Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 ноября 2018 г. N 46982-ДВ/08
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с протоколом от 27 октября 2018 г. N 572-ПРМ-ВЯ совещания Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации В.В. Якушева о разъяснении условий и порядка (включая сроки) признания проектной документации экономически эффективной, Минстрой России сообщает.
Основными задачами института экономически эффективного проектирования являются:
экономия затрат на проектирование и строительство (Одним из критериев экономической эффективности является не превышение стоимости строительства над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, определенной с применением укрупненных нормативов цены строительства, а в случае отсутствия утвержденных укрупненных нормативов цены строительства не превышение подтвержденной органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы, сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство. Данный критерий не позволяет проектировщикам закладывать избыточные объёмно-планировочные решения, а также уменьшает разброс стоимости объектов аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство);
сокращение сроков на проектирование (При использовании проектной документации из реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования сокращаются сроки проектирования, ввиду того, что фактически происходит привязка проекта);
сокращение сроков прохождения экспертизы проектной документации (В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1169 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" при представлении на государственную экспертизу проектной документации, разработанной с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования, ее оценка на предмет соответствия требованиям технических регламентов, не проводится в отношении разделов проектной документации, которые не подвергались изменению и полностью соответствуют проектной документации повторного использования).
Во исполнение подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 февраля 2016 г. N Пр-369 о принятии нормативных актов, предусматривающих обязательное использование наиболее экономически эффективных проектов повторного применения при создании объектов капитального строительства с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) использования, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, 3 июля 2016 года принят Федеральный закон N 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 368-ФЗ).
Федеральным законом N 368-ФЗ закреплено понятие "экономически эффективная проектная документация повторного использования", определен круг лиц, осуществляющих подготовку проектной документации с обязательным использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридическим лицом, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов.
В соответствии с частью 1 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) экономически эффективной проектной документацией повторного использования признается проектная документация объекта капитального строительства, которая получила положительное заключение экспертизы и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства объекта аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.
При подготовке проектной документации в целях строительства особо опасных, технически сложных, иных определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации объектов капитального строительства, а также в целях реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, применение экономически эффективной проектной документации повторного использования не требуется. Однако данная проектная документация, не подлежащая повторному применению, должна соответствовать критериям экономически эффективной проектной документации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1159, а именно:
а) не превышение стоимости строительства над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, определенной с применением укрупненных нормативов цены строительства, а в случае отсутствия утвержденных укрупненных нормативов цены строительства, не превышение подтвержденной органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы, сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
б) объект капитального строительства, предусмотренный в проектной документации, имеет подтвержденный заключением государственной экспертизы класс энергетической эффективности не ниже класса "С", за исключением объектов, на которые не распространяются требования энергетической эффективности в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Отмечается, что обязательство применения экономически эффективной проектной документации повторного использования предусмотрено правилами предоставления субсидии на софинансирование строительства различных функциональных объектов, в том числе:
- государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- государственной программой Российской Федерации "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р.
Ввиду установления требований обязательства применения экономически эффективной проектной документации повторного использования в федеральных программах на софинансирование строительства, сложилась ситуация, при которой в Минстрой России направляются проекты, не подлежащие повторному применению, например:
проектная документация реконструкции существующего здания, включающая в себя строительство отдельных несамостоятельных блоков;
мероприятия по выкупу помещений на первом этаже многоквартирных жилых домов с целью их переоборудования под детские дошкольные учреждения.
Данная проектная документация в соответствии с частью 4 статьи 48.2 ГрК РФ не может быть признана Минстроем России экономически эффективной проектной документацией повторного использования.
В случае, когда в программе софинансирования строительства предусмотрено выделение денежных средств на реконструкцию, включающую в себя в том числе строительство пристроек, реконструкцию, капитальный ремонт и (или) выкуп, Минстрой России считает некорректным требование включения таких проектов в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования.
В связи с чем Минстрой России подчеркивает необходимость правильного определения условий применения экономически эффективной проектной документации повторного использования при формировании правил выделения субсидий софинансирования на строительство.
Также в соответствии с Федеральным законом N 368-ФЗ и Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нецелесообразно признание экономически эффективной проектной документации объекта аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории с объектом, включенном ранее в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования.
В таких случаях государственный заказчик вправе использовать проект из реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования, привязать его, и в случае необходимости в задании на проектирование предусмотреть изменения проектной документации с целью выполнения требований сводов правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521.
С целью осуществления полномочий по признанию проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования Минстроем России приказом от 27 сентября 2017 г. N 1273/пр создан Нормативно-технический совет по признанию проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования и рассмотрению показателей укрупненных нормативов цены строительства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (далее - нормативно-технический совет).
Заседание нормативно-технического совета проводится ежемесячно в 20-х числах. Документация, направленная за 5 дней до заседания нормативно-технического совета, рассматривается на следующем заседании.
Ежемесячно на заседание нормативно-технического совета выносится около 100 объектов капитального строительства. Статистические данные о количестве рассматриваемой проектной документации на заседаниях нормативно-технического совета в 2018 году приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
N |
Месяц |
Количество рассмотренных проектов на заседании |
Количество проектной документации, признанной экономически эффективной проектной документацией повторного использования |
Количество проектной документации, не признанной экономически эффективной проектной документацией повторного использования |
1 |
Январь |
20 |
5 |
15 |
2 |
Февраль |
71 |
34 |
37 |
3 |
Март |
71 |
39 |
32 |
4 |
Апрель |
119 |
46 |
73 |
5 |
Май |
99 |
42 |
57 |
6 |
Июнь |
136 |
68 |
73 |
7 |
Июль |
143 |
97 |
46 |
8 |
Август |
142 |
70 |
72 |
9 |
Сентябрь |
67 |
49 |
18 |
10 |
Октябрь |
185 |
138 |
47 |
По состоянию на 26 октября 2018 г. в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования включены сведения о проектной документации в отношении 729 объектов капитального строительства, в том числе:
детские дошкольные учреждения - 273 объекта;
общеобразовательные учреждения - 232 объекта;
объекты социального обслуживания - 22 объекта;
объекты здравоохранения - 40 объектов;
спортивные здания и сооружения - 59 объектов;
объекты коммунального обслуживания - 19 объектов;
жилые дома - 69 объектов;
административные здания - 5 объектов;
линейные объекты - 9 объектов;
прочее - 1 объект.
Также сообщается, что приказ Минстроя России от 24 сентября 2015 г. N 682/пр "Об утверждении методических рекомендаций по использованию типовой проектной документации, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации" является действующим и предполагает возможность использования проекта из реестра типовой проектной документации.
Таким образом, на сегодняшний день имеется возможность многократного использования проектной документации как из реестра типовой проектной документации, так и из реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство. Например, при отсутствии в реестрах проектов детских дошкольных учреждений Калужской области, имеется возможность использования проектной документации, разработанной для объекта капитального строительства Тульской (5 проектов), Воронежской (11 проектов) или Белгородской (8 проектов) областей.
Кроме того, наиболее распространенными ошибками, допускаемые при направлении проектной документации в адрес Минстроя России с целью признанию ее экономически эффективной проектной документацией повторного использования являются:
документация не соответствует требованиям сводов правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521;
в заключении о достоверности сметной стоимости отсутствует информация о том, что сметная стоимость не превышает предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с применением утверждённых сметных нормативов;
не представлен документ, подтверждающий передачу исключительного права на проектную документацию субъекту РФ или муниципальному образованию Российской Федерации;
направление документации в нарушение требования постановления Правительства Российской Федерации N 389;
документация не может быть признана экономически эффективной проектной документацией ввиду отсутствия такого требования, в соответствии с частью 4 статьи 48.2 ГрК РФ, а также при наличии объекта аналога в реестре экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Отмечается, что документация, рассмотренная на заседании нормативно-технического совета и в отношении которой принято решение о нецелесообразности признания ее экономически эффективной, как правило корректируется, и повторно направляется в Минстрой России.
Можно отметить повышение качества подготовки проектной документации, направляемой в Минстрой России, с целью ее признания экономически эффективной проектной документацией повторного использования.
|
Д.А. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минстрой проанализировал нормы законодательства по вопросам признания проектной документации экономически эффективной, разъяснил порядок ее применения. Также ведомство указало на проекты, которые нельзя применять повторно:
- реконструкция существующего здания, включающая в себя строительство отдельных несамостоятельных блоков;
- выкуп помещений на первом этаже многоквартирных жилых домов для их переоборудования под детские сады.
Кроме того, Министерство обратило внимание на ошибки, допускаемые при направлении проектной документации для признания экономически эффективной. Например, в заключении о достоверности сметной стоимости отсутствует информация о том, что сметная стоимость не превышает предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную по сметным нормативам; не предоставлен документ о передаче исключительного права на документацию региону или муниципалитету.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 ноября 2018 г. N 46982-ДВ/08
Текст письма официально опубликован не был