интеллектуальной деятельности);
взаимодействует с Постоянным Комитетом Союзного государства по всем вопросам реализации и финансирования программы.
Государственные заказчики в части мероприятий программы, относящихся к их компетенции и реализуемых на территории соответствующего государства-участника:
утверждают ведомственные распорядительные документы об ответственных лицах, организации управления программой и порядке сдачи - приема работ по выполнению её мероприятий;
осуществляют управление реализацией мероприятий программы и несут в установленном порядке ответственность за реализацию мероприятий программы и достижение их результатов, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделяемых из бюджета Союзного государства;
распределяют средства бюджета Союзного государства, выделенные на реализацию программы;
осуществляют контроль за реализацией закрепленных за ними мероприятий программы;
заключают государственные контракты на выполнение работ (оказание услуг) по реализации программы (мероприятий программы);
ежегодно в течение 15 рабочих дней после доведения объемов финансирования программы на текущий финансовый год из бюджета Союзного государства заключают необходимые для реализации государственных контрактов дополнительные соглашения с исполнителями мероприятий;
ежегодно в установленном порядке формируют и представляют государственному заказчику-координатору заявки на финансирование соответствующих мероприятий программы из бюджета Союзного государства с необходимыми обоснованиями;
в пределах своей компетенции контролируют ход выполнения мероприятий и достижение целевых индикаторов и показателей, установленных программой, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделенных из бюджета Союзного государства на реализацию программы;
взаимодействуют между собой, с государственным заказчиком-координатором, другими государственными органами и Постоянным Комитетом Союзного государства по текущим вопросам реализации и финансирования программы;
осуществляют мониторинг внедрения полученных результатов программы.
Механизм контроля за ходом реализации Программы будет осуществлен в соответствии с пунктом 5 Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7 (в редакции постановления Совета Министров Союзного государства от 13 июня 2018 г. N 12).
Для осуществления контроля за ходом реализации программы, достижением ее целей, своевременным, целевым и эффективным расходованием средств бюджета Союзного государства, соблюдением условий государственных контрактов на реализацию программы государственный заказчик-координатор совместно с государственным заказчиком организует и обеспечит ведение статистической аналитической и итоговой отчетности о ходе реализации программы.
Также государственные заказчики с участием Постоянного Комитета Союзного государства организуют проведение проверок выполнения мероприятий программы, обеспечивают проведение финансового контроля за использованием получателями средств бюджета Союзного государства в части целевого и эффективного расходования финансовых средств и контроль за соблюдением условий государственных контрактов.
В течение всего периода выполнения работ не реже двух раз в год будут проводиться научно-технические советы (совещания) для обсуждения хода и качества исполнения заданий программы с участием представителей государственных заказчиков, Постоянного Комитета Союзного государства, российских и белорусских предприятий и организаций - исполнителей мероприятий программы.
5. Предельная потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы
По предварительным оценкам всего на финансирование Программы в 2019 - 2023 годах потребуется 1 171 000,0 тыс. рублей из бюджета Союзного государства, за счет долевых отчислений Российской Федерации в бюджет Союзного государства - 765 000,0 тыс. рублей, и за счет долевых отчислений Республики Беларусь в бюджет Союзного государства - 406 000,0 тыс. рублей.
Определение потребностей запрашиваемых финансовых средств произведено исходя из предлагаемых трёх мероприятий Программы, существующего порядка ценообразования на сложную научно-техническую продукцию в ценах соответствующих лет.
Финансовые ресурсы будут направлены на осуществление комплекса научно-исследовательских работ.
Основными пользователями космической информации ДЗЗ и продуктов ее обработки являются федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и республиканские органы государственного управления Республики Беларусь, а также бюджетные организации России и Беларуси, которым соответствующие услуги предоставляются на бесплатной основе. Рынок услуг ДЗЗ на коммерческой основе, как в России, так и в Беларуси, оценивается на уровне 20% от общего объема услуг по предоставлению данных ДЗЗ.
Указанные выше обстоятельства не позволяют заинтересовать организации, приобретающие данные ДЗЗ на коммерческой основе, в качестве инвесторов внебюджетных средств в федеральные (государственные) программы в области разработки нормативно-методической документации и соответствующих ей аппаратно-программных средств предоставления КИ ДЗЗ.
В таблице 4 представлена потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы в целом и по источникам финансирования с учетом распределения по долевому участию и территориям государств-участников, по годам её реализации (в ценах соответствующих лет), по направлениям расходования средств (капитальные вложения, НИОКР, прочие расходы), по основным мероприятиям.
Таблица 4
Наименование мероприятия |
Объём финансирования работ по Программе (тыс. рублей) в ценах соответствующих лет за счет средств бюджета Союзного государства |
||||||
Источник финансирования, в том числе распределение по долевому участию и территориям РФ и РБ |
Всего и по направлениям расходования |
в том числе |
|||||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
|||
Программа Союзного государства "Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси" |
Бюджет Союзного государства за счет долевых отчислений и распределения по территории Российской Федерации |
765 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы
|
30 400,0 0,0
30 400,0 0,0 |
41 400,0 0,0
41 400,0 0,0 |
229 500,0 0,0
229 500,0 0,0 |
237 350,0 0,0
237 350,0 0,0 |
226 350,0 0,0
226 350,0 0,0 |
Бюджет Союзного государства за счет долевых отчислений и распределения по территории Республики Беларусь |
406 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы |
19 600,0 0,0
19 600,0 0,0 |
28 600,0 0,0
28 600,0 0,0 |
121 800,0 0,0
121 800,0 0,0 |
121 500,0 0,0
121 500,0 0,0 |
114 500,0 0,0
114 500,0 0,0 |
|
Всего из бюджета Союзного государства |
1 171 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы |
50 000,0 0,0
50 000,0 0,0 |
70 000,0 0,0
70 000,0 0,0 |
351 300,0 0,0
351 300,0 0,0 |
358 850,0 0,0
358 850,0 0,0 |
340 850,0 0,0
340 850,0 0,0 |
|
1. Разработка гармонизированных на международном уровне стандартов, нормирующих требования к данным ДЗЗ, форматам их предоставления, способам и методам обработки в процессе целевого применения космических систем и комплексов ДЗЗ |
Бюджет Союзного государства за счет долевых отчислений и распределения по территории Российской Федерации |
213 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы
|
10 200,0 0,0
10 200,0 0,0
|
16 300,0 0,0
16 300,0 0,0
|
63 900,0 0,0
63 900,0 0,0
|
63 350,0 0,0
63 350,0 0,0
|
59 250,0 0,0
59 250,0 0,0
|
Бюджет Союзного государства за счет долевых отчислений и распределения по территории Республики Беларусь |
89 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы |
5 900,0 0,0
5 900,0 0,0 |
8 900,0 0,0
8 900,0 0,0 |
26 700,0 0,0
26 700,0 0,0 |
25 250,0 0,0
25 250,0 0,0 |
22 250,0 0,0
22 250,0 0,0 |
|
Всего из бюджета Союзного государства |
302 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы |
16 100,0 0,0
16 100,0 0,0 |
25 200,0 0,0
25 200,0 0,0 |
90 600,0 0,0
90 600,0 0,0 |
88 600,0 0,0
88 600,0 0,0 |
81 500,0 0,0
81 500,0 0,0 |
|
2. Разработка организационно-методических документов для совершенствования обеспечения предоставления данных дистанционного зондирования Земли и продуктов их обработки пользователям России и Беларуси |
Бюджет Союзного государства за счет долевых отчислений и распределения по территории Российской Федерации |
43 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы
|
4 300,0 0,0
4 300,0 0,0
|
4 300,0 0,0
4 300,0 0,0
|
12 900,0 0,0
12 900,0 0,0
|
10 750,0 0,0
10 750,0 0,0
|
10 750,0 0,0
10 750,0 0,0
|
Бюджет Союзного государства за счет долевых отчислений и распределения по территории Республики Беларусь |
30 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы |
3 000,0 0,0
3 000,0 0,0 |
3 000,0 0,0
3 000,0 0,0 |
9 000,0 0,0
9 000,0 0,0 |
7 500,0 0,0
7 500,0 0,0 |
7 500,0 0,0
7 500,0 0,0 |
|
Всего из бюджета Союзного государства |
73 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы |
7 300,0 0,0
7 300,0 0,0 |
7 300,0 0,0
7 300,0 0,0 |
21 900,0 0,0
21 900,0 0,0 |
18 250,0 0,0
18 250,0 0,0 |
18 250,0 0,0
18 250,0 0,0 |
|
3. Создание аппаратно-программных комплексов для отработки технологий автоматизации процессов обработки и предоставления данных ДЗЗ пользователям России и Беларуси, реализующих применение разрабатываемых нормативно-технических и организационно - методических документов |
Бюджет Союзного государства за счет долевых отчислений и распределения по территории Российской Федерации |
509 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы
|
15 900,0 0,0
15 900,0 0,0
|
20 800,0 0,0
20 800,0 0,0
|
152 700,0 0,0
152 700,0 0,0
|
163 250,0 0,0
163 250,0 0,0
|
156 350,0 0,0
156 350,0 0,0
|
Бюджет Союзного государства за счет долевых отчислений и распределения по территории Республики Беларусь |
287 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы |
10 700,0 0,0
10 700,0 0,0 |
16 700,0 0,0
16 700,0 0,0 |
86 100,0 0,0
86 100,0 0,0 |
88 750,0 0,0
88 750,0 0,0 |
84 750,0 0,0
84 750,0 0,0 |
|
Всего из бюджета Союзного государства |
796 000,0 Капитальные вложения НИОКР Прочие расходы |
26 600,0 0,0
26 600,0 0,0 |
37 500,0 0,0
37 500,0 0,0 |
238 800,0 0,0
238 800,0 0,0 |
252 000,0 0,0
252 000,0 0,0 |
241 100,0 0,0
241 100,0 0,0 |
До принятия нормативных правовых актов Союзного государства в области владения и управления собственностью Союзного государства, права на объекты собственности и продукцию, созданные в рамках реализации Программы на территории государств-участников Союзного государства, регулируются в соответствии с национальными законодательствами государств-участников Союзного государства с учетом их долевых отчислений на финансирование Программы в бюджет Союзного государства. Объекты собственности, созданные за счет долевых отчислений Российской Федерации, принадлежат Российской Федерации, а созданные за счет долевых отчислений Республики Беларусь - Республике Беларусь. Соответствующие положения о правах государственных заказчиков и исполнителей включаются в государственные контракты на реализацию Программы. Создание совместных объектов собственности при реализации Программы не предусмотрено. Учет имущества и объектов интеллектуальной собственности, созданных и (или) приобретенных в результате выполнения Программы, осуществляется в порядке, установленном законодательствами соответствующих государств-участников Союзного государства.
Решение о праве владения и пользования имуществом принимает Совет Министров Союзного государства при рассмотрении итогового отчета о выполнении программы.
6. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Ожидаемая эффективность от использования результатов Программы будет складываться из следующих основных составляющих:
- повышение конкурентоспособности и актуальности КИ ДЗЗ, получаемой с использованием космических средств ДЗЗ России и Беларуси;
- сокращение времени предоставления данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и продуктов их обработки до потребителей России и Беларуси вплоть до реального масштаба времени;
- расширение круга потребителей данных ДЗЗ;
- расширение областей применения данных ДЗЗ;
- снижение стоимости получения и представления данных ДЗЗ;
- расширение номенклатуры данных ДЗЗ и продуктов их обработки, в том числе:
С космических аппаратов, оснащённых бортовой аппаратурой оптического диапазона:
1. Ортофотопланы масштаба 1:2000, с точностью плановой привязки объектов до 3 метров без опорных точек ГЛОНАСС/GPS.
2. Цифровые модели местности с точностью по высоте не хуже 1-2 метров.
Имея такой продукт, пользователи смогут решать задачи:
обновления топографических карт, навигационных карт (в России не обновлено 70 %), и планов до масштаба 1: 2000;
городского и земельного планирования, включая кадастр;
мониторинга любых объектов, площадных и линейных, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
экологии, сельского, водного и лесного хозяйства;
построения частотно-территориальных моделей телекоммуникаций, трехмерных моделей;
а также решать оборонные и специальные задачи.
С космических аппаратов, оснащённых радаром с синтезированной апертурой:
1. Цифровые модели местности с точностью по высоте до 4 метров.
2. Цифровые модели рельефа с точностью по высоте до 2 метров.
3. Подземные планы с глубиной проникновения до 4-6 метров.
Задачи радиолокационного дистанционного зондирования:
мониторинг инфраструктурных сетей (трубопроводы, железные дороги, телекоммуникации);
оценка сейсмической опасности, мониторинг землетрясений, цунами, извержений вулканов;
всепогодное наблюдение за природными и антропогенными катастрофами;
контроль береговых зон и наблюдение за судами;
трехмерные модели;
С космических аппаратов с бортовой аппаратурой инфракрасного диапазона:
1. Многоканальные космические снимки в ближнем, среднем и тепловом ИК-диапазонах.
В ИК-диапазоне будут решаться задачи:
мониторинга окружающей среды (лесной, водной и сельскохозяйственной);
мониторинга чрезвычайных ситуаций;
поиска месторождений полезных ископаемых;
оценки геологических процессов.
Координированная реализация мероприятий Программы российской и белорусской Сторонами позволит сократить затраты на разработку предлагаемых, технических нормативно-правовых и организационно-методических документов и программно-аппаратных средств на 20-40 % по сравнению с затратами, необходимыми для проведения аналогичных работ самостоятельно каждой Стороной.
Научно-технический уровень планируемых к получению результатов будет соответствовать передовым мировым достижениям в области унификации и развития технологий дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
Будут созданы технические и нормативные основы для формирования единой технической нормативной базы (стандарты, положения, классификаторы, методики обработки данных ДЗЗ и другие), регламентирующей все процессы целевого применения системы ДЗЗ в России и Беларуси и гармонизированной с аналогичными международными стандартами в этой области. Также будет достигнут переход к новому этапу унификации технологий ДЗЗ, технологий первичной и стандартной обработки и использования данных ДЗЗ, на котором станет возможным выполнение единых требований как к программно-аппаратной части, так и к выходной продукции (данным ДЗЗ). Это позволит перейти к широкомасштабному применению данных ДЗЗ и их распространению и использованию в повседневной деятельности общества в интересах социально-экономического развития Союзного государства и государств-участников.
Более полные количественные оценки эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы будут представлены в технико-экономическом обосновании проекта Программы.
7. Государственный заказчик-координатор, государственный заказчик Программы от государств-участников и сроки подготовки проекта Программы
В качестве государственных заказчиков Программы предлагаются:
от Российской Федерации - Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" с возложением на нее функций государственного заказчика-координатора;
от Республики Беларусь - Национальная академия наук Беларуси.
Подготовку проекта Программы, его согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами России и Беларуси и внесение в Совет Министров Союзного государства предлагается осуществить в соответствии с Порядком разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденным постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7 (в редакции постановления Совета Министров Союзного государства от 13 июня 2018 г. N 12), в течение 6 месяцев после принятия решения Советом Министров Союзного государства о разработке проекта Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Союзного государства Беларуси и России от 13 декабря 2018 г. N 26 "О концепции научно-технической программы Союзного государства "Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси" ("Интеграция-СГ")"
Настоящее постановление вступает в силу с 13 декабря 2018 г.
Текст постановления официально опубликован не был