Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 декабря 2018 г. N 03-03-06/1/91694
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения статьи 261 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части сроков уведомления налогоплательщиком налогового органа о признании суммы займа, предоставленного по соответствующему договору займа, в качестве займа на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Согласно положениям подпункта "б" пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2018 N 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.2019 статья 261 Кодекса дополняется пунктами 10-12.
Пунктом 10 статьи 261 Кодекса (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2019) определено, что к расходам на выполнение работ по освоению природных ресурсов также относятся расходы налогоплательщика, предоставившего заем на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта по договору займа, удовлетворяющему условиям, установленным пунктом 11 статьи 261 Кодекса, в размере такого займа (без учета начисленных процентов) в случае прекращения обязательств по этому договору займа в полном объеме без удовлетворения имущественных требований налогоплательщика в связи с окончанием работ на указанном зарубежном геолого-разведочном проекте и признанием такого проекта экономически нецелесообразным и (или) геологически бесперспективным. Указанные расходы учитываются в порядке, установленном пунктом 12 статьи 261 Кодекса.
При этом займом на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта признается предоставление имущества по договору займа, одновременно удовлетворяющему условиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 261 Кодекса, а именно:
договор займа заключен между российской организацией как заимодавцем и иностранной организацией, непосредственно осуществляющей деятельность по реализации зарубежного геолого-разведочного проекта, как заемщиком, при этом являющейся взаимозависимым лицом указанной российской организации в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 Кодекса на протяжении всего срока действия такого договора займа;
договор займа впервые заключен после 1 января 2018 года;
договор займа предусматривает условие использования заемщиком полученного по договору займа имущества исключительно на осуществление деятельности по реализации зарубежного геолого-разведочного проекта;
российская организация - налогоплательщик приняла решение о признании суммы займа, предоставленного по соответствующему договору займа на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта для целей налогообложения.
Указанное решение российской организацией - налогоплательщиком принимается один раз и не подлежит изменению в дальнейшем. При этом такой налогоплательщик уведомляет налоговый орган по месту своего учета об указанном решении не позднее 1-го числа налогового (отчетного) периода, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором заключен соответствующий договор займа.
При этом, учитывая неоднозначное понимание формулировки данной нормы в части срока уведомления налогового органа о принятом решении по соответствующим суммам займа, в настоящее время готовятся поправки в Кодекс, которыми предполагается, что уведомлять налоговый орган об указанном решении необходимо не позднее 1-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором заключен соответствующий договор займа.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.