Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ю
(рекомендуемое)
Приближенный способ расчета объема работ (загрузки) судов портового флота и указания по определению потребного числа судов отдельных типов
Ю.1 Портовые буксиры-кантовщики
Объем работы портовых буксиров-кантовщиков складывается в основном из работ по обеспечению проводки и маневровых операций транспортных судов.
Кроме буксиров для обеспечения маневровых операций должны дополнительно предусматриваться буксиры для работы с несамоходными плавсредствами порта (буксировка плавбункеровщиков, водолеев и т.д.). Количество и типы этих буксиров определяются при конкретном проектировании в зависимости от объема работ. При использовании на этих работах буксиров-кантовщиков исчисленный объем работы добавляется к объему работ на проводке и маневровых операциях.
Потребность в буксирах-кантовщиках данного типа определяется по формуле (Ю.1).
Ю.1.1 Объем работы портовых буксиров-кантовщиков в месяц наибольшей работы на проводке и маневровых операциях в судо-часах определяется как сумма потребности в буксирах данного типа для каждой из групп транспортных судов по формуле
, (Ю.1)
где - расчетное количество заходов j-й группы судов, для обслуживания которых используются буксиры i-гo типа;
- занятость буксиров i-гo типа на операции "ввод и швартовка" с судами j-й группы (таблица Ю.1);
- занятость буксиров i-гo типа на операции "отшвартовка и вывод" с судами данной j-й группы (таблица Ю.1);
- занятость всех буксиров i-гo типа на операции "перестановка" с судами данного типа, буксиро-ч (таблица Ю.1);
а - количество перестановок, приходящихся на 1 судозаход судов j-й группы.
Ю.1.2 Занятость буксиров-кантовщиков при выполнении проводки и маневровых операций с одним транспортным судном определяется по таблице Ю.1.
Таблица Ю.1 - Нормы занятости буксиров-кантовщиков при проводке и на маневровых операциях с одним транспортным судном
Группа судов |
Мощность, кВт |
Проводка, кантовка и шварт. |
Отшварт. и вывод |
Перестановка |
||||
Количество буксиров, ед. |
Буксиро-часы, |
Количество буксиров, ед. |
Буксиро-часы, |
Количество буксиров, ед. |
Буксиро-часы, |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
I |
440 (260) |
2 |
2,3 |
2 |
2,2 |
2 |
3,0 |
|
II |
440 |
2 |
2,8 |
2 |
2,6 |
- |
3,5 |
|
III |
880 (660) |
2 |
3,8 |
2 |
3,3 |
2 |
4,2 |
|
IV |
880 |
2 |
4,8 |
2 |
4,2 |
2 |
5,2 |
|
V |
1300 |
2 |
5,8 |
2 |
4,8 |
2 |
6,5 |
|
VI |
осн. |
1600 |
2 |
6,8 |
2 |
5,8 |
2 |
7,3 |
|
доп. |
880 |
1 |
1,8 |
- |
- |
1 |
1,8 |
Итого по гр. VI |
|
|
3 |
8,6 |
2 |
5,8 |
3 |
6,1 |
VII |
осн. |
2100 |
2 |
7,5 |
2 |
6,5 |
2 |
8,2 |
доп. |
880 |
2 |
3,8 |
1 |
1,8 |
2 |
4,3 |
|
Итого по гр. VII |
|
|
4 |
11,3 |
3 |
8,3 |
4 |
12,5 |
VIII |
осн. |
3000 |
2 |
8,0 |
2 |
7,0 |
2 |
8,8 |
|
доп. |
1300 |
2 |
4,7 |
1 |
2,3 |
2 |
6,3 |
Итого по гр. VIII |
|
|
4 |
12,7 |
3 |
6,3 |
4 |
15,1 |
IX |
осн. |
3600 |
2 |
8,5 |
2 |
7,5 |
2 |
6,5 |
|
доп. |
1700 |
2 |
5,5 |
1 |
2,8 |
2 |
7,0 |
Итого по гр. IX |
|
|
4 |
14,0 |
3 |
10,3 |
4 |
16,5 |
X |
осн. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
доп. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого по гр. X |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечания 1 В таблице учтена занятость буксиров от момента прибытия к объекту работы до прекращения надобности в буксире (включая технологические перерывы в процессе маневровых операций, а также время на пробеги от места стоянки и обратно). 2 Нормы таблицы относятся к портам со средними планировочными условиями и могут быть приняты с увеличением на 10-15% в случае, если порт характеризуется особо стесненными условиями маневровых операций. 3 В графе "Мощность" в скобках показана мощность, достаточная для маневровых операций с судами данной тоннажной группы. 4 Для судов VIII-X групп при выборе типа буксиров наибольшей мощности определяется необходимость указания "эскортный" в зависимости от: - стесненности акватории и подходных путей; - размерения судов, участвующих в движении; - интенсивности судовых потоков; - внешних возмущающих воздействий; - возможных вариантов развития аварийных ситуаций и их последствий. |
Ю.1.3 Нормы занятости буксиров определены для дальности проводки буксирами: при вводе и выводе - 2 мили, при перестановке - 1 миля. При дальности проводки в проектируемом порту более указанных на каждую дополнительную милю норма занятости увеличивается для судов:
I-IV групп на 0,4 буксиро-часа;
V-VII групп на 0,5 буксиро-часа;
VIII-X групп на 0,66 буксиро-часа.
Ю.1.4 Нормы занятости буксиров определены при обслуживании транспортных судов, не имеющих подруливающих устройств. При наличии у обслуживаемых судов подруливающих устройств нормы занятости, указанные в таблице Ю.1, принимаются с коэффициентом 0,75.
Ю.1.5 Распределение транспортных судов по группам производится согласно таблице Ю.2.
Таблица Ю.2 - Группировка судов по размеру (дедвейту), т
Назначение судов |
Группа судов |
|||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Сухогрузные суда общего назначения и лесовозы |
1500-3500 |
3501-5000 |
5001-6000 |
6001-14000 |
14001-20000 |
|
|
|
|
- |
Накатные суда |
|
1500-3000 |
3001-5000 |
5001-7000 |
7001-11000 |
11001-15000 |
15000-22000 |
22001-37000 |
|
- |
Контейнеровозы и лихтеровозы |
|
1500-5000 |
5001-7000 |
7001-8000 |
8001-14000 |
14001-18000 |
18001-26000 |
26001-40000 |
|
- |
Навалочные и нефтенавалочные |
|
|
5000-6000 |
6001-14000 |
14001-28000 |
23001-45000 |
45001-75000 |
75001-120000 |
120001-160000 |
- |
Нефтеналивные суда |
1500-4000 |
4001-7000 |
7001-12000 |
12001-13000 |
18001-33003 |
33001-50000 |
50001-85000 |
85001-150000 |
150001-230000 |
- |
Газовозы |
|
1500-5003 |
5001-7000 |
7003-13000 |
13001-25200 |
25201-42000 |
42001-65000 |
|
|
- |
Метановозы |
|
|
|
|
|
25000-42000 |
42001-65000 |
65001-105000 |
|
- |
Пассажирские суда* |
80-100 |
101-120 |
121-150 |
151-170 |
171-160 |
|
|
|
|
- |
* По пассажирским судам показатель - длина судна (наибольшая) в м. |
Ю.1.6 Тип буксира-кантовщика (его мощность) для каждой группы судов может быть определен для данного порта с учетом силы ветра и волнения на основании РД 31.33.03-81 [58].
Ю.1.7 Нормы занятости буксиров, определенные в соответствии с 1.1-1.6, относятся к работе буксиров на чистой воде.
Ю.1.8 В случае, когда предусматривается работа замерзающего порта в зимнее время, нормы занятости буксиров-кантовщиков на маневровых операциях с одним судном отличаются от норм работы в условиях чистой воды.
Ю.1.9 В случае, когда для замерзающего порта предусматривается в зимние месяцы судооборот больше на 50% расчетного в месяц наибольшей загрузки, должен производиться поверочный расчет объема работ буксиров-кантовщиков на основе местных норм или отчетных данных для условий работы во льду в проектируемом порту.
Ю.1.10 Для работы в ледовый период выбираются буксиры-кантовщики, у которых мощность и тяговое усилие на гаке достаточны для выполнения наиболее сложной маневровой операции во льду с судном соответствующей группы.
Примечания
1 Необходимые мощности и тяговое усилие на гаке определяются поверочным расчетом с учетом сопротивления транспортного судна и буксира-кантовщика, включая ледовое сопротивление.
2 Допускается при отсутствии у буксиров-кантовщиков необходимой мощности расчетную скорость проводки судов во льду принимать меньшей, чем в летних условиях, но не менее 2,5-3,0 уз.
Ю.1.11 Занятость буксиров-кантовщиков в дополнение к маневровым операциям в ледовых условиях определяется выполнением следующих работ:
- взлом сплошного ледяного покрова на акватории порта;
- обеспечение очищения акватории от битого льда в период действия факторов выноса льда;
- измельчение крупных дрейфующих полей льда;
- околка припая, наледи и примерзших ледяных "подушек" у причалов;
- разрежение и удаление битого льда из тупиковых зон и от причалов перед швартовкой.
Примечание - Затраты времени на дополнительные работы должны включаться в объем работ буксиров-кантовщиков с учетом работы портовых ледоколов и специальных противоледовых средств.
Ю.1.12 Занятость буксиров-кантовщиков при проводке и на маневровых операциях "проводка и швартовка", "отшвартовка и вывод", "перестановка" определяется с учетом скорости движения во льду и действительных расстояний в проектируемом порту, а также затрат времени на швартовные операции во льду, которые допускается принимать по акватории.
Ю.2 Плавучие средства снабжения судов топливом и водой
Ю.2.1 Объем работы плавбункеровщиков в судо-часах определяется:
- количеством бункерного топлива и воды, подлежащих отпуску на суда в месяц наибольшей работы;
- производительностью плавбункеровщика, устанавливаемой в зависимости от количества топлива, отпускаемого судам за цикл и длительность цикла.
Ю.2.2 Количество бункерного топлива и воды, подлежащих отпуску на суда плавучими бункеровщиками, устанавливается в соответствии с принятыми схемами бункеровки судов и расчетным судооборотом.
Ю.2.3 Объем работ портовых бункеровщиков в судо-часах в месяц наибольшей нагрузки определяется по следующей формуле
, (Ю.2)
где - объем работы (нагрузки судов данного типа) в месяц наибольшей нагрузки, ч;
- объем бункера, подлежащего отпуску на суда плавбункеровщиками в месяц наибольшей загрузки, т;
- производительность плавбункеровщика за цикл непрерывной работы, т/ч.
Примечание - В случае разделения плавбункеровщиков на группы, осуществляющие бункеровку отдельными сортами топлива, расчет потребности в судах производится раздельно по каждой группе исходя из объема перерабатываемого ими топлива.
Ю.2.4 Расчетная часовая производительность определяется за 1 цикл непрерывной работы, включающий: одну операцию по приему груза, переход от пункта налива к бункеруемым судам, перекачку топлива или воды в бункеруемые суда, переходы к бункеруемым судам и возвращение в пункт налива, по формуле
, (Ю.3)
где - количество топлива или воды, доставленное бункеруемым судам за 1 цикл, - загрузка судна в тоннах;
- продолжительность цикла в часах.
Ю.2.5 Загрузка плавбункеровщика за 1 цикл определяется по формуле
, (Ю.4)
где K - расчетный объем единовременной выдачи топлива или воды транспортным судам (средний размер бункера);
n - число транспортных судов, получающих бункер за 1 цикл работы плавбункеровщика в зависимости от и К;
- грузоподъемность плавбункеровщика по расчетному сорту топлива.
Примечание - При определении потребности в плавбункеровщиках с жидким топливом загрузка судна учитывается только по топливу, так как прием и бункеровка масла совмещаются по времени с приемом и выдачей топлива.
Ю.2.6 Продолжительность цикла определяется затратой времени на прием топлива или воды, переходы и бункеровку транспортных судов по формуле
, (Ю.5)
где - среднее расстояние от пункта налива груза до бункеруемых судов;
- среднее расстояние перехода между бункеруемыми судами;
V - эксплуатационная скорость хода самоходных судов или буксировки несамоходных (но не более разрешенной обязательными постановлениями по порту);
n - число бункеруемых судов за 1 цикл;
- время вспомогательных операций в пункте налива, ч;
- время вспомогательных операций у каждого из бункеруемых судов, ч;
- норма погрузки топлива или воды в пункте налива, т;
- средневзвешенная норма бункеровки транспортных судов топливом или водой.
Значения ,
, n устанавливаются исходя из конкретных условий работы порта. Значения
,
,
, Мс для судов портового флота надлежит принимать по нормам, приведенным в разделе "Перегрузочные комплексы, специализированные для перегрузки наливных грузов".
Примечание - При определении потребности в плавбункеровщиках в случае погрузки их на существующих нефтебазах и водораздаточных пунктах судо-часовые нормы погрузки должны уточняться с учетом фактической способности нефтебаз или пунктов погрузки воды.
Ю.2.7 Выбор типа плавбункеровщиков с жидким топливом производится на базе технико-экономических расчетов с учетом местных условий.
Ю.2.8 В портах, где бункеровка судов предусматривается плавсредствами, должно быть как минимум два бункеровочных судна.
В портах, где бункеровка предусматривается по трубопроводам, может быть одно бункеровочное судно.
Ю.2.9 Водоналивное судно предусматривается:
- во всех крупных портах (с грузооборотом более 3 млн тонн);
- в портах, производящих обработку судов на рейде;
- в портах, где до полного завершения строительства не обеспечено водоснабжение всех грузовых причалов.
В портах с большим объемом снабжения водой с помощью плавсредств при соответствующем обосновании следует предусматривать самоходное судно-водолей.
Ю.3 Плавучие средства, обеспечивающие сбор загрязненных вод, мусора и отходов
При необходимости прием льяльных вод и отходов с судов транспортного и портового флота осуществляется посредством судна - сборщика льяльных вод с последующей передачей на очистные сооружения.
Объем работы судна - сборщика льяльных вод в месяц наибольшей загрузки определяется по формуле
, (Ю.6)
где - объем работы (нагрузки судов данного типа) в месяц наибольшей нагрузки, ч;
- общий объем загрязненных вод, мусора и отходов в месяц наибольшей загрузки, т;
- производительность судна - сборщика льяльных вод и отходов за цикл непрерывной работы, т/ч, рассчитывается по формуле Ю.3.
Ю.4 Лоцманские катера
Объем работы лоцманских катеров в месяц наибольшей загрузки определяется по формуле
, (Ю.7)
где - число лоцманских проводок (вводов, выводов и перестановок) в месяц наибольшей нагрузки; принимается на основании проектных данных о судообороте порта с учетом судов, подлежащих в данном порту лоцманской проводке (в необходимых случаях дополнительно учитываются также и транзитные суда);
L - расстояние в милях от причала лоцманских катеров до пункта приема (высадки) лоцманов, принимается по конкретным условиям проектируемого порта;
V - скорость хода лоцманского катера, миля/ч;
t - продолжительность высадки (снятия) лоцмана, принимается 0,5 ч.
Ю.5 Катера для завозки швартовных концов
Ю.5.1 Объем работы катеров для завозки швартовных концов (для портов с рейдовой стоянкой судов на бочках, рейдовой погрузкой/выгрузкой, ВПУ) определяется по формуле
, (Ю.8)
где - количество судозаходов;
- занятость катеров на 1 операцию в катеро-часах;
а - количество перестановок, приходящихся на один судозаход.
Ю.5.2 В расчетное число обрабатываемых судов включаются танкеры всех групп и сухогрузные суда V-IX групп полностью, а также сухогрузные суда I-IV групп в количестве 10-30% в зависимости от местных условий.
Ю.5.3 Занятость катеров для завозки швартовных концов на операции с одним судном определяется по таблице Ю.3.
Таблица Ю.3 - Нормы занятости катеров для завозки швартовных концов на 1 операцию
Группа транспортных судов |
Занятость в катеро-часах |
Группа транспортных судов |
Занятость в катеро-часах |
I |
0,6 |
VI |
2,1 |
II |
0,7 |
VII |
2,3 |
III |
1,5 |
VIII |
2,6 |
IV |
1,7 |
IX |
3,0 |
V |
1,6 |
X |
- |
В портах, обслуживающих суда IV-X групп, число катеров для завозки швартовных концов следует принимать не менее двух.
Ю.6 Пассажирские служебные катера
Ю.6.1 Потребность порта в пассажирских служебных катерах определяется раздельно:
- для перевозки рабочих и служащих порта в районы, связь с которыми осуществляется водным путем;
- для перевозки судовых команд и работников порта между берегом и стоящими на рейде судами.
Ю.6.2 При наличии в проектируемом порту районов, связь с которыми осуществляется водным путем, потребное число катеров для перевозки рабочих и служащих порта в эти районы, , определяется исходя из условия перевозки пассажиров в количестве, равном численности наибольшей смены работающих в соответствующих районах, в течение 30 минут при полной загрузке катеров в одном направлении.
Ю.6.3 Количество катеров, используемое для перевозок в непиковый период суток , устанавливается из расчета один катер на каждую внутрипортовую линию.
Ю.6.4 Количество катеров, необходимое для перевозок между берегом и стоящими на рейде судами , определяется в общем порядке по формуле Ю.10.
Объем работы катеров по перевозке судовых команд и работников порта между берегом и стоящими на рейде судами определяется по формуле
, (Ю.9)
где с - общее число судозаходов в месяц наибольшей нагрузки;
d - число часов работы катера, приходящееся в среднем на один судозаход, принимается от 1 до 2 в зависимости от местных условий.
Ю.6.5 Количество катеров для перевозок между берегом и стоящими на рейде судами при наличии в данном порту районов, связь с которыми осуществляется водным путем, принимается с сокращением против количества, установленного согласно Ю.6.2 , имея в виду возможность использования в непиковый период суток катеров, предназначенных для перевозки в указанный район порта. Скорректированное с учетом изложенного количество катеров определяется по формуле
. (Ю.10)
Примечание - Для рейдовых портов эту часть объема работы катеров надлежит определить по конкретным для каждого порта данным.
Ю.7 Разъездные катера
Ю.7.1 Число разъездных катеров в порту принимается в зависимости от количества и дальности разъездов с учетом характера генерального плана.
Объем работы катеров для разъездов в месяц наибольшей загрузки определяется по формуле
, (Ю.11)
где - число разъездов в месяц наибольшей нагрузки; принимается на основании проектных данных, исходя из общей организации работы порта.
L - среднее расстояние в милях от причала базирования разъездных катеров до пункта назначения, принимается по конкретным условиям проектируемого порта;
V - скорость хода разъездного катера, миля/час;
t - средняя продолжительность ожидания, час.
Ю.7.2 Расчетное число разъездных катеров в эксплуатации определяется по формуле Ю.1.
Ю.8 Катера-бонопостановщики
Потребность в катерах-бонопостановщиках определяется при конкретном проектировании порта и зависит от специфики работы порта.
Ю.9 Водолазные катера
Потребность в водолазном катере устанавливается согласно заданию на проектирование.
Ю.10 Портовые ледоколы
В портах, где требуется ледокольное обеспечение судов на подходах к порту, на акватории порта, и наблюдается тяжелая ледовая обстановка, следует предусмотреть условия применения портовых ледоколов по заданию на проектирование.
Ю.11 Пожарные суда
В крупных портах (с числом причалов 20 и более), а также во всех портах, имеющих нефтегавани и нефтегазовые терминалы, должно быть предусмотрено пожарное судно.
Ю.12 Нефтемусоросборщики
Во всех портах должны быть предусмотрены нефтемусоросборщики. Их количество определяется при конкретном проектировании (в зависимости от производительности нефтемусоросборщика и площади акватории порта) и принимается от 1 до 4.
Трудоемкость технического обслуживания портофлота принимается в размере 20-30% от текущего ремонта. Прочие работы на уровне 10% от текущего ремонта. Разбивка годовой трудоемкости по периодам года зависит от принятой организации судоремонта и района расположения порта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.