Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 542922-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник свободен в совершении любых действий в отношении принадлежащего ему имущества. Однако такая свобода ограничена пределами требований законодательства Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). При этом в приведенном пункте 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо установлен предел свободы права собственности, обусловленный защитой прав и законных интересов других лиц.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение является правомочием собственника, которое сопровождается рядом действий с его стороны, осуществляемых в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации: обращение и представление документов в орган местного самоуправления, осуществляющий перевод помещений, подготовка и согласование проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, совершение действий по переустройству и (или) перепланировки помещения. Зачастую такие действия приводят к нарушению прав и законных интересов других собственников помещений в многоквартирном доме. Например, приобретая жилое помещение, собственники не предполагали образования в нем нежилых помещений, в которых будет осуществляться предпринимательская деятельность, оказывающая влияние на их спокойствие, безопасность и снижающая стоимость их недвижимого имущества.
В настоящее время жилищное законодательство не содержит положений, гарантирующих собственникам помещений в многоквартирном доме соблюдение их прав и законных интересов собственником переводимого помещения. Поэтому, по мнению Комитета, существует необходимость в создании дополнительных условий для собственника переводимого помещения, выполнение которых будет гарантировать соблюдение прав и законных интересов других собственников помещений в многоквартирном доме.
Рассматриваемый законопроект направлен на решение данного вопроса путем установления механизма получения собственником переводимого помещения согласия других собственников помещений в многоквартирном доме на осуществление перевода жилого помещения в нежилое помещение.
Такое согласие собственник переводимого помещения получает в двух формах:
1) письменные согласия всех собственников помещений, примыкающих к переводимому, то есть к помещению, имеющему общую стену с переводимым помещением или расположенное непосредственно над или под переводимым помещением. Данное согласие пишется в произвольной форме. В нем указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, номер принадлежащего такому собственнику помещения, примыкающего к переводимому помещению, реквизиты документов, подтверждающих право собственности этого лица на указанное помещение.
2) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Такой протокол оформляется по результатам проведенного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном статьями 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Законопроектом устанавливается особый порядок определения правомочности общего собрания (кворума) и количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, необходимых для принятия решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Порядок принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение
При наличии в многоквартирном доме более одного подъезда |
При наличии в многоквартирном доме одного подъезда |
Кворум, определяющий правомочность проведения общего собрания | |
более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений, в том числе: - 2/3 голосов собственников помещений в подъезде, в котором планируется перевод жилого помещения в нежилое помещение; - 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений, примыкающих к переводимому помещению. |
2/3 голосов, в том числе: - 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений, примыкающих к переводимому помещению. |
Количество голосов для принятия решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение | |
более 50% голосов собственников помещений от принявших участие в голосовании собственников (25%+1 голос), из них 50% голосов собственников помещений в подъезде, в котором планируется перевод жилого помещения в нежилое помещение (12%+1 голос). |
более 50% голосов собственников помещений от принявших участие в голосовании собственников (33%+1 голос). |
Полученные собственником переводимого помещения согласие собственников помещений в многоквартирном доме на перевод жилого помещения в нежилое помещение подлежат предоставлению вместе с другими документами в орган местного самоуправления, осуществляющий перевод помещений. Непредставление указанного согласия будет являться основанием для отказа собственнику жилого помещения в переводе его в нежилое помещение.
Предлагаемый к установлению в законопроекте предел свободы права собственника переводимого помещения способствует достижению цели защиты прав и законных интересов других собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 542922-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.