Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2018 г. N 81-АПГ18-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергокомпания" о признании не действующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 7 декабря 2017 г. N 458 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области" по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 17 июля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергокомпания" Шина С.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также - РЭК Кемеровской области, регулирующий орган) от 7 декабря 2017 г. N458 (далее - Постановление N458) установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области, с применением методов аналогов в соответствии с приложением N 2 к названному акту.
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергокомпания" (далее - ООО "Кузбасская энергокомпания", Общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать Постановление N 458 не действующим с момента принятия в части установление нормативов для г. Полысаево и г. Тайга Кемеровской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что оспариваемые нормативы являются экономически необоснованными, поскольку рассчитаны регулирующим органом с нарушениями установленного порядка, на основе недостоверных данных. Общество оказывает услуги по горячему водоснабжению на территории названных населенных пунктов по тарифам, установленным регулирующим органом, которые рассчитываются с учетом норматива расхода тепловой энергии, и применение РЭК Кемеровской области незаконно установленных нормативов в расчетах тарифов на горячую воду для ООО "Кузбасская энергокомпания" нарушило права Общества, так как повлекло за собой уменьшение размера указанных тарифов в 2018 г.
Решением Кемеровского областного суда от 17 июля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе РЭК Кемеровской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Обществом и прокуратурой Кемеровской области поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относится, в частности, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно пункту 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных норм, а также пунктов 1.2, 3.65, 5.2-5.5 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 года N 371, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что оспариваемое постановление принято РЭК Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме на заседании Правления.
Также суд установил, что Постановление N 458 надлежащим образом доведено до всеобщего сведения путем размещения на Интернет-сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области" www.recko.ru, который является официальным источником опубликования актов Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в соответствии с пунктом 2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. N 218 "Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области".
В соответствии с пунктами 13,19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к этим правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил N 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения N 1 к названным правилам (пункт 34 Правил N 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 31 - 32.2 Правил N 306.
Так, в частности, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей. При этом информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов.
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
В данном случае судом установлено, что РЭК Кемеровской области был нарушен порядок формирования выборки, поскольку информация о соответствующей оснащенности многоквартирного дома или жилого дома была запрошена не у органов местного самоуправления, а у ресурсоснабжающих организаций, в распоряжении которых отсутствует актуальная проектная документация по жилому фонду. Орган регулирования не установил фактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов. При формировании выборки по группам многоквартирных домов не учитывался вид системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая), и, соответственно, при расчетах и утверждении нормативов не произведена дифференциация нормативов с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая). Снятие показаний приборов учета производилось не на текущие даты в соответствии с утвержденным Планом проведения измерений и снятия показаний приборов учета в 2017 г., а по архивным данным 2015-2016 гг., хранящимся в памяти приборов учета. Орган регулирования не устанавливал даты начала и окончания отопительного периода по каждому муниципальному образованию, в котором производилось снятие показаний приборов учета.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что порядок и процедура реализации положения пункта 32.2 Правил N 306 не регламентированы, поэтому не обладают признаком представительно-обязывающего характера основаны на неправильном толковании нормы материального права.
Согласно пункту 32.2 Правил N 306 информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг, только при отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома.
В силу пункта 9.1 Правил N 306, на который ссылается в жалобе административный ответчик, для установления нормативов подлежат использованию поступающие от ресурсоснабжающих организаций сведения, предусмотренные пунктом 38 данных правил, а именно, показания приборов учета.
Таким образом, при определении выборки использование предоставленных ресурсоснабжающими организациями сведений не допускается, если только они не являются одновременно исполнителями коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, названный план содержит сведения, устанавливающие сроки проведения мероприятий по снятию показаний приборов учета в домах из сформированного объема выборки (пункты 37 и 38 Правил N 306).
Полно и всесторонне исследовав имеющиеся в административном деле доказательства, оценив их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении административным ответчиком процедуры сбора данных об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученных с использованием приборов учета. Доводы апелляционной жалобы вывод суда не опровергают.
Решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кемеровского областного суда от 17 июля 2018 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2018 г. N 81-АПГ18-21
Текст определения официально опубликован не был