Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение от 17.05.2017 N ИСХ-17/РЭК-3072 и сообщает.
1. По вопросу учета органом регулирования тарифов переданного в аренду составных частей объекта электросетевого хозяйства при установлении цен (тарифов).
Согласно статье 3 Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В абзаце 11 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, дано определение понятия территориальной распределительной сети как комплекса не входящих в состав ЕНЭС электрических сетей, линий электропередач и оборудования, используемого для передачи электроэнергии.
В соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предметом аренды может быть самостоятельная индивидуально-обособленная вещь, при аренде которой используются ее индивидуальные потребительские свойства.
Согласно определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2008 N 11183/08 по делу N А40-55912/07-91-509, электрическое оборудование, в силу ГОСТ 24291-90, является составной частью подстанции, следовательно, подстанция является неделимым объектом.
Также Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа со ссылкой на статью 3 Закона об электроэнергетике, пункты 24, 25 и 37 ГОСТа 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, и вводной части Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, указал, что по смыслу указанных нормативных положений не предусматривается возможности деления трансформаторной подстанции на здание и оборудование. В этой связи помещения зданий трансформаторных подстанций и смонтированное в них электросетевое оборудование следует рассматривать согласно статье 134 ГК РФ как единую сложную вещь.
Из указанного следует, что передача в аренду имущества может быть только целого объекта - подстанции, являющейся объектом недвижимого имущества.
2. По вопросу истребования органом регулирования тарифов документов, подтверждающих право собственности арендодателя на переданные по договору аренды объекты электросетевого хозяйства.
Пунктом 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 N 1178, установлено право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в случае возникновения необходимости уточнений предложений либо их обоснований запрашивать дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Кроме того, согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо разрешение на строительство. Вместе с тем, пунктом 5 части 17 ГрК РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ"
Таким образом, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии могут отказывать в регистрации прав на объекты электроэнергетики, как не относящиеся к недвижимому имуществу, в случаях, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации установлено, что они отнесены к объектам, не требующим получения разрешения на строительство, либо по иным основаниям.
Учитывая изложенное, заключения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отказе в государственной регистрации договоров аренды или купли-продажи объектов электросетевого хозяйства в связи с тем, что указанные объекты не относятся к объектам недвижимого имущества, могут приниматься регулирующими органами в составе документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, и являются основанием для установления в отношении таких объектов соответствующих тарифов на передачу электроэнергии.
3. По вопросу соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в части срока действия договора аренды электросетевого хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 N 1056, вступающим в силу 01.01.2017, вносятся изменения критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии ТСО), согласно которым для соответствия Критериям ТСО с 01.01.2017 необходимо подтвердить право собственности и (или) иное законное основание со сроком не менее долгосрочного периода регулирования на трансформаторные и иные подстанции с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также на линии электропередач (воздушные и (или) кабельные), расположенные и используемые для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критерий ТСО, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 и номинальных классов напряжения.
Следовательно, если организация владеет на правах аренды объектами электросетевого имущества, то для соответствия Критериям ТСО срок таких договоров должен быть определен и составлять не менее долгосрочного периода регулирования. Указанное требование достаточно выполнить в отношении минимального объема объектов электросетевого хозяйства, который достаточен для определения соответствия Критериям ТСО.
Кроме того, сообщаем, что расходы на обслуживание объектов электросетевого имущества, переданных по договорам аренды, заключенным на срок менее долгосрочного периода регулирования, а также расходы по данным договорам, включаются в состав необходимой валовой выручки в размере, определенном в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, при условии соответствия организации Критериям ТСО.
|
В.Г. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 6 июня 2017 г. NВК/38133/17 "О представлении разъяснений положений действующего законодательства в сфере электроэнергетики"
Текст письма официально опубликован не был