Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 декабря 2018 г. N 03-07-11/95293
Вопрос: С 1 января 2018 года в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) вступили в силу изменения, регулирующие порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (восстановления принятых ранее к вычету сумм НДС) налогоплательщиками при получении субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. В связи с данными изменениями у акционерного общества (далее - АО) с 1 января 2018 года возникла обязанность восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету, и связанный с приобретением товаров (работ, услуг) при получении субсидий из федерального бюджета независимо от того, покрывает ли субсидия такие затраты с учетом или без учета сумм входного НДС.
Основываясь на положениях НК РФ, вступивших в силу с 1 января 2018 года, АО во 2 квартале 2018 года восстановила суммы НДС по расходам на приобретение товаров, работ и услуг, компенсируемым субсидией, на сумму 12 146 тысяч рублей.
3 августа 2018 года был принят Федеральный закон N 303-ФЗ (далее - ФЗ N 303), в соответствии с п. 3 ст. 4 которого положения п. 1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ФЗ N 335) применяются в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав), приобретенных организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств.
ФЗ N 303 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых ФЗ N 303 устанавливает иные сроки вступления их в силу. При этом в отношении п. 3 ст. 4 ФЗ N 303 иные сроки вступления в силу не установлены.
Указанные выше положения можно интерпретировать таким образом, что у АО возникает право не восстанавливать соответствующие суммы входного НДС в отношении субсидий, полученных с момента вступления ФЗ N 303 в силу и до 31 декабря 2018 года (т.е. только в отношении 3 и 4 кварталов 2018 года).
Исходя из пояснительной записки к тексту внесенного в Государственную Думу законопроекта указано, что данным законопроектом "предлагается предоставить налогоплательщикам-производителям право не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, полученных в 2018 году на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники".
В связи с существующей неопределенностью в трактовке положений п. 3 ст. 4 ФЗ N 303 просим ответить на следующий вопрос:
Может ли АО вернуть из бюджета ранее восстановленный и уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 12 146 тысяч рублей по полученной 21.05.2018 субсидии на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения положений статьи 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 303-ФЗ) и сообщает.
С 1 января 2018 года на основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 335-ФЗ) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат независимо от факта включения суммы НДС в субсидии и (или) бюджетные инвестиции.
Статьей 4 Федерального закона N 303-ФЗ, вступившего в силу с 3 августа 2018 года, установлено, что налогоплательщики, поименованные в данной статье, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, применяют положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ, согласно которым восстановлению подлежали суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), только в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая НДС), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Учитывая изложенное, начиная с 3 августа 2018 года вышеуказанные налогоплательщики вправе уточнить свои обязательства по уплате НДС за I и II кварталы 2018 года в отношении сумм НДС, восстановленных на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в редакции Федерального закона N 335-ФЗ, в случае, если к ним не применяются нормы подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 335-ФЗ.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.