Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья. 15. Технические и иные параметры места проведения соревнований
15.1. Параметры места проведения соревнования в спортивной дисциплине "автомногоборье".
15.1.1. В классическом скоростном маневрировании - фигурном вождении расстояние между фигурами и их взаимное расположение устанавливаются в зависимости от конфигурации и размеров площадки. Фигуры обозначаются стойками и фишками. Стойки в фигурах устанавливаются через 1 м.
Трасса включает в себя следующие фигуры со стандартным комплексом упражнений на них:
а) "Эстафета" - жёсткое кольцо диаметром 200 мм из прутка диаметром сечения 5-10 мм, надеваемое на горизонтальный кронштейн вертикальной стойки, установленной на устойчивой подставке. Высота кронштейна должна соответствовать середине оконного проема двери автомобиля. Различаются два вида "эстафеты":
"Эстафета круговая", при выполнении которой спортсмен должен снять кольцо и объехать эстафетную стойку (по полной окружности), затем вновь надеть кольцо на тот же кронштейн. Допускается надевать кольцо на кронштейн через верхний конец стойки.
"Эстафета линейная" отличается от круговой тем, что устанавливаются две эстафетные стойки с расстоянием между ними не менее 15 м. Спортсмен должен снять кольцо ("эстафету") с первой (по ходу автомобиля) стойки и повесить его на кронштейн второй стойки. Возможна "эстафета линейная" с установкой одной стойки. Спортсмен в этом случае должен снять со стойки кольцо и повесить его на прежнее место после выполнения других упражнений.
б) "Круг" - две концентрические окружности, обозначенные ограничителями, образующие кольцевую проезжую часть, въезд на которую и выезд из которой осуществляется через ворота во внешней окружности. Спортсмен должен въехать через ворота на проезжую часть "круга", проехать по "кругу" и вывести автомобиль за створ ворот, не задев ограничителей.
Фигуру "круг" спортсмены проходят сначала передним ходом по часовой стрелке, а затем - задним ходом против часовой стрелки. Каждое упражнение на фигуре является самостоятельным.
в) "Крест" - аналог фигуры "круг", обозначенный ограничителями, расположенными на условных окружностях по концам двух взаимно перпендикулярных диаметров. Поле между ограничителями условных окружностей является проезжей частью фигуры.
г) "Стоянка" - прямоугольник, обозначенный ограничителями с трёх сторон, одна широкая сторона открыта и обозначена на поверхности площадки линией шириной 3 см. Ширина этой линии откладывается наружу от теоретического размера фигуры. Спортсмен должен через открытую сторону фигуры поставить автомобиль так, чтобы в момент остановки автомобиля ни одна его деталь (кроме зеркала и фаркопа) не выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль, не задев ограничителей.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
г) "Колея" - две пары брусков (фишек), образующие проезд для колес одной стороны автомобиля. Фишка для колеи имеет ширину не менее 8 см и длину 16 см. Торец бруска, направленный в сторону проезда, срезан под углом 30 градусов к вертикали. Спортсмен должен провести автомобиль так, чтобы передние и задние колеса одной стороны автомобиля прошли между фишками, не задев их.
При разметке фигуры, на площадке наносятся пятна, повторяющие очертания основания фишек, но так, чтобы после установки этих фишек краска не была видна (накрашенные участки полностью накрываются фишками). Задевание и смещение фишки определяется появлением полоски краски из-под неё.
д) "Бокс" - прямоугольник, обозначенный ограничителями с трёх сторон; одна узкая сторона открыта. Спортсмен должен поставить автомобиль так, чтобы с открытой стороны ни одна его деталь (кроме зеркала и фаркопа) не выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль из фигуры, не задев ограничителей.
е) "Пеньки" - два пенька (фишки), установленные вертикально на расстоянии друг от друга, приблизительно равном базе автомобиля. Фишки-пеньки представляют собой цилиндры (допускается также прямоугольное сечение пеньков) высотой, определяемой наименьшим дорожным просветом автомобиля согласно его технической характеристике. Высота "пеньков" по фактическому просвету допускается, если все спортсмены выступают на одном автомобиле. Диаметр цилиндров (или ширина стороны прямоугольников) должен быть в пределах 0,5-0,6 их высоты. Расстояние между пеньками оговаривается в Регламенте (положении) спортивного соревнования.
ж) "Змейка" - не менее пяти ограничителей (стоек), установленных по прямой линии с одинаковыми интервалами, что образует четыре проезда. Спортсмен должен последовательно проехать все проезды, полностью выехав за ось крайнего проезда, не задев ограничителей.
з) "Габаритные ворота" - две пары консолей, установленные горизонтально по высоте наибольшей габаритной ширины автомобиля. Консоли - жёсткие стержни, установленные подвижно в горизонтальной плоскости на вертикальных стойках. Для контроля проезда ширина ворот должна обозначаться на поверхности площадки метками, являющимися проекцией свободных концов горизонтальных консолей. Допускается для этой цели основания стоек "габаритных ворот" чётко очерчивать на площадке по их периметру. Размер мягких наконечников, если таковые применяются для предохранения от царапин лакокрасочных покрытий автомобиля, входит в зачётный габарит.
и) "Стоп" - линия длиной 3 м и шириной 15 см, нанесённая на поверхность площадки перпендикулярно зачётному направлению движения. В одном метре перед линией "стоп" параллельно ей наносится линия, ограничивающая зону фигуры. Спортсмен должен, двигаясь безостановочно от первой линии, так поставить автомобиль, чтобы в контакте с линией "стоп" оказались оба колеса, обусловленные как зачётные. При этом финишем считается тот момент, когда наиболее выступающая по направлению движения точка автомобиля пересекает вертикальную плоскость, проходящую через линию финиша. Спортсмен после фиксации финиша продолжает вести автомобиль для выполнения упражнения "стоп". При фиксации остановки автомобиля спортсмен не должен снимать ногу с педали тормоза до разрешения судьи на финише.
Для обеспечения безопасности в схему вида могут быть включены дополнительные ограничители.
15.1.2. В нестандартном скоростном маневрировании ("нестандарт") - точности скоростного преодоления трассы, оборудованной фигурами определенной конфигурации и размеров, требования к трассе следующие:
Фигуры трассы обозначаются ограничителями. Ограничители могут иметь различные отличительные признаки, например, разноцветные флажки, пластмассовые чехлы и т.п., что обеспечивает более быстрое распознавание проездов при движении по трассе. Однако эти отличительные признаки не должны затруднять движение автомобиля по трассе и судейства.
15.1.3. Соревнования по автомобильному слалому (далее - слалому) проводятся на трассах с многократным изменением направления движения за счет естественных или искусственных ограничителей, снижающих скорость.
Ширина трассы на участках, не содержащих ворот и коридоров - не менее 6 м. Трасса размечается ограничителями. Для обозначения ворот ограничители устанавливаются на одинаковом для всех ворот расстоянии в 3-4 м. Положение оснований ограничителей обозначается на поверхности площадки по их периметру. На каждые 100 м трассы должно быть не менее 10 препятствий:
а) одиночные ограничители;
б) ворота;
в) последовательно установленные с обеих сторон ограничители с равными или переменными интервалами;
г) коридоры шириной от 3 до 6 м, образованные двумя параллельными рядами ограничителей, установленных с интервалами в 1-2 м.
Изменение направления движения более чем на 45 градусов, допускается только в случаях крайней необходимости (при ограничении габаритов площадки). Допускается многократное использование одних и тех же элементов трассы как в одном, так и во встречном направлении движения. Длина прямолинейных участков трассы не должна превышать 100 м. Линия финиша должна отстоять от последнего изменения прямолинейности движения не менее чем на 15 м. Это расстояние должно быть повторено за линией финиша при проведении его "с хода". Для снижения средней скорости с целью обеспечения безопасности, допускается применение фигур "классики" на трассах слалома.
Трасса линейного слалома представляет собой прямолинейную "змейку" с переменным шагом. Каждый из проездов сужается к середине трассы на 1 м, а далее - расширяется на ту же величину. При недостаточности размеров площадки допускается одноразовый излом трассы, что должно быть оговорено в Регламенте (положении) спортивного соревнования. После последней стойки может быть установлена разворотная стойка на расстоянии, равном расстоянию от старта до первой стойки.
Трасса спринт-слалома представляет собой сочетание прямых участков и участков с попеременным изменением направления движения (слаломных). Расстояние между стойками 10 м. Допускается другое расстояние, если это оговорено в Регламенте (положении) спортивного соревнования. Предпочтительно строить трассу спринт-слалома замкнутой, с двумя отдельными зонами старта-финиша, расположенными в противоположных точках трассы на прямолинейных её участках. При такой конфигурации трассы старты даются с места, при работающем двигателе, в противоположных направлениях.
15.2. Параметры места проведения соревнования в горных гонках
Для проведения соревнований по горным гонкам выбирается трасса на дорогах общего пользования, закрытая для постороннего движения с асфальтовым или твердым гравийным покрытием хорошего качества, на которой линия финиша находится выше линии старта. Рекомендуемая длина трассы от 500 м до 10000 м. Минимальная ширина 3 м, с допустимым сужением на участках ограниченной длины, при условии достаточной видимости.
15.3. Параметры места проведения соревнования в джип-триале
Трасса должна содержать сильно пересеченный рельеф, перепады высот, искусственные и/или естественные препятствия, которые должны выбираться таким образом, чтобы после преодоления их участниками, они (по возможности) минимально изменяли свою конфигурацию. При постройке искусственных препятствий, в их конструкцию необходимо закладывать прочность, достаточную для сохранения их конфигурации на протяжении всего соревнования.
Конфигурация каждой Зачетной секции должна быть такой, чтобы участники не могли бы развить высокую скорость.
Ограждение Зачетной секции служит для закрытия доступа в неё посторонних автомобилей и зрителей. Высота ограждения должна быть не менее 1200 мм и не более 1500 мм. Оно должно быть выполнено с помощью ленты на вешках. Допускаются не более двух разрывов в ограждении Зачетной секции для устройства стартовых и финишных ворот. Обязательно двойное ограждение с коридором безопасности не менее 1,5 м. Оно должно быть выполнено с помощью ленты на вешках или рекламных щитов, баннеров или растяжек.
Примечание. Разрешается нахождение в этом коридоре только судей и аккредитованной прессы.
Ограждение следует устанавливать таким образом, чтобы оно не ограничивало свободу маневра Участника при преодолении препятствия. Ограждение следует устанавливать на расстоянии не менее 10 метров от Курсовых ворот везде, где это возможно. В случае если Организатор желает ограничить свободу маневра, следует устанавливать дополнительное препятствие или дополнительные Курсовые ворота.
Характеристики грунта. Трасса может быть расположена на любом грунте за исключением: торфа, зыбучего песка, ила или иных слабых грунтов, которые заведомо не предоставляют Участникам равных условий прохождения по одной траектории.
Курсовые ворота должны располагаться либо непосредственно за препятствием, либо, непосредственно на препятствии. В любом случае, для прохождения ворот участнику необходимо преодолеть препятствие. Ширина Курсовых ворот может варьироваться в пределах 2300-2450 мм. При этом ширину ворот следует подбирать с учетом препятствий, траекторий, характеристик грунта и состава участвующих в соревновании автомобилей. При необходимости верхний предел может быть увеличен по решению Руководителя гонки. Общее количество курсовых ворот в секции должно быть не менее 1 и не более 5. При возможности установки большего числа ворот, такую секцию следует разбивать на две.
Стартовые и финишные ворота не должны совпадать. Для обеспечения беспрепятственного старта и финиша участников, необходимо огораживать лентой или рекламными щитами зоны, протяженностью не менее 5 м, примыкающие непосредственно к соответствующим воротам. Ширина этих зон должна быть не менее ширины ворот, к которым они примыкают.
15.3.1. Особенности трасс для спортивных дисциплин "джип-триал Д1" и "джип-триал Д2".
Трасса должна быть сконфигурирована таким образом, чтобы максимальный угол подъёма не превышал 30 градусов при общей длине не более 7 метров. Угол спуска не должен превышать 30 градусов при общей длине не более 7 метров, при обеспечении закругления в конце спуска таким образом, чтобы исключить упор бампером могущего вызвать фронтальное опрокидывание автомобиля.
Угол поперечного крена не должен превышать 20 градусов, при этом длина склона в сторону от внешнего края комплектного колеса верхней по склону стороны автомобиля не может превышать 3,5 м, высота преодолеваемого на въезд уступа не должна превышать 400 мм, а глубина преодолеваемых бродов не должна превышать 400 мм. Броды разрешаются при наличии твердого дна и выезда.
15.3.2. Особенности трасс для спортивных дисциплин "джип-триал Д3", "джип-триал Д4" и "джип-триал Д5".
Трасса должна содержать препятствия, заведомо не преодолимые для автомобилей категорий Д1 и Д2. Возможно применение подъемов 45 градусов и более, спуски до 50 градусов, косогоры до 30 градусов, стенки высотой более 400 мм, камни, бетонные блоки, деревянные препятствия.
15.4. Параметры места проведения соревнования в дрэг-рейсинге
Трассы для дрэг-рейсинга подразделяются на предназначенные для официальных соревнований и предназначенные для традиционных соревнований, при этом на последних не допускается участие автомобилей, проходящих зачётную дистанцию менее, чем за 9,5 секунд.
15.4.1. Ширина дрэг-полосы. Для официальных соревнований должна составлять не менее 14 метров, ширина каждой полосы соответственно 7 метров, но не более 18 метров при наличии ограждений по бокам трассы. Для традиционных соревнований минимум 12 метров (каждая полоса минимум 6 метров), но не более 18 метров при наличии ограждений по бокам трассы.
15.4.2. Длина трассы. Длина предстартовой и стартовой зоны (где автомобили ожидают команды на выезд к старту и старт, соответственно) должна составлять минимум 10 метров. Рекомендуется 25 метров.
15.4.3. Зона торможения. Для официальных соревнований основная зона торможения должна быть не менее 430 м. Рекомендуется иметь зону торможения длиной 600 метров. Для традиционных соревнований 400 метров.
За основной зоной торможения необходима зона экстренного торможения. При дорожном покрытии аналогичном основной зоне торможения (асфальт или бетон), длина должна быть не менее 100 м и завершаться останавливающими, поглощающими и рассеивающими энергию удара устройствами, способными безопасно для пилота остановить автомобиль. При покрытии отличном от основной зоны торможения, зона экстренного торможения должна быть выполнена из рыхлого песка или гравия, длиной не менее 20 м и оканчиваться останавливающими, поглощающими и рассеивающими энергию удара устройствами.
15.4.4. Продольный профиль. Максимальное повышение или понижение продольного профиля не должно превышать 1%.
15.4.5 Поперечный уклон. Поперечный уклон между краями трассы или между её средней линией и краем не должен превышать 2%.
15.4.6. Покрытие дрэг-полосы. Трасса - плотная асфальтовая или бетонная поверхность по конструкции схожая с дорогами 1-й категории. При наличии швов они должны быть заделаны битумом. Зона основного торможения - такое же или схожее покрытие, как и на трассе. Зона экстренного торможения - твердое покрытие, трава, гравий и т.д.
15.4.7. Разметка. Линии разметки - белые или жёлтые линии шириной не менее 100 мм. Допускается разметка свободностоящими дорожными конусами из лёгких материалов.
15.4.8. Дорожка возврата. Проезжая часть шириной не менее 3 м, соединяющая зону торможения и парк-стоянку (паддок). Должна являться отдельной проезжей частью, если иное не оговорено частным регламентом.
15.4.9. Временные дрэг-полосы должны иметь те же характеристики, что и постоянные или быть максимально приближены к ним.
15.4.10. Иные дистанции. При проведении соревнований с зачётной дистанцией более _ мили, но не более _ мили, требования к дрэг-полосам аналогичны трассам для традиционных соревнований, за исключением зон торможения. Минимальная длина зон основного и экстренного торможения в совокупности должна составлять не менее 1 км, не исключая других требований, применяемых к зонам торможения.
15.4.11. Защитные ограждения. Зрительская зона должна быть отгорожена защитной сеткой таким образом, чтобы у зрителей не было возможности прохода на трассу. Минимальное расстояние от трассы до места нахождения зрителей 10 метров (рекомендуется расстояние 15 метров, увеличивающееся по мере приближения к финишу). Вдоль трассы по всей длине зрительской зоны должны находиться бетонные блоки (например, ФБС 24-4-6 увязанные металлической проволокой между собой или иные, одобренные инспектором ограждения). Рекомендуется наличие покрышек перед блоками (со стороны трассы). Покрышки должны быть связанными между собой в вертикальные стойки по 5-6 покрышек. Зрительская зона должна заканчиваться не ближе 100 метров до линии финиша.
Рекомендуется наличие металлического отбойника по краям трассы. В случае его отсутствия, вдоль всей длины трассы и зон торможения должно быть не менее 30 метров зоны безопасности с ровным покрытием (грунт, песок, трава и т.д.). В данной зоне не должно находиться зрителей, автомобилей и других препятствий. Аварийные службы и/или посты вмешательства должны быть отгорожены от трассы бетонными блоками.
Предстартовая зона должна быть отгорожена таким образом, чтобы исключить проход посторонних лиц. Запрещено нахождение зрителей непосредственно за предстартовой зоной. Въезд и вход в предстартовую зону должен иметь систему контроля доступа.
15.5. Параметры места проведения соревнования в ледовых гонках
15.5.1. Покрытие - лед толщиной более 15 см по всей длине трассы. Ширина трассы - не менее 8 метров, на поворотах - не менее 12 метров. Длина прямолинейных участков - не более 400 метров, длина стартовой прямой - не более 200 метров. Длина трассы не менее 1500 метров и не более 2500 метров. На трассе не допускаются подъемы и спуски крутизной более 10%, а также "трамплины", на которых движущийся с расчётной скоростью автомобиль может временно потерять контакт с дорожным полотном. На всём протяжении трассы должны быть обеспечена возможность обгона движущегося впереди или объезд остановившегося автомобиля.
15.5.2. Барьеры безопасности (снежные брустверы) высотой не менее 1,2 м по наружной стороне поворотов и 0,5-1 м по внутренней стороне поворотов и на прямолинейных участках трассы, обработанные роторной снегоуборочной машиной или иным подобным образом, обеспечивающим прямой угол между плоскостями дорожки и барьера. Допускается последующее заледенение вертикальной плоскости. Место схода с круга расчищается в барьере не менее чем через 300 м после линии финиша. Желательно места схода с круга и входа в круг разделить.
15.5.3. Стартовая прямая должна, по возможности, находиться за пределами зачётной трассы (примыкать к кругу). Размер стартовой зоны должен обеспечивать расстояние по фронту между стоящими автомобилями не менее 1,5 м. Такую же ширину должна иметь стартовая прямая до первого поворота. Начало первого поворота должно быть не менее чем в 80 метрах от линии старта, а его угол не должен превышать 45 градусов. Линия старта должна располагаться на горизонтальной плоскости, исключающей самопроизвольное качение незаторможенного автомобиля на нейтральной передаче.
15.5.4. Судейское посты располагаются, как правило, на внутренней стороне поворота с условием, чтобы каждый пост хорошо просматривался двумя соседними. Расстояние между постами не должно превышать 300 м.
15.5.5. Рекомендуется применение светофора не менее чем с двумя красными сигналами, управляемыми двухпозиционным переключателем ("ВЫКЛЮЧЕНО" - "ВКЛЮЧЕНО") или не менее чем с двумя красными сигналами, расположенными над таким же количеством зелёных, управляемыми трехпозиционным переключателем ("ВЫКЛЮЧЕНО" - "КРАСНЫЙ" - "ЗЕЛЁНЫЙ"). Рекомендуется применение также дублирующего светофора, развёрнутого в сторону трибун и управляемого от переключателя основного светофора.
15.5.6. Зрители, свободные от гонки пилоты, механики и иной персонал участников должны находиться в безопасных местах на уровне дорожки или выше неё. Там, где место для зрителей располагается на наклонной поверхности, её крутизна не должна превышать соотношения 1:4, если эта поверхность не имеет террас и трибун. На местности такие места должны иметь ограду или другую эквивалентную структуру высотой не менее 1,2 м, не менее чем в 30 метрах от полотна зачётной трассы для расположения парк-стоянки и не менее 15 м в зрелищных местах трассы.
15.6. Параметры места проведения соревнования в картинге
15.6.1. Характеристики трасс.
Длина трасс:
1,200 м минимум для трасс категории "A" или "B".
1,000 м минимум для трасс категории "B", построенных до 2005 года.
800 м минимум для трасс категории "C";
600 м минимум для трасс категории Лицензии "D" или "E".
Классы без коробки передач - 1,700 м максимум. Классы с коробкой передач - 2,500 м максимум.
Ширина трасс:
8 м минимум, 12 м максимум для трасс категории "A" или "B";
7 м минимум, 12 м максимум для трасс категории "C";
6 м минимум, 10 м максимум для трасс категории "D";
7 м минимум, 10 м максимум для трасс категории "E";
Уклон на постоянных трассах: продольный 5% максимум; поперечный 10% максимум.
Стартовая/финишная прямая на постоянных или временных трассах:
Длина минимум 150 м для трасс категории "A" или "B", 100 м для трасс категории "C" и (2L/28)+40 для трасс категории "D" или "E" (L - общая длина трассы).
Туннель: ширина трассы плюс 1,8 м обочины (включая ограждения) с обеих сторон трассы. Минимальная высота туннеля над полотном трассы 2,5 м.
Мост: ширина трассы плюс 1,5 м обочины (с защитным ограждением типа "Pastoral" см. Рисунок 4) с обеих сторон трассы.
Покрытие трассы: асфальт по всей длине трассы.
Полоса замедления и полоса выезда на трассу: въезд и выезд должен исключать возможность пересечения с гоночной траекторией в местах съезда с трассы и выезда на неё. Угол примыкания полосы замедления и выезда на трассу не должен превышать 30 градусов.
Количество картов, допускаемых на старте: , где L - длина трассы в метрах.
Края полотна трассы должны быть ограничены белой или жёлтой линиями максимальной шириной не более 120 мм.
15.6.2 Парк-стоянка (Паддок). Для Участников возле трассы должно быть отведено достаточное пространство. Это пространство должно соединяться с трассой обозначенными въездом и выездом. Парк-стоянка должна быть полностью огорожена, минимальная высота ограждения 2 м.
В парк-стоянке должно быть предусмотрено достаточное количество точек электропитания с, по крайней мере, 1 точкой на 8 мест (220 В/20 А).
Для трасс с категорией "А" парк-стоянка должна иметь минимальную площадь 12000 м2 и иметь размеченные места размером 6 м x 8 м. Для трасс с категорией "В" парк-стоянка должна иметь минимальную площадь 9000 м2 и иметь размеченные места размером 6 м x 8 м. Для трасс с категорией "С" и "D" для официальных соревнований парк-стоянка должна иметь размеченные места размером 6 м x 8 м. Парк-стоянка должна быть выполнена единым пространством.
15.6.3. Сервисные парки и закрытый парк. Для трасс с категориями "A" или "B", сервисные парки обязательны. Федерация может дать индивидуальные рекомендации по планировке сервисного парка. Должна быть предусмотрена шикана при въезде на полосу замедления с целью уменьшения скорости картов. Ширина полосы замедления должна быть от 2 м до 3 м.
В Сервисном парке должно присутствовать следующее:
а) водонепроницаемое и воздухонепроницаемое помещение для хранения шин;
б) крытое и проветриваемое помещение для хранения топлива;
в) крытое помещение для хранения технического оборудования;
г) крытый пост для технических проверок (включая демонтаж);
д) крытый пост для технической инспекции (30 м2);
е) для трасс с категорией "А" или "В" крытый пост для взвешивания. Заезд на весы должен быть оборудован рампами или весы должны быть вмонтированы в пол. Весы должны быть электронными и иметь действующий сертификат поверки. Организатор должен иметь поверенный 100 кг контрольный груз. Этот груз используется для корректировки весов до соревнования и в ходе него.
15.6.4. Края дорожки, её обочины и зоны схода. По всей длине с обеих сторон края дорожки должны быть ограничены обочинами, имеющими ровную поверхность и минимальную ширину 1,8 метров. Обочины должны быть очищены от камней и гравия и покрыты травой на минимальную ширину 1 м. Они должны быть продолжением поперечного профиля трассы, без ступеньки между полотном трассы и обочиной, любые горизонтальные переходы должны быть очень плавными и постепенными.
Зона схода - это участок поверхности между обочиной и первой линией защиты. Зона схода по отношению к обочине не должна иметь отрицательного уклона; положительный уклон не должен превышать 10% с плавным переходом от трассы к зоне схода. Эти требования также относятся к зонам схода, имеющим в качестве замедляющего материала гравий. Минимальный размер зоны схода определяется исходя из скорости карта, угла вероятного удара, коэффициента сцепления и других параметров.
Минимальное расстояние между двумя смежными участками трассы должно быть 8 м для трасс категорий "A", "B" или "C" и 6 м для трасс категорий "D" или "E". При этом может потребоваться разделяющее ограждение в середине этой зоны, в зависимости от выводов инспекции. Сооружение зоны схода обязательно, если гоночная траектория карта меняет свое направление более чем на 80°.
16.6.5. Стартовая решетка и стартовая прямая. Должна соответствовать эскизу, представленному на Рисунке 5. Должно быть не менее 70 м между линией старта и первым поворотом для трасс категорий "A" или "B", 50 м для трасс категории "C" и 40 м для трасс категорий "D" или "E". Этот поворот должен просматриваться насколько это возможно и иметь ширину от 10 м до 12 м. Под первым поворотом подразумевается изменения направления не менее чем на 45 градусов.
15.6.6. Стартовые светофоры. Оборудование для процедуры старта гонок должно соответствовать следующим требованиям:
а) Светофоры должны располагаться на расстоянии от 10 м до 15 м перед первым рядом стартовой решетки.
б) Светофоры должны располагаться на высоте от 2,5 м до 3,5 м над поверхностью трассы.
в) Светофоры должны располагаться как минимум над половиной ширины трассы. Контрольная платформа судьи старта должна располагаться на высоте 2,5 м и быть не дальше 3 м от кромки трассы.
Стартовые огни должны иметь следующие значения:
Красные сигналы включены: приготовиться к старту гонки.
Красные сигналы погашены: дан старт.
Мигающие оранжевые сигналы: старт отложен, требуется пройти еще один прогревочный круг.
Стартовые светофоры должны быть большими и яркими насколько это возможно, не менее величины и световой интенсивности светофоров, используемых на дорогах общего пользования.
15.6.7. Рекомендуемый тип защиты трассы зависит от доступного пространства и возможного угла столкновения. Основной принцип состоит в том, что там, где предполагаемый угол удара мал, предпочтительны гладкие непрерывные вертикальные барьеры, а там, где угол столкновения большой, используется замедляющая система (например, зона схода со слоем гравия) и останавливающие (например, пеноматрас) ограждения, при этом необходимо обеспечить достаточное пространство для этих целей на стадии проекта.
Зрители должны размещаться на уровне или выше уровня кромки трассы. Там, где зрители располагаются на уклоне, последний не должен быть круче 25% за исключением земляных террас или там, где организованы постоянные трибуны. Зрительские зоны должны огораживаться металлический сеткой или иной эквивалентной структурой, минимальной высотой 1,20 м. Это ограждение должно быть на расстоянии минимум 1 м позади первой или второй линий защиты трассы. Все зрительские зоны и зоны, запрещенные для зрителей, должны быть надежно закрыты непрерывными ограждениями.
Рекомендуемые типы защитных ограждений:
Тип A: воздушный матрас.
Тип B: пеноматрасы, улавливающие ограждение, пластиковые блоки.
Тип C: стопки шин.
Гравийный зоны схода (Рисунок 6). Должны быть минимальной шириной 2 м и заполнены окатанным гравием предпочтительно фракций 5/15 или максимум 5/20 с минимальной толщиной гравийного слоя 30 см. Зоны схода должны разрыхляться перед каждым соревнованием. Гравийный материал не должен располагаться ниже уровня трассы и не превышать уровень обочины.
15.7. Параметры места проведения соревнования в кольцевых гонках
15.7.1. План трассы. Форма гоночной дорожки в плане не является предметом ограничений, однако Федерация может рекомендовать изменить конфигурацию для повышения зрелищности соревнований и исходя из практической целесообразности. Максимально разрешенная длина прямолинейных участков трассы не более 2 км.
Рекомендуется, чтобы длина новой трассы не превышала 7 км. Длина трассы для расчёта дистанции гонки и классификации рассчитывается по средней линии гоночной дорожки.
Если не указано иное, все рекомендации относительно прямых и криволинейных участков касаются фактической траектории движения автомобилей с наивысшей скоростью, а не геометрической формы трассы (траектория, нанесённая на план, обычно даёт эффект укорачивания прямых и удлинения поворотов: при проектировании или модификации трассы разработчик обязан учитывать это в своих расчётах).
15.7.2. Ширина гоночной дорожки. При планировке новых постоянных трасс ширина гоночной дорожки должна быть не менее 12 м. Расширения или сужения должны быть выполнены как можно более плавно и в любом случае в пропорции не более чем 1 м ширины на 20 м длины гоночной дорожки. Ширина стартовой прямой для новых трасс должна быть не менее 15 м. Эта ширина должна сохраняться до выхода из первого поворота (по гоночной траектории). Для существующих трасс ширина гоночной дорожки в соответствии с Паспортом трассы.
15.7.3. Продольный профиль. Изменения профиля, как выпуклого, так и вогнутого, выполняется с учётом динамических характеристик автомобилей. В общем случае, следует избегать изменения профиля в местах интенсивного снижения скорости или интенсивного разгона. Продольный уклон прямой старта-финиша не должен превышать 2%.
15.7.4. Поперечный уклон, дренаж. На прямых участках трассы в целях дренажа поперечный уклон между краями гоночной дорожки или между её средней линией и краем не должен превышать 3% и быть менее чем 1,5%.
В поворотах вираж (уклон гоночной дорожки от её внешней стороны к внутренней) не должен превышать 10% (с возможными исключениями в отдельных случаях). Уклон в противоположном направлении, как правило, не допускается, за исключением отдельно оговоренных случаев. При этом скорость на входе в поворот в таких местах не должна превышать 125 км/час. Любые изменения поперечного уклона, особенно на участках входа в поворот и выхода из него, должны иметь плавные переходы по высоте, основанные на траектории движения.
Задача организации дренажных систем для эффективного отвода воды с поверхности трассы, пит-лейн, из паддока и зрительских зон должна рассматриваться в качестве приоритетной на стадии проектирования.
15.7.5. Края гоночной дорожки, её обочины и зоны схода. За исключением дорожек въезда на пит-лейн и выезда из него, края гоночной дорожки должны быть ограничены вдоль всей длины с обеих сторон сплошными белыми линиями шириной не менее 10 см. Краска не должна изменять сцепные свойства покрытия. Гоночная дорожка с обеих сторон должна иметь обочины с ровной поверхностью шириной от 1 м до 5 м на протяжении всей её длины. Обочины должны являться продолжением профиля гоночной дорожки, без ступеньки между ними: все переходы должны быть очень плавными.
Зона схода - это участок поверхности между обочиной и первой линией защиты. Зона схода должна постепенно переходить в обочину: если она имеет уклон, то он не должен превышать 25% вверх или 3% вниз по отношению к поперечной проекции поверхности трассы.
15.7.6. Стартовая прямая. При старте с места стартовая решётка должна быть организована следующим образом: должно быть, как минимум 6 метров (рекомендуется 8 метров), между двумя последовательными позициями на стартовой решётке. Предпочтительно, чтобы было расстояние не менее 250 метров между линией старта и первым поворотом. Только в данном случае поворотом будет считаться изменение направления движения не менее чем на 45 градусов, с радиусом поворота менее 300 метров.
15.7.7. Защитные ограждения. Там, где это возможно, целесообразно предусмотреть свободное пространство без препятствий или мест размещения зрителей, достаточное для полного гашения энергии вылетевшего с трассы автомобиля. Наиболее предпочтительным является создание условий для локализации возможной аварии в непосредственной близости от края гоночной дорожки путём поглощения энергии автомобиля и/или предоставления спортсмену условий восстановления контроля над ним. Для достижения этого могут применяться различные замедляющие и поглощающие энергию системы, останавливающие барьеры, которые образуют первую линию защиты.
Выбор применяемой конструкции определяется наличием свободного пространства и вероятным углом столкновения. Там, где вероятный угол удара мал, предпочтительны гладкие непрерывные вертикальные барьеры, а там, где угол столкновения большой, используются рассеивающие энергию удара устройства и/или, если имеется достаточно подходящее пространство - останавливающие барьеры в сочетании с зонами схода и замедляющими системами. Для этого необходимо предусмотреть пространство в подобных зонах на стадии проектирования. Эти зоны, как правило, располагаются с внешней стороны поворотов, их размер рассчитывается в зависимости от скорости на подходе к повороту и непосредственно в самом повороте.
Кроме того, могут потребоваться дополнительные меры для защиты зрительских зон, расположенных на уровне гоночной дорожки или выше неё. Порядок доступа зрителей в предназначенные для них зоны и условия их размещения там, должны соответствовать действующим на территории Российской Федерации нормативным правовым актам.
15.7.8. Здания и сооружения трассы. Требования, предъявляемые к таким сооружениям как Пункт управления гонкой, судейские посты на трассе, боксы команд, медицинский центр и т.д., зависят от статуса планируемого соревнования.
Пит-лейн шириной не менее 12 м, с расположенными боксами команд, Пунктом управления гонкой, должен быть смежным со стартовой прямой и отделён от неё обочиной шириной не менее 4 метров, пит-уолом и сигнальной платформой.
Как правило, длина пит-лейн должна рассчитываться исходя из длины 7 м (минимум - 4 м) на число автомобилей, ограниченных ёмкостью трассы. Въезд и выезд с пит-лейн должен исключать возможность пересечения с гоночной траекторией в местах съезда с трассы и выезда на неё.
Мосты и/или тоннели для проезда на внутреннюю часть трассы должны быть предусмотрены на стадии проектирования, т.к. они могут существенно повлиять на общую планировку.
Рекламные щиты и афиши, видеоэкраны и другие сооружения вдоль гоночной дорожки должны быть прочными и хорошо закреплены. Расположение и характеристики рекламы не должны никоим образом снижать видимость для спортсменов и официальных лиц, а также не вызывать мешающих или обманчивых оптических эффектов (например, чередование афиш с яркими и контрастными цветами, неправильно размещённые рекламные щиты, что вызывает ошибочное восприятие реальной конфигурации трассы и т.д.).
Не разрешается наносить никакой рекламы или декоративных элементов на покрытие дорожки (за исключением покрытия зон схода, имеющих твёрдое покрытие). В этих зонах любая реклама или украшение должны наноситься на поверхность так, чтобы это не приводило к уменьшению её качеств, препятствующих скольжению. Любая другая реклама между дорожкой и первой линией защиты запрещена, за исключением временных рекламных щитов, установленных на соревновании дополнительно с разрешения по каждой отдельной конструкции, а) Руководителя гонки и б) представителя Федерации. Все эти щиты по своей конструкции должны быть таковы, чтобы разрушаться при ударе автомобиля на лёгкие, безопасные части, однако быть устойчивыми к ветровой нагрузке. Они должны располагаться так, чтобы ни в коем случае не препятствовать обзору пилотам или судьям во время соревнования. Щиты не должны размещаться на внешней стороне поворота и на обеих сторонах на выходе из поворота и должны устанавливаться не ближе 3 метров от края трассы. Металлические материалы запрещены; допускается использование негорючего пенопласта или подобного материала, толщиной максимум 100 мм. Применение растяжек запрещено; соединение и крепление должно быть выполнено из лёгкого материала.
Любая реклама на стенах или гардрейлях первой линии защиты должна наноситься краской или в форме наклеек, в случае размещения на гардрейлях, такие афиши должны точно повторять контур секций гардрейля. Установка легких, гибких щитов или баннеров на элементах передней части первой линии защиты, но не как продление их, разрешается только в удаленных от трассы местах и там, где удар, по всей вероятности, будет перпендикулярным к этим элементам. Независимо от общей длины рекламной конструкции, панели, из которых она состоит, не должны быть длиной больше 150 см. Не допускается применение рекламных щитов на барьерах, параллельных дорожке и траектории движения.
Любые подвесные конструкции, располагающиеся перед первой линией защиты, должны быть на высоте минимум 4 м от поверхности земли. Они должны быть сертифицированы инженером, на соответствие требуемым стандартам прочности и устойчивости во избежание их падения вследствие ветровой нагрузки или при ударах об ограждение первой линии защиты.
Любое рекламное сооружение за первой линией защиты должно располагаться не ближе 1 м от неё и ни в коем случае не препятствовать передвижению аварийных служб. Однако в отдельных случаях руководитель гонки или/и директор гонки (если таковой назначен), могут потребовать их удаления на большее расстояние. Если существует риск падения рекламного сооружения за барьер безопасности, оно должно быть сертифицировано инженером на соответствие требуемым стандартам прочности и устойчивости. Любая сплошная рекламная конструкция перед второй линией защиты должна утверждаться руководителем гонки или директором гонки (если таковой назначен) и не создавать препятствий для доступа на трассу.
15.8. Параметры места проведения соревнования в кроссе
15.8.1. Трасса должна представлять собой замкнутую кривую произвольной конфигурации. Для легковых и специальных кроссовых автомобилей трасса должна иметь грейдированное грунтовое покрытие. Не допускается в соревнованиях для легковых и специальных кроссовых автомобилей пересечение ручьев и других естественных или искусственных водоёмов, ям и канав. Полотно трассы должно быть проходимым для всех классов автомобилей независимо от погодных усло
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.