Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2018 г. N 41-КГ18-47
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 ноября 2018 г. гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области к Роговой Елене Александровне о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности
по кассационной жалобе Роговой Е.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 января 2018 г., которым решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области 7 августа 2017 г. обратилось в суд с иском к Роговой Е.А. о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы, утверждённой постановлением Администрации Ростовской области от 30 ноября 2009 г. N 633, постановления Правительства Ростовской области от 24 ноября 2011 г. N 153 "О порядке предоставления за счёт средств областного бюджета субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" Роговой Е.А. была предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее также - социальная выплата) в размере 890 500 руб., из которых за счёт средств федерального бюджета предоставлено 358 020 руб., за счёт средств областного бюджета - 532 480 руб. Право Роговой Е.А. на получение социальной выплаты подтверждено свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 7 июня 2013 г. N 189.
Одним из условий предоставления социальной выплаты согласно названным выше нормативным актам являлась работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
Пунктом 3.6 Положения о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утверждённого постановлением Правительства Ростовской области от 24 ноября 2011 г. N 153, предусмотрено право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленных социальных выплат в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи, если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьёй 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
7 июня 2013 г. между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, Роговой Е.А. (далее также - работник, получатель) и муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Мелиховская средняя общеобразовательная школа" (далее также - Мелиховская средняя общеобразовательная школа, работодатель) был заключён договор N 189 о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам (далее также - договор).
В соответствии с пунктом 3.2.6 договора Рогова Е.А. приняла на себя обязательство работать у работодателя (Мелиховская средняя общеобразовательная школа) в течение 5 лет с даты выдачи свидетельства.
Согласно пункту 3.1.3 договора Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области вправе истребовать в судебном порядке от получателя средства в размере предоставленных социальных выплат в случае расторжения трудового договора с работодателем до истечения 5-летнего срока с момента выдачи свидетельства по его инициативе в соответствии со статьёй 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным статьёй 81 Трудового кодекса Российской Федерации, связанным с нарушением получателем трудового законодательства.
29 мая 2015 г. Рогова Е.А. уволилась из Мелиховской средней общеобразовательной школы на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника), нарушив, по мнению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, условия заключённого 7 июня 2013 г. договора, в связи с чем Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области просило суд взыскать с Роговой Е.А. полученную ею социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 890 500 руб.
Рогова Е.А. в суде исковые требования не признала.
Решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 14 сентября 2017 г. исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 января 2018 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области удовлетворены.
С Роговой Е.А. взыскано 890 500 руб., полученных в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, из них в счёт возмещения средств федерального бюджета взыскано 358 020 руб., в счёт возмещения средств областного бюджета - 532 480 руб.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Роговой Е.А. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 января 2018 г., как незаконного.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 17 августа 2018 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 16 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела представитель истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, ответчик Рогова Е.А., от которой поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, представитель третьего лица Мелиховской средней общеобразовательной школы, представивший письменный отзыв на кассационную жалобу Роговой Е.А. и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель третьего лица администрации Усть-Донецкого района Ростовской области, не представивший сведений о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на неё директора Мелиховской средней общеобразовательной школы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 1 сентября 2007 г. Рогова Е.А. состояла в трудовых отношениях с Мелиховской средней общеобразовательной школой, работала в качестве повара, с ней был заключён трудовой договор на неопределённый срок.
Постановлением администрации Мелиховского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области от 25 ноября 2010 г. N 169 Рогова Е.А. и её семья в составе 3 человек (Рогова Е.А., Рогов В.А. - муж, Рогов Д.В. - сын) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
6 декабря 2010 г. Рогова Е.А. обратилась в администрацию Усть-Донецкого района Ростовской области с заявлением о включении её с семьей в составе 3-х человек в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858.
7 июня 2013 г. между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, Роговой Е.А. (получатель) и Мелиховской средней общеобразовательной школой (работодатель) был заключён трёхсторонний договор N 189 о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам, предметом которого согласно пункту 1.1 являлось взаимодействие сторон по предоставлению Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и использованию получателем социальных выплат на оплату части стоимости строительства (приобретения) жилья из федерального бюджета и областного бюджета в целях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Пунктом 1.2 данного договора определено, что социальные выплаты предоставляются для целевого использования, а именно могут быть использованы только для финансирования расходов на строительство (приобретение) жилья.
Размер социальной выплаты составляет из федерального бюджета - 358 020 руб., из областного бюджета - 532 480 руб. (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 2.5 договора право получателя на социальные выплаты сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе получателя и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если получатель в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении получателем предусмотренного договором обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет. При несоблюдении указанных условий Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области сохраняет право истребовать в судебном порядке от получателя средства в размере предоставленных социальных выплат.
В разделе 3 договора определены обязанности сторон договора.
Так, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обязуется: после утверждения распоряжением Правительства Ростовской области списка получателей социальных выплат в течение 5 рабочих дней произвести оформление свидетельства и передать оформленное свидетельство в орган местного самоуправления для последующего вручения получателю (пункт 3.1.1 договора); предоставить получателю социальные выплаты из федерального бюджета и областного бюджета в сумме, определённой пунктом 1.3 договора, после поступления бюджетных средств на лицевой счёт Министерства в Управлении Федерального казначейства по Ростовской области и уведомить получателя социальных выплат о поступлении денежных средств (пункт 3.1.2 договора); истребовать в судебном порядке от получателя средства в размере предоставленных социальных выплат в случае расторжения трудового договора с работодателем до истечения 5-летнего срока с момента выдачи свидетельства по его инициативе в соответствии со статьёй 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным статьёй 81 Трудового кодекса Российской Федерации, связанным с нарушением получателем трудового законодательства (пункт 3.1.3 договора).
В свою очередь, Рогова Е.А. как получатель социальной выплаты обязалась: использовать средства, полученные по договору, в соответствии с целевым назначением в течение срока действия свидетельства (пункт 3.2.5 договора); работать у работодателя в течение 5 лет с даты выдачи свидетельства (пункт 3.2.6 договора).
7 июня 2013 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Роговой Е.А. на состав семьи из 3 человек (Рогова Е.А., Рогов В.А. - муж, Рогов Д.В. - сын) было выдано свидетельство N 189 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 890 500 руб.
Социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности была перечислена Роговой Е.А. платёжными поручениями 20 июня 2013 г.
31 июля 2013 г. с использованием социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Роговой Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Рогова Д.В., Роговым В.А. в общую долевую собственность по договору купли-продажи был приобретён земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: Российская Федерация, ...
29 мая 2015 г. Рогова Е.А. была уволена из Мелиховской средней общеобразовательной школы по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
1 июня 2015 г. Рогова Е.А. на условиях срочного трудового договора была принята на работу к индивидуальному предпринимателю Овчинниковой Л.И. в качестве повара.
22 июня 2015 г. трудовые отношения с Роговой Е.А. индивидуальным предпринимателем Овчинниковой Л.И. были прекращены на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с истечением срока трудового договора).
В период с 7 июля по 24 декабря 2015 г. Рогова Е.А. состояла на учёте в государственном казённом учреждении Ростовской области "Центр занятости населения Усть-Донецкого района" в качестве безработного. 24 декабря 2015 г. Рогова Е.А. была снята с учёта в связи с трудоустройством по направлению службы занятости.
С 20 декабря 2015 г. по настоящее время Рогова Е.А. работает в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Ростовской области "Усть-Донецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов" на должности кухонного рабочего.
4 апреля 2017 г. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области направило Роговой Е.А. претензию с просьбой проинформировать министерство о её трудоустройстве и трудоустройстве её супруга, представить заверенные работодателями копии трудовых книжек, а также указало, что в случае непредоставления запрашиваемой информации Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области будет направлено исковое заявление о взыскании с неё бюджетных средств в размере 890 500 руб.
Разрешая спор и отказывая Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в удовлетворении исковых требований о взыскании с Роговой Е.А. социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, суд первой инстанции руководствовался пунктами 1, 27, 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, пунктом 3.1.1 Положения о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утверждённого постановлением Правительства Ростовской области от 24 ноября 2011 г. N 153, и пришёл к выводу о том, что право на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности у Роговой Е.А. сохраняется, так как она продолжает работать в сельской местности в организации, оказывающей услуги в области социального обслуживания.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что увольнение Роговой Е.А. с работы 29 мая 2015 г. являлось вынужденным, в период с 7 июля по 24 декабря 2015 г. Рогова Е.А. была зарегистрирована в качестве безработного и получала пособие по безработице, с 20 декабря 2015 г. по настоящее время Рогова Е.А. работает в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Ростовской области "Усть-Донецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов" кухонным рабочим в хуторе Пухляковском, то есть в сельской местности в организации, оказывающей услуги в области социального обслуживания.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о взыскании с Роговой Е.А. социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, суд апелляционной инстанции сослался на то, что со стороны Роговой Е.А. имел место формальный факт нарушения заключённого трёхстороннего договора в части расторжения Роговой Е.А. трудового договора с Мелиховской средней общеобразовательной школой до истечения 5 лет с момента получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты, в связи с чем социальная выплата на строительство (приобретение) жилья, предоставленная Роговой Е.А. на определённых названным договором условиях, подлежит возврату.
Суд апелляционной инстанции также указал на то, что регистрация Роговой Е.А. в установленном законом порядке в качестве безработной, её последующее трудоустройство в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области "Усть-Донецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов" не могут являться основанием для сохранения права на социальную выплату, поскольку в данном случае расторжение трудового договора произошло по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее также - федеральная целевая программа), целями которой являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населённых пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.
В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильём молодых семей и молодых специалистов на селе (раздел III федеральной целевой программы).
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (приложение N 16 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).
Пунктом 2 Типового положения установлено, что социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности (подпункт "а" пункта 4); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункт "в" пункта 4).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту "а" пункта 26 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности следующих условий: работы члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявления желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянного проживания или изъявления желания постоянно проживать в сельской местности; признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличия у молодой семьи собственных и (или) заёмных средств в размере не менее 30 процентов расчётной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 Типового положения.
Под организациями агропромышленного комплекса согласно пункту 27 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Пунктом 31 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трёхсторонний договор об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства (подпункт "а" пункта 31); право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьёй 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьёй 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства (подпункт "б" пункта 31).
Право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трёхсторонним договором, указанным в пункте 31 Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трёхстороннем договоре (пункт 33 Типового положения).
Постановлением Администрации Ростовской области от 30 ноября 2009 г. N 633 утверждена Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы, в которую включена подпрограмма "Социальное развитие села в Ростовской области на 2010-2014 годы", предусматривающая мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, за счёт бюджетных средств и внебюджетных источников, реализация которых осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года".
В целях реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", постановления Администрации Ростовской области от 30 ноября 2009 г. N 633 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы" постановлением Правительства Ростовской области от 24 ноября 2011 г. N 153 "О порядке предоставления за счёт средств областного бюджета субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" было утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Положение), действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений.
Пунктом 3.6 названного положения предусмотрено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальных выплат орган исполнительной власти, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трёхсторонний договор об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальных выплат. Существенными условиями указанного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства; право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленных социальных выплат в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи, если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьёй 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьёй 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальные выплаты сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трёхсторонним договором, указанным в пункте 3.6 данного раздела, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленных социальных выплат, что должно быть отражено в указанном трёхстороннем договоре (пункт 3.8 Положения).
Из приведённых положений нормативных актов следует, что одним из направлений государственной аграрной политики является обеспечение занятости сельского населения, повышение уровня его жизни. Названная цель реализуется в том числе путём улучшения жизненных условий молодых семей, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилого помещения. Формой обеспечения жилым помещением таких граждан является предоставление им за счёт бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа члена молодой семьи или изъявление им желания работать по трудовому договору в качестве основного места работы не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности. В случае же расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе члена молодой семьи в соответствии со статьёй 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьёй 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи положений трудового законодательства, уполномоченный орган вправе истребовать социальную выплату у получившего её члена молодой семьи. При этом право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
Таким образом, с учётом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильём молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путём предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе члена молодой семьи - получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учёта конкретных обстоятельств, приведших к увольнению, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты, в случае если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности, то есть, продолжил работу в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
При наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи (например, изменения организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплаты работодателем заработной платы в срок, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи и др.), член молодой семьи, постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в сельской местности трудовую деятельность в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишён права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Однако суд апелляционной инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права члена молодой семьи на предоставленную ему социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в случае увольнения из организации агропромышленного комплекса или социальной сферы по собственной инициативе, пришёл к ошибочному выводу о том, что сам по себе факт расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи служит формальным основанием для возврата полученной им социальной выплаты. Такой подход суда апелляционной инстанции противоречит сути государственной программы по улучшению жизненных условий молодых семей, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилого помещения.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, увольнение Роговой Е.А. по пункту 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника) из муниципального бюджетного образовательного учреждения "Мелиховская средняя общеобразовательная школа", работавшей в этом учреждении поваром, было вызвано уважительными причинами и связано с изменением порядка организации питания в школе, которое с момента увольнения Роговой Е.А. осуществлялось индивидуальным предпринимателем Овчинниковой Л.И., на работу к которому в качестве повара после увольнения из Мелиховской средней общеобразовательной школы была принята по срочному трудовому договору Рогова Е.А.
В связи с истечением срока трудового договора, заключённого Роговой Е.А. с индивидуальным предпринимателем Овчинниковой Л.И., 22 июня 2015 г. Рогова Е.А. была уволена с работы по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть не по собственной инициативе, и была трудоустроена 20 декабря 2015 г. (в течение 6 месяцев с момента увольнения от ИП Овчинниковой Л.И.) в качестве кухонного рабочего в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области "Усть-Донецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов" - в организацию социальной сферы.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции с учётом норм права, регулирующих спорные отношения, о соблюдении Роговой Е.А. условий для сохранения за ней права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилья не опровергнуты Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области как лицом, подавшим апелляционную жалобу, в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Не установив каких-либо новых обстоятельств, не применив изложенные выше нормы материального права в их системной взаимосвязи, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и взыскал с Роговой Е.А. денежные средства, предоставленные ей в качестве социальной выплаты, указав, что со стороны Роговой Е.А. имел место формальный факт нарушения трёхстороннего договора в части расторжения трудового договора с Мелиховской средней общеобразовательной школой до истечения 5 лет с момента получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты. При этом суд апелляционной инстанции не учёл, что изменение Роговой Е.А. места работы не противоречило основным целям и задачам как федеральной целевой программы, так и региональной программы по созданию надлежащих условий для закрепления молодых семей в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, целевому назначению предоставленной Роговой Е.А. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, с использованием которой ей и членами её семьи было приобретено жилое помещение.
Ввиду приведённых обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о взыскании с Роговой Е.А. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также для принятия нового решения об удовлетворении этих исковых требований.
С учётом изложенного обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 января 2018 г. отменить.
Оставить в силе решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 14 сентября 2017 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2018 г. N 41-КГ18-47
Текст определения официально опубликован не был