Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Термины и их определения
1.1. Международная автомобильная федерация (Federation Internationale de l'Automobile) - единственная международная организация, имеющая право устанавливать и применять правила и регламенты в целях содействия проведению под её эгидой соревнований по автомобильному спорту и управлению им.
1.2. Соревнования с общим стартом, в которых два или более автомобиля соревнуются одновременно между собой на трассе. Результат выступления участников оценивается по времени, которое они затратили на преодоление установленной дистанции в порядке пересечения линии финиша.
1.2.1. Дрэг-рейсинг (гонки на ускорение, Drag racing). Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "дрэг-рейсинг" (далее - дрэг-рейсинг). Соревнование двух автомобилей на ровной и прямой трассе длиной 804,67 м, 402,34 м или 201,2 м со стартом с места, в котором победителем является спортсмен, первым пересекший линию финиша.
1.2.2. Ледовые гонки. Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "ледовые гонки" (далее - ледовые гонки). Скоростные соревнования, в которых определяющим является порядок пересечения контрольной (финишной) линии, количество пройденных кругов и время прохождения дистанции, проводимые на кольцевых (замкнутых) трассах, закрытых для постороннего движения, имеющих ледовое или снежное покрытие.
1.2.3. Картинг (Karting). Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "картинг" (далее - картинг). Разновидность кольцевых гонок, в которых спортсмены принимают участие на автомобилях карт.
1.2.4. Кольцевые гонки (Circuit races). Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "кольцевые гонки" (далее - кольцевые гонки). Спортивное соревнование, проводимое на замкнутой трассе с одновременным участием двух или более автомобилей, в котором определяющим фактором является скорость или пройденная за заданное время дистанция.
1.2.5. Кросс (Autocross). Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "кросс" (далее - кросс). Кольцевая гонка, трасса которой полностью или частично проложена по пересеченной местности, не имеющей твердого покрытия.
1.2.6. Ралли-кросс (Rallycross). Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "ралли-кросс" (далее - ралли-кросс). Скоростные соревнования, в которых определяющим является порядок пересечения контрольной (финишной) линии, количество пройденных кругов и время прохождения дистанции, проходящие на кольцевых (замкнутых) трассах, закрытых для постороннего движения. От 35% до 65% трассы имеет твердое покрытие (асфальт, бетон и т.п.), а остальная часть - без покрытия либо с насыпным покрытием (грунт, песок, крошка, гравий и т.п.).
1.2.7. Трековые гонки. Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "трековые гонки" (далее - трековые гонки). Скоростные соревнования, в которых определяющим является порядок пересечения контрольной (финишной) линии, количество пройденных кругов и время прохождения дистанции, проводимые на овальных (замкнутых) трассах, закрытых для постороннего движения, имеющих снежное или ледовое покрытие.
1.3. Соревнования с раздельным стартом, в которых основным для определения результата является точность соблюдения расписания и последовательности прохождения судейских пунктов, а также время, затраченное на прохождение специальных участков. На протяжении всего маршрута (за исключением специальных участков) скорость никогда не может являться определяющим фактором для классификации, а участники обязаны соблюдать Правила дорожного движения.
1.3.1 Автомногоборье. Комплексное автомобильное соревнование, состоящее из набора различных элементов (автомобильный слалом, спринт-слалом, фигурное вождение, линейный слалом). Основным соревновательным фактором автомногоборья является безошибочное преодоление специально размеченных фигур за минимальное время.
1.3.2. Горные гонки (Hill climb). Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "горные гонки" (далее - горные гонки). Спортивное соревнование с раздельным стартом каждого автомобиля, проводимое на трассе в горной местности, на которой высотная отметка линии финиша превышает высотную отметку линии старта. Определяющим фактором для итоговых результатов является время прохождения данной дистанции.
1.3.3. Ралли (Rally). Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "ралли" (далее - ралли). Спортивное соревнование с заданной средней скоростью, проводимое целиком или частично на дорогах общего пользования. Маршрут ралли может включать один или несколько специальных участков, т.е. частей соревнования, проводимых на дорогах, закрытых для общего пользования и которые вместе взятые определяют общие результаты ралли. Неиспользуемые для спецучастков маршруты называются дорожными секциями, на которых скорость никогда не может являться определяющим фактором для классификации.
1.3.4. Ралли 3-й категории. Помимо дорожного соревнования, включает дополнительные соревнования, скорость прохождения которых не обязательно является главным фактором для определения результата. Специальные скоростные участки не используются. В течение такого ралли (включая дополнительные соревнования) все участники должны соблюдать скоростные ограничения, установленные Правилами дорожного движения.
1.3.5. Ралли-рейды (Cross-country rally). Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "ралли-рейд" (далее - ралли-рейды). Внедорожное ралли, проходящее преимущественно по пересеченной местности и включающее в себя один или несколько специальных участков (СУ).
1.3.6. Трофи-рейд. Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "трофи-рейд" (далее - трофи-рейды). Спортивное соревнование, проводимое по тяжелому бездорожью и включающее в себя один или несколько специальных участков.
1.3.7. Ралли-спринт. Группа спортивных дисциплин, в наименовании которых содержатся слова "ралли-спринт" (далее - ралли-спринт). Соревнование на лучшее прохождение закрытой для постороннего движения локальной дистанции сложной конфигурации.
1.4. Запрещенное соревнование. Соревнование, по которому вынесено решение руководящего органа общероссийской спортивной федерации о его запрещении. Может быть запрещено проведение любого соревнования на территории России, не соответствующего настоящим Правилам. Участие лицензированных спортсменов в запрещенном соревновании влечет за собой временную дисквалификацию.
1.5. Начало соревнования. Спортивное соревнование начинается со времени начала административных и/или технических проверок и включает в себя как тренировки, так и собственно соревнование.
1.6. Завершение соревнования. Завершением спортивного соревнования считается наиболее позднее из нижеперечисленных событий:
а) окончание сроков подачи протестов или апелляций либо завершение их рассмотрения;
б) окончание технической инспекции, проведенных после соревнования в соответствии с настоящими Правилами.
1.7. Старт. Момент подачи стартовой команды одному или нескольким участникам.
1.8. Финиш. При наличии электронной системы хронометража, финишем считается момент пересечения линии финиша, зафиксированный датчиком электронной системы хронометража. При ручном хронометраже, финишем считается момент пересечения линии финиша наиболее выступающей частью автомобиля. При наличии фотофиниша финишем считается момент пересечения линии финиша наиболее выступающей частью автомобиля, зафиксированный регистрирующей аппаратурой.
1.9. Гандикап. Способ, излагаемый в регламенте соревнования, имеющий целью, насколько это возможно, уравнять шансы соревнующихся.
1.10. Территория (место проведения) соревнования/мероприятия. Одна или несколько территорий, отведённых для его проведения под контролем организатора, включая зоны общего доступа, места для зрителей, а также зоны ограниченного доступа. Спортивные соревнования проводятся на объектах спорта, а также территориях (местах проведения) специально подготовленных для проведения официального спортивного соревнования, в том числе на участках автомобильных дорог, площадях, улицах.
1.11. Маршрут. Путь, по которому должны следовать участвующие в соревновании.
1.12. Трасса. Автомобильная дорога или специально построенное или подготовленное гоночное полотно с характерными сооружениями, используемая для соревнований.
1.13. Кольцевая трасса. Закрытая для постороннего движения трасса, постоянная или временная, начинающаяся и оканчивающаяся в одной и той же точке, построенная или приспособленная специально для автомобильных соревнований.
1.14. Трек. Стационарная кольцевая трасса с максимум четырьмя поворотами, направленными в одну сторону.
1.15. Гоночная дорожка (не спецучасток). Дорожка, специально построенная или приспособленная для проведения соревнований. Гоночная дорожка ограничивается краями гоночного полотна.
1.16. Закрытый парк (ЗП). Зона с ограниченным доступом и специальным режимом, находящаяся под контролем Организатора и официальных лиц, предусмотренная регламентом соревнования, куда Заявитель обязан привести свой автомобиль (автомобили).
1.17. Заявитель. Юридическое или физическое лицо, принимающее участие в соревновании или попытке установления рекорда, обладающее лицензией заявителя и имеющее право заявлять для участия в соревновании спортсменов, механиков и иной персонал, который должен быть внесён в заявку на участие в соревновании, в соответствии с регламентом соревнований.
1.18. Представитель. Лицо, заявленное на соревнование Заявителем как официальное и обладающее всеми полномочиями, предоставленными такому представителю регламентом соревнования. Полномочия представителя подтверждаются письменной доверенностью, оформленной надлежащим образом.
1.19. Спортсмен или пилот. Лицо, обладающее действующей лицензией пилота с правом управления спортивным автомобилем и допущенное до участия в соревновании. В некоторых дисциплинах автомобильного спорта несколько спортсменов объединяются в один экипаж, как это предусмотрено настоящими Правилами.
1.20. Экипаж. Двое или более спортсменов, обладающих действующими лицензиями пилотов с правом управления спортивным автомобилем или правом нахождения в нём и допущенные до участия в соревновании.
1.21. Механик или гоночный инженер. Лицо, официально заявленное на соревнование по установленной форме и оказывающее спортсмену либо экипажу техническую поддержку во время проведения соревнования в объёме, установленном настоящими Правилами.
1.22. Лицензия. Регистрационное свидетельство, выдаваемое общероссийской спортивной федерацией юридическому или физическому лицу, необходимое для участия в каком-либо качестве в соревнованиях, регламентированных настоящими Правилами.
1.22.1. Лицензия Заявителя. Лицензия, позволяющая физическому или юридическому лицу заявлять спортсменов и автомобили для участия в соревновании.
1.22.2. Лицензия пилота. Лицензия, позволяющая заявленному спортсмену управлять автомобилем в ходе соревнования. В дисциплинах, где в каждом автомобиле участвуют два или три спортсмена на равных правах, каждый из них должен иметь вышеупомянутую лицензию.
1.22.3. Лицензия Механика. Лицензия, позволяющая участвовать в соревновании в качестве механика.
1.22.4. Лицензия спортивного судьи. Регистрационное свидетельство, выдаваемое спортивному судье по автомобильному спорту, подтверждающее его квалификацию.
1.22.5. Лицензия Организатора. Документ, подтверждающий право обладателя организовывать соревнование.
1.22.6. Лицензия на трассу. Сертификат, свидетельствующий о том, что трасса проинспектирована, и что на трассе предусмотрены все условия, при которых на ней могут проводиться определённые категорией её лицензии соревнования.
1.23. Спортивное гражданство обладателя лицензии. Заявитель или спортсмен, получивший лицензию общероссийской спортивной федерации, принимает в автомобильном спорте на период действия этой лицензии Российское гражданство и обязан нести на своём автомобиле национальный флаг России. Спортсмены, участвующие в чемпионатах мира FIA, сохраняют свое гражданство по паспорту во всех официальных документах, информационных бюллетенях и на церемонии награждения.
1.24. Классификация автомобилей. Объединение автомобилей в группы, по рабочему объёму двигателя или любым иным характеристикам.
1.25. Рабочий объём двигателя. Объём, образуемый в цилиндре (или цилиндрах) двигателя между крайними верхним и нижним положениями (возвратно-поступательно движущихся) поршня или поршней. Этот объем выражается в кубических сантиметрах, и при его расчете число "Пи" принимается равным 3,1416.
1.26. Спортивное наземное транспортное средство. Под ним понимается аппарат для участия в спортивных соревнованиях, приводимый в движение своими собственными средствами и передвигающий с постоянной опорой на землю (или лёд) с помощью либо несущих механических устройств, либо опосредовано, при этом движущая сила и система управления данного средства постоянно и полностью контролируются находящимся на его борту спортсменом.
1.27. Автомобиль (спортивный автомобиль). Наземное транспортное средство для участия в спортивных соревнованиях, передвигающееся с помощью не менее четырёх не расположенных на одной линии колёс с постоянным контактом с земной поверхностью (льдом), из которых не менее двух служат для управления движением, и не менее двух являются ведущими.
1.28. Спортивное специальное транспортное средство. Транспортное средство для участия в спортивных соревнованиях, имеющее не менее четырёх колёс, перемещение которого обеспечивается не при помощи колес.
1.29. Транспортное средство на несущем слое для участия в спортивных соревнованиях. Транспортное средство, которое при перемещении опирается на земную поверхность (лёд) посредством сжатия, находящегося под ним слоя воздуха.
1.30. Гибридный автомобиль. Автомобиль, использующий два или несколько различных источников энергии для своего движения.
1.31. Карт. Небольшое четырёхколёсное гоночное транспортное средство с жёсткой рамой без подвески. Двигатель приводит в движение только задние колеса, соединённые между собой неразрезной задней осью без дифференциала. Пилот располагается сидя лицом вперед.
1.32. Гоночный автомобиль. Одноместный гоночный автомобиль с открытыми колесами, построенный исключительно для участия в гонках, проводимых на специальных кольцевых трассах.
1.33. Спортпрототип. Двухместный открытый или закрытый автомобиль, построенный с единственной целью участвовать в гонках, проводимых на кольцевых трассах.
1.34. Автомобиль Гранд Туринг (ГT) или Grand Touring Car (GT). Открытый или закрытый автомобиль с одной дверью с каждой стороны и минимум двумя сидениями по одному с каждой стороны от центральной осевой линии автомобиля. Эти два сидения должны пересекаться одной и той же поперечной плоскостью. Автомобиль должен иметь одобрение для движения по дорогам общего пользования, и быть адаптирован для гонок на кольцевых трассах или треках.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.34. Автомобиль Туринг (Touring Car). Автомобили серийного производства, выпущенные в количестве не менее 2500 идентичных экземпляров за 12 месяцев подряд, имеющие не менее четырёх мест для взрослых, цельную несъёмную крышу и не менее двух дверей по одной с каждой стороны, внутренние размеры которого не менее, чем установлены правилами омологации FIA для группы "А".
1.35. Внедорожный автомобиль (Cross-Country Vehicle). Автомобиль, конструктивно предназначенный производителем, в том числе для внедорожного использования.
1.36. Специальный кроссовый автомобиль (СКА). Автомобиль, конструктивно предназначенный для участия в соревнованиях по кроссу.
1.37. Полноприводной автомобиль. Автомобиль с колесной формулой 4х4, конструктивно предназначенный для участия в соревнованиях по ралли, ралли-рейдам, кроссу или трофи-рейдам.
1.38. Грузовой автомобиль. Двухосный дорожный тягач, или автомобиль, предназначенный для перевозки грузов максимальной массой более 3,5 тонн. Общая форма тягача/грузового автомобиля должна соответствовать форме допущенного для движения по общественным дорогам транспортного средства для перевозки товаров/грузов, в том числе, седельного тягача или грузовой платформой.
1.38.1. Полноприводной грузовой автомобиль. Грузовой автомобиль с колесной формулой 4х4 или 6х6, конструктивно предназначенный производителем, в том числе для внедорожного использования.
1.39. Автомобиль серийного производства. Автомобиль, выпущенный в количестве, определяемом правилами омологации и/или технической регламентацией к данной категории автомобилей. Двигатель серийного производства - двигатель, серийно устанавливаемый на автомобили серийного производства.
1.40. Техническая регламентация. Комплект одобренных общероссийской спортивной федерацией технических требований (описаний), определяющих параметры автомобиля для участия соревнованиях.
1.41. Спортивная санкция. Мера ответственности за нарушение субъектом физической культуры и спорта настоящих Правил, положений (регламентов) спортивных соревнований, антидопинговых правил, норм и требований, соревнований.
1.42. Протест. Официальная жалоба, подаваемая Заявителем в определенный промежуток времени в отношении действия или упущения со стороны другого участника или официального лица, или в отношении правомочности участия другого автомобиля.
1.43. Апелляция. Официальная жалоба, подаваемая в ограниченный период времени Заявителем на решение, действие или упущение со стороны официального лица во время соревнования.
1.44. Пит-лейн. Специально выделенный участок дорожного полотна, примыкающий к трассе, служащий для безопасного выезда на трассу и съезда с неё.
1.45. Пит-уол. Бетонное ограждение, отделяющее трассу от пит-лейн
1.46. Зачётная секция. В джип-триале часть трассы, содержащая предстартовую зону и несколько Ограничительных ворот. Зачётная секция огораживается ограничительной лентой.
1.47. Ограничительные ворота. В джип-триале пространство между двумя ограничительными вешками, установленными перпендикулярно к поверхности трассы. Ограничительные ворота подразделяются на стартовые, финишные и курсовые. Курсовые ворота обозначаются на левой по ходу движения вешке флажком с номером, соответствующим порядковому номеру ворот.
1.48. Лимит времени. В джип-триале установленный организатором соревнования промежуток времени, в течение которого каждый Экипаж должен произвести финиш в секции.
1.49. Дополнительное соревнование (ДС). Часть соревнования в ралли, проводимого по специальным правилам.
1.50. Специальный участок (СУ). В ралли хронометрируемое скоростное дополнительное соревнование, проводимое на участках дорог, полностью закрытых для постороннего движения и, как следствие, не являющихся на момент проведения СУ дорогами общего пользования. Главным фактором для определения результата на СУ является время прохождения его дистанции.
В ралли-рейдах - хронометрируемая гонка, проводимая на пересеченной местности вне дорог общего пользования и/или на участках дорог, на которых временно ограничено/прекращено дорожное движение, за исключением спортивных автомобилей.
1.51. Брифинг. Собрание спортсменов и/или представителей Заявителей для получения информации и инструкций от Организатора соревнования, и судей. Как правило проводится Директором гонки или Главным судьёй.
1.52. Дорожная книга. Обязательный официальный документ, содержащий детальное описание маршрута ралли в виде легенды; маршрутный лист ралли с разделением на дорожные секторы, секции и дни; общую карту ралли; карты, схемы и планы СУ на топографических или иных ясно читаемых картах местности; планы мест старта и финиша ралли; планы Парков Сервиса, технических зон и Закрытых Парков; заправочные зоны и коммерческие АЗС, на которых разрешена заправка; зоны замены шин, маркировки и проверки маркировки.
1.53. Баха. Соревнование, которое проводится за 1 день (максимальная общая дистанция 600 км) или за 2 дня (максимальная общая дистанция 1000 км).
1.54. Омологация. Регистрация автомобилей, их агрегатов, деталей, а также устройств безопасности и экипировки для их использования в спортивных соревнованиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.