Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 декабря 2018 г. N 03-07-11/95013
Вопрос: Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в отношении товаров (работ, услуг) имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных) переданных начиная с 1 января 2019 года, установлена ставка НДС в размере 20%.
К сожалению, данный нормативно-правовой акт не содержит переходных положений относительно контрактов, заключённых до 2019 года и регулируемых федеральными законами от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 29.12.2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Многие промышленные предприятия, включая Группу, в 2018 году заключили крупные государственные контракты, отгрузка по которым будет происходить в 2019 году и позднее, и по которым, в соответствии с текущим законодательством, практически невозможно скорректировать утверждённые заказчиком цены. Фактически это означает, что, в связи с увеличением ставки НДС на 2 процентных пункта, предприятия будут вынуждены принять на себя указанные затраты и уменьшить тем самым собственный финансовый результат по данным контрактам.
Это подтверждается, в том числе, и информационным письмом Минфина России от 28.08.2018 N 24-03-07/61247 "По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость", согласно которому "цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением".
С учетом изложенного, прошу рассмотреть возможность включения в Федеральный закон N 303-ФЗ переходных положений по заключённым до 2019 года государственным контрактам за счет следующих корректировок:
"Пункт 4 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" изложить в следующей редакции:
4. Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 158, пункта 3 статьи 164, абзаца третьего пункта 9 статьи 165 и пункта 5 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года за исключением товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных) в рамках контрактов, заключённых до 1 января 2019 года".
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо с предложением об установлении ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 18 процентов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгружаемых (выполняемых, оказываемых), передаваемых с 1 января 2019 года в рамках государственных контрактов, заключенных до указанной даты, и сообщает.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 303-ФЗ) предусмотрено повышение с 1 января 2019 года размера ставки НДС с 18 до 20 процентов. При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 1 января 2019 года, в том числе государственных и муниципальных контрактов, Федеральным законом N 303-ФЗ не предусмотрено.
Принятие предложения об установлении ставки НДС в размере 18 процентов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгружаемых (выполняемых, оказываемых), передаваемых с 1 января 2019 года в рамках государственных контрактов, заключенных до указанной даты, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов другими налогоплательщиками, реализующими после 1 января 2019 года товары (работы, услуги), имущественные права на основании иных контрактов, заключенных до 1 января 2019 года, что в конечном итоге, приведет к потерям доходов федерального бюджета.
Кроме того, в случае установления ставки НДС в размере 18 процентов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых после 1 января 2019 года по указанным договорам, может возникнуть отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными при реализации, и суммами НДС, предъявленными поставщиками товаров (работ, услуг), которая подлежит возмещению из федерального бюджета в порядке, предусмотренном статьями 176 и 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предложение об установлении ставки НДС в размере 18 процентов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгружаемых (выполняемых, оказываемых), передаваемых с 1 января 2019 года в рамках государственных контрактов, заключенных до указанной даты, не поддерживается.
Что касается изменения цены государственного и (или) муниципального контракта в связи с вступлением в силу с 1 января 2019 года указанных положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ, то позиция Минфина России по данному вопросу представлена участникам контрактной системы в информационном письме Минфина России от 28 августа 2018 г. N 24-03-07/61247, размещенном на официальном сайте Минфина России по адресу: www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/application/, а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=24935.
Также следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательство о контрактной системе основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно статье 432 Гражданского кодекса существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Вместе с тем размер процентной ставки НДС не является условием договора, относительно которого между сторонами должно быть достигнуто соглашение, а также условием существенным или необходимым для договора поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (в том числе приобретения недвижимого имущества или аренды имущества).
Таким образом, ставка НДС может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время Минфином России прорабатывается вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих право заказчика по соглашению сторон изменять цену контрактов, подлежащих исполнению после 1 января 2019 года, с учетом изменения ставки НДС.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.