Письмо Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2017 г. N ЦА/61741/17 "О подключении к сетям газораспределения"

 

ФАС России рассмотрела обращение о разъяснении законодательства, при присоединении объектов сети газораспределения к другой сети газораспределения (далее - присоединение "сеть-сеть"), и сообщает.

1. По вопросу определения понятия "заявитель".

В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения), запрос о предоставлении технических условий должен содержать информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения, в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

Согласно пункту 2 Правил подключения "заявитель" - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности, в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

Исходя из взаимосвязи указанных положений, в случае строительства новой сети газораспределения и (или) газопотребления с целью присоединения её к существующей сети газораспределения, за выдачей технических условий обращается юридическое лицо, строительство газопровода которого предусмотрено программой газификации, утвержденной в соответствии с Правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. N 903.

Разъяснение порядка формирования программ газификации, в том числе порядок включения в программу газопроводов, не принадлежащих газораспределительной организации, входит в компетенцию Минэнерго России.

Необходимо отметить, что в случае не предоставления заявителем информации в соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил подключения, согласно пункту 12 Правил подключения исполнитель в течение 5 дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.

Исходя из дефиниции "заявитель" подача заявки на выдачу технических условий физическим лицом, в случае присоединения "сеть-сеть", для реконструкции газопровода заявителя, принадлежащего на праве собственности, Правилами подключения не предусмотрено. Заявителем в данном случае может быть только юридическое лицо.

Заявителем согласно пункту 2 Правил подключения может являться только владелец сети газораспределения и (или) газопотребления, следовательно, выдача технических условий возможна только в случае предоставления документов, подтверждающих право собственности на существующую сеть (в случае ее реконструкции). Таким образом, арендатор в указанной ситуации не может выступать заявителем, и если к заявке на выдачу технических предоставляется иное законное основание владение объектов сети газораспределения и (или) газопотребления (аренда, безвозмездное пользование, концессия, лизинг и пр.), то исполнитель вправе отказать в выдаче технических условий.

2. По вопросу определения понятия "исполнитель".

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения "исполнитель" в случае присоединения "сеть-сеть" - собственник или иной законный владелец сети газораспределения и (или) газопотребления, к которой производится подключение (технологическое присоединение).

Заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.

Таким образом, заявитель вправе обратиться с заявкой на выдачу технических условий, не только к газораспределительной организации, но и к собственнику или иному законному владельцу сети газораспределения и (или) газопотребления, который не оказывает услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

В соответствии с Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент), под сетью газораспределения понимается единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления; под сетью газопотребления - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.

В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), до начала использования газа в качестве топлива покупатель должен выполнить технические условия на присоединение к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования. Технические условия на подключение к газораспределительной системе выдаются соответственно газораспределительной организацией.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Исходя из взаимосвязи положений вышеуказанных нормативных правовых актов собственником сети газораспределения не может являться физическое лицо, а также являться исполнителем при присоединении "сеть-сеть".

3. По вопросу заключения договора о подключении при присоединении "сеть-сеть".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 N 727 (далее - постановление N 727) внесены изменения в разделы I и II Правил подключения, в части распространения их на случаи подключения "сеть - сеть". Положения раздела II Правил подключения регламентируют порядок действий при направлении запроса о выдаче технических условий, а положения раздела VI Правил подключения регламентируют порядок действий при направлении заявки о заключении договора о подключении.

Согласно статье 23.2 Закона о газоснабжении государственному регулированию подлежит плата за подключение газоиспользующего оборудования.

Учитывая, что постановлением N 727 не внесены изменения в раздел VI, следовательно, договор о подключении в случае присоединения "сеть - сеть" не заключается, плата за подключение объекта сети газораспределения и (или) газопотребления государственному регулированию не подлежит

В соответствии с частью 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, и такое лицо ГК РФ определяет, как собственника.

Следовательно, построенный заявителем газопровод, в случае присоединения "сеть-сеть" остается в собственности и эксплуатационной ответственности за заявителем.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время разработан проект изменений в Закон о газоснабжении согласно которому по обращению заявителя возможно передать право собственности на вновь построенные сети в собственность газораспределительной организации.

4. По вопросу внесения изменений в типовые формы.

Типовые формы, утвержденные постановлением Правительства N 713 от 19.06.2017 (далее - типовая форма), распространяют свое действие на случаи подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения и (или) газопотребления.

Таким образом, форма запроса на выдачу технических условий и форма технических условий при присоединении "сеть-сеть" может быть составлена в произвольной форме с учетом положений пунктов 7, 8 и 28 Правил подключения.

5. По вопросу обязанности выдачи технических условий.

Пунктом 13 Правил подключения предусмотрено, что при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель обязан определить и предоставить заявителю технические условия.

Исполнитель при присоединении "сеть-сеть" определяет техническую возможность с учетом положений Правил подключения, следовательно, на исполнителя при присоединении "сеть-сеть" распространяются положения пункта 24.1 Правил подключения.

При этом отмечаем, что за нарушение порядка подключения, регламентированного Правилами подключения, предусмотрена административная ответственность, предусмотренная статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Таким образом в случае не соблюдения пункта 24.1 Правил подключения исполнитель может быть привлечен к административной ответственности. В случае невозможности привлечения к административной ответственности, защиту нарушенных прав можно осуществить в судебном порядке.

6. О перечне документов, необходимых для установления платы за подключения по индивидуальному проекту.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 105 Правил подключения к заявлению об установлении платы прилагаются в том числе расчет необходимой валовой выручки по подключению (технологическому присоединению) с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, исполнителю необходимо предоставить документы обосновывающие расчет платы за технологическое присоединение.

Дополнительно сообщаем, что ФАС России разработала ведомственный акт "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину" (далее - проект приказа). Проектом приказа установлен закрытый перечень документов, предоставляемых для утверждения платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину.

7. По вопросу корректировки типовой формы договора о подключении.

Согласно пункту 62 Правил подключения договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), с соблюдением особенностей, определенных Правилами подключения.

Пунктом 83 Правил подключения предусматривается перечень существенных условий договора, в том числе размер платы за технологическое присоединение, а также перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий.

В соответствии с частью 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Пунктом 81 Правил подключения предусмотрено, что договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.

Согласно статьям 450, 451 ГК РФ договор может быть изменен по соглашению сторон или в судебном порядке.

Кроме того, пунктом 15 типовой формы договора о подключении предусмотрено, что настоящий договор может быть расторгнут или изменен по соглашению сторон, оформленному в письменной форме, а также по требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим договором.

Таким образом, типовая форма договора может быть изменена в соответствии с обязательствами предусмотренными пунктом 83 Правил подключения.

 

 

А.Г. Цыганов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2017 г. N ЦА/61741/17 "О подключении к сетям газораспределения"


Текст письма официально опубликован не был