Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан Н.М. Калга и Ю.А. Козина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Граждане Н.М. Калга и Ю.А. Козин оспаривают конституционность следующих положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле":
пункта 2 статьи 5, согласно которому действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации;
пункта 2 статьи 7, согласно которому исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга; в иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Как следует из представленных материалов, группа граждан, в том числе Н.М. Калга и Ю.А. Козин, обратились в местную администрацию муниципального образования с предложением о принятии нормативного правового акта, разрешающего возобновление родственных захоронений на городском кладбище. Указанное предложение было отклонено в связи с наличием судебного решения, обязывающего прекратить захоронения в данном месте. Вступившим в законную силу решением районного суда было отказано в удовлетворении требований административных истцов о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в возобновлении родственных захоронений. Суд указал, что ранее постановлениями судов общей юрисдикции на основании требований санитарных и экологических норм была установлена невозможность осуществления новых захоронений на городском кладбище.
По мнению заявителей, оспариваемые законоположения ввиду неопределенности их нормативного содержания препятствуют захоронению умерших лиц в родственных могилах и исполнению связанного с этим волеизъявления граждан, что противоречит статьям 7, 18, 21, 22, 28 и 29 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что право человека быть погребенным после смерти согласно его волеизъявлению, с соблюдением обычаев и традиций, религиозных и культовых обрядов вытекает из Конституции Российской Федерации, ее статей 21, 22, 28 и 29, гарантирующих охрану достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова, мнений и убеждений; каждый человек имеет право на уважение окружающих, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности (постановления от 28 ноября 2007 года N 8-П, от 14 июля 2011 года N 16-П, от 16 июня 2015 года N 15-П и др.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 28 ноября 2007" имеется в виду "от 28 июня 2007"
В связи с этим оспариваемые заявителями положения статей 5 и 7 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", действующие в системе указанных Конституционным Судом Российской Федерации основополагающих прав и гарантий, направлены на обеспечение осуществления погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителей в аспекте, указанном в жалобе.
Разрешение же вопроса о том, позволяют ли требования санитарных и экологических норм размещение мест погребения на определенной территории, в том числе для родственных захоронений, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела заявителей, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Калга Нелли Михайловны и Козина Юрия Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2018 г. N 3101-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Калга Нелли Михайловны и Козина Юрия Александровича на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 5 и пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)